UA / RU
Поддержать ZN.ua

АН-225 "Мрия" это фетиш советской промышленности, рынок не нуждается в таких самолетах — инженер-испытатель

Однако "Мрия" всегда была символом. Это самолет, который заставляет смотреть на него, и думать: "Это Украина".

Отстроить самолет АН-225 "Мрия" вполне реально, если найдется инвестор, который согласится вложить деньги в проект, однако экономической целесообразности восстанавливать этот самолет пока нет. Об этом в эфире "Радио НВ" заявил бывший инженер-испытатель "Конструкторского бюро Антонов" Константин Криволап, испытывавший АН-124 "Руслан" и АН-225 "Мрию".

По словам инженера-испытателя, "Мрия" - это был последний фетиш советской промышленности.

Он подчеркнул, что во все времена большой кадровой проблемой КБ Антонов был глубоко пенсионный возраст всех его первых и основных специалистов. А ориентация на Россию в свое время добила украинское авиастроение. Причем Россия сознательно влияла на такой курс ведущего авиапредприятия из Украины.

"Когда были предложения и от Boeing, и от Airbus вступать в какие-то альянсы, мы сильно делали пальцы веером и рассказывали, какие мы крутые: «Мы велики. Мы создали Руслан и Мечту, поэтому всякие Boeing и Airbus нам „пятки не щекотали“. Я считаю, что это все старая операция ФСБ, начиная с 2000-х годов", - подчеркнул Криволап.

Он также отметил, что потребности восстанавливать "Мечту" не видят и такие ведущие мировые авиастроители, как Boeing и Airbus.

"Потребности не видит ни компания Boeing, ни компания Airbus. Я присоединяюсь к их мнению, потому что тоже не вижу таких потребностей рынка, которые требуют строительства АН-225", - подчеркнул специалист.

В то же время, он признал, что "Мрия" для Украины всегда была символом.

"Это самолет, который заставляет смотреть на него, когда он приземляется, когда он взлетает, когда находится в аэропорту. Сразу же понятно: это Украина", - отметил Криволап.

Если смотреть на этот вопрос с такой точки зрения, тогда, по его словам, единственная проблема – это найти инвестора проекта.

"Если есть спонсор, инвестор, которому необходим такой самолет в имиджевых целях, или он захочет сделать там вип-казино, или туристический кейс, — почему нет? Я пытаюсь найти экономическую целесообразность этого проекта. Восстановить можно. Но, опять же, при наличии инвестора. Рынка для этой машины я не вижу. И не только я не вижу", - подчеркнул он.

Напомним, в феврале стало известно, что в результате воздушной атаки войск РФ на аэропорт Гостомель под Киевом был сожжен самый большой самолет в мире украинского производства - АН-225 "Мрия". Это произошло 24 февраля. Уничтожение самолета было названо вандализмом мирового масштаба.

Ровно через месяц ГП "Антонов" заявило о создании фонда для сбора средств для восстановления самолета "Мрия". Сумма не была названа. А на сегодняшний день эта публикация больше недоступна.

В 2019 году строительство второй "Мрии" оценивалось Украиной в 300-400 миллионов долларов.

После уничтожения самолета Посольство США в Украине заявило, что Соединенные Штаты никогда не забудут "Мрию", доставившую тонны критических медицинских товаров в США весной 2020 года во время наивысшей волны пандемии COVID-19.