Что известно широкому кругу читателей о городе Желтые Воды? Его название в первую очередь вызывает ассоциации на историческую тему: под Желтыми Водами кровью казацкого войска под предводительством гениального полководца Богдана Хмельницкого написаны страницы нашей славной летописи. И уж потом кто-то вспомнит, что где-то там вроде бы находятся урановые рудники, о которых раньше ходили лишь слухи (закрытая тема). Вот, пожалуй, и все.
О том, как раскопали урановые руды в Желтых Водах, бытует такая легенда. Еще с казацких времен эти места называли «проваллям», «гиблим мiсцем» и местные жители старались обходить стороной глубокие, вырытые поверхностным и подземным стоком овраги. И тем не менее туда проложили тропу женщины. Ходили они не просто смотреть на «провалля», а за белой глиной. Так в народе назывался каолин (говоря научным языком, продукт разрушения верхней трещиноватой части гранитов). Этой глиной белили хаты по всей Украине.
Вошла в легенду баба Ульяна, носившая из природного карьера не только глину, но и камни, которых на вскрытой поверхности гранитных пород было много, и сложила себе из них ограду.
И надо же тому быть: как-то у нее остановились геологи. По всем признакам, на Украинском кристаллическом щите должна быть урановая руда. Ее и искали. Утром, перед выходом на маршрут, участники экспедиции проверяли свою аппаратуру и удивились: приборы не работали.
Причиной их неисправности оказались... камни в ограде.
Много с тех пор воды утекло. Сейчас на месте балки - выработанный карьер, не подлежащий серьезной рекультивации из-за своих огромных размеров (около 1 куб. км). Какой-то неземной, почти мистический рельеф открывается взору у края карьера - будто эту ужасающую пропасть разверз сам молох в назидание людям. (Кстати, на отвалах пустой породы, близ края карьера, где были проведены замеры радиоактивности, максимальное значение достигало 526(!) мкР/ч.)
Начиная с 1991 года добыча урановой руды в Желтых Водах законсервирована. Действует только шахта «Новая», где добываются железная и полиметаллические руды. Как объяснили представители администрации шахты, содержание урана в имеющейся здесь руде невысоко и его разработка сегодня экономически не выгодна. Однако наследие прошлого продолжает сказываться, экологическая обстановка в городе остается очень неблагополучной.
Специфической особенностью города является то, что опасные в радиационном отношении объекты были заложены в основном в его пределах, а также в непосредственной близости и в полном объеме негативно влияли на его жителей (сейчас в г.Желтые Воды проживает 65 тыс. человек). Значительное воздействие на радиационную обстановку в городе имели разработки уранового месторождения в 50-е годы, когда «по требованию времени» никто не считался с т. н. человеческим фактором.
Кроме разработки месторождения урановых руд открытым и шахтным способами, сопровождающимися радиоактивной пылью, отвалами, выделением газа радона, при производстве уранового конденсата на гидрометаллургическом заводе (ГМЗ) образуется еще и огромное количество низкорадиоактивных жидких отходов. Эти отходы в виде пульпы сбрасываются в хвостохранилище, созданное в перегороженной плотиной балке Щербаковская. Хвостохранилище площадью 25 га находится в 1,5 км от города, а объем отходов, накопленных в нем, составляет 22141,6 тыс. куб. метров при общей активности 48363 Ки. Нигде в мире нет хранилищ с таким объемом опасных жидких отходов. (Для сравнения: хранилище подобного класса находится в США, его объем лишь 2800 тыс. куб. м). Большие объемы накопленных сточных вод привели к полному загрязнению подземных водоносных горизонтов. Сейчас водоснабжение города осуществляется из канала Днепр-Кривой Рог.
В 1993-94 гг. трестом «Кировгеология» производились детальные исследования радиационной обстановки в районе города. Было выявлено 6368(!) аномалий с интенсивностью радиации более 120 мкР/ч, в том числе: 5909 аномалий - от 120 до 1000 мкР/ч, 397 - от 1000 до 3000 мкР/ч. Около 70% (3823) таких мест выявлено на территории частного сектора в фундаментах и подмостках строений.
Как рассказал главный эколог города В.Ляшенко, такая радиационная обстановка в г.Желтые Воды обусловлена как добычей и переработкой урана, так и тем, что при строительстве дорог, площадей и жилых домов использовался камнещебневой радиоактивный материал - «пустая» порода. (Как тут не вспомнить легендарную бабу Ульяну - настолько заразителен оказался ее пример!) То ли из-за недостатка знаний у власть предержащих города, то ли из-за отсутствия надежного радиометрического оборудования - одно известно: горные породы широко использовались при строительстве жилья частного сектора, дорог, тротуаров, даже отмосток в детских садах и школах. Отсюда и неудивительно, что в Желтых Водах «рак помолодел».
Очень острой для города остается проблема радиоактивного газа радона. В 70,5% обследованных зданий его содержание в шесть раз выше нормы. Из-за превышения стандартов по радону в городе были закрыты два детских сада.
Понятно, что такое катастрофическое состояние окружающей среды не могло не повлиять на здоровье населения. Сегодня в городе на медицинском учете состоит 40 тысяч человек (из 65 тысяч проживающих). Заболеваемость населения по всем показателям превышает средние значения по Днепропетровской области. Наблюдаются случаи заболевания раком щитовидной железы у детей. Дети, как лакмусовый листочек, первыми реагируют на нарушение экологии среды обитания. Патологии нередко возникают еще на стадии беременности матери, протекающей в экологически неблагополучной обстановке. Дети рождаются с явными отклонениями от нормы, повышенной возбудимостью, запоздалым развитием речи. Часто это сочетается с эндокринной патологией, с параличами, истощаемостью нервной системы и другими физиологическими и психическими нарушениями. Такие дети не могут учиться в обычной общеобразовательной школе.
Рассказывает исполняющий обязанности директора вспомогательной школы Ю.Доценко:
- Школа была открыта к 1 сентября 1988 года по просьбе родителей. Специализированные школы находятся далеко от города, а детей с отклонениями в умственном и физическом развитии много. Это с экологией связано. Сам я из Полтавской области, в Желтые Воды попал по распределению. Поначалу, когда сравнивал ситуацию там и здесь - мне становилось страшно. В школе обучается 98 детей. Некоторые имеют статус инвалида и даже не воспринимают программу нашей школы: учителя занимаются с такими на дому индивидуально. В 8-й школе есть специальные классы для детей, которые не справляются с программой. Есть у нас и специализированный детский садик, где открыта аномальная группа. Это кадры для нашей школы.
Директор шахты «Новая» С.Зыков:
- Сейчас в городе критическое положение с медициной. Критическое! Нет финансирования, работники есть, есть специалисты хорошие... Начинаются сокращения, больные все вернулись недолеченные, закрыли палаты в больнице...
Рабочий:
- По слухам у нас будет одно отделение - хирургическое...
Председатель горисполкома Э.Ханис:
- В таком городе, как наш, нет даже УЗИ...
Заместитель председателя горисполкома В.Ляшенко:
- Мы неоднократно обращались к правительству Украины по поводу того, чтобы городу был дан особый - льготный статус... С принятием постановления Кабмина предлагается решить два крупных блока вопросов: первый касается радиационной защиты населения, второй - социальной защиты.
Сегодня ВостГОК (Восточный горно-обогатительный комбинат) - единственное предприятие, которое еще приносит прибыль и от этого зависит жизнь города Желтые Воды в целом. За счет комбината в 1993-94 годах очищено от источников радиации на локальных аномальных участках около 365 подворий (а нужно 800). Где взять деньги, чтобы ускорить эту работу? Неплатежи постоянные... от города, от Госкоматома, от государства. А ведь еще нужно провести рекультивацию промышленных площадок, отработанного хвостохранилища, да и действующее поддерживать в соответствующем техническом состоянии.
С 1992 года власти города будоражат Кабинет министров Украины своими проблемами, и только в марте этого года принято соответствующее постановление (№184) «О мерах по радиационной и социальной защите населения г.Желтые Воды Днепропетровской области». Таким образом, первый шаг сделан: правительство восприняло проблему города. Но, пока только определен статус города и утверждена программа реабилитации территории. Целевое выделение финансов государством рассчитано до 2004 года. До этого срока загрязненную территорию необходимо привести в соответствие с остальными регионами.
- Это нереально! - считают специалисты ВостГОКа. Программой выделяется на эти цели 120 млрд. карбованцев. Но ведь это в ценах 1993 года!..
Однако власти города воодушевлены и этим, и планируют решить два крупных блока вопросов.
Первый блок касается радиационной защиты населения. В городе должны быть проведены работы по реабилитации загрязненных территорий, включая строительство нового жилья. Кроме того, намечено создание системы экологического мониторинга.
Второй блок касается социальной защиты жителей города. Он включает адресные льготы, которые будут предоставлены пенсионерам, детям, ученикам, беременным женщинам, людям, стоящим на учете в медико-санитарной части.
Средства для решения всех этих проблем будут поступать в специальный фонд - утверждают специалисты горисполкома. Он будет создаваться за счет льготного налогообложения в сфере общегосударственных налогов и сборов. Расчеты показывают, что для реализации этой программы необходимо будет удвоить городской бюджет.
Но известно, что из одной шкуры овцы семь шапок не сшить. Поэтому, по- видимому, правы «востгоковцы», требующие приведения цен к соответствующим инфляционным уровням.
И все же ситуация в городе Желтые Воды может быть изменена. Но, к сожалению, в худшую сторону. Сегодня уже существует новый документ Кабинета министров Украины от 12 апреля 1995 года о создании ядерно-топливного цикла. В соответствии с ним в Украине планируется увеличение в три раза добычи уранового сырья, что станет основой производства собственного ядерного топлива. К сожалению, в этих планах никто не видит обратной стороны медали: трехкратное увеличение уранового производства приведет к соответствующему увеличению техногенной нагрузки на персонал, население и природу в районах добычи и переработки сырья. Такая нагрузка на уже загрязненную территорию создаст прецедент, вследствие которого проживать на данной территории будет смертельно опасно.