UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЖАЖДА У ВОДЫ

В предчернобыльский год из-под пера известного киевского журналиста Вадима Рудника вышла научно-...

Авторы: Владимир Усатенко, Лидия Подолян

В предчернобыльский год из-под пера известного киевского журналиста Вадима Рудника вышла научно-популярная книга «Фабрики чистой воды», экземпляр которой он вручил авторам этой публикации с размашистой дарственной надписью «Чтобы и нам, и потомкам нашим, и землякам, и соседям по планете всегда хватало чистых источников». Написана живо и увлекательно, книга посвящена одной из важнейших проблем современной цивилизации - проблеме чистой воды и предлагаемым наукой путям ее решения, в частности достижениям в этой области известной научной школы химии и регулирования качества воды под руководством академика Л. Кульского, Института коллоидной химии и химии воды им. А. Думанского. Сегодня эти слова-пожелания обретают особо глубинный смысл. Всякий раз они всплывают в памяти, когда подставляем емкости под прозрачную студеную струю артезианской воды, за которой дважды в неделю отправляемся к бювету. А откуда будут черпать завтра живительную влагу наши дети, внуки?.. Хватит ли им чистых источников, хотя бы для питья?

То, что течет сегодня из водопроводного крана, питьевой водой назвать трудно. Специалисты утверждают, что существующие технологии не позволяют получить качественную воду для питья, потому как уровень загрязненности всего Днепровского бассейна таков, что поступающая на водопроводные станции вода не соответствует не только первой категории (на которую рассчитаны применяемые технологии), но даже третьей. Сегодня вода в Днепре и Десне отвечает уровням четвертой категории. Это - сточная вода. И из этой сточной воды вынуждены получать питьевую.

По поводу критического положения с качеством питьевой воды Национальная академия наук в начале марта направила письмо за подписью президента НАНУ академика Б.Патона Президенту Украины Л. Кучме. Ученые НАНУ считают, что необходимо незамедлительно пересмотреть подходы к проблеме и, используя современные научные наработки, строить стратегию на будущее. В Академии наук есть конкретные предложения, как улучшить положение в питьевом водоснабжении. Это и стало предметом нашего разговора с директором Института коллоидной химии и химии воды им. А. Думанского академиком НАН Украины В. ГОНЧАРУКОМ.

- Владислав Владимирович, хоть официально об этом и не говорят, однако известно, что качество питьевой воды в последнее время ухудшилось. Упрекать в этом только службы водоочистки, по-видимому, было бы не оправданно. Есть на то и другие причины…

- Нынешнее десятилетие характеризуется резким подъемом уровня грунтовых вод. Не только на территории Украины, а практически повсеместно, во всех регионах планеты. Это естественный процесс, в природе существуют циклы, которым характерны пиковые периоды. Беда в том, что на природные процессы наложили негативный отпечаток техногенные факторы. Фактически это означает, что работа грунтовых фильтров в недрах пошла вспять, т. е. не сверху вниз, как обычно, а снизу вверх. При таком движении воды из почвы вымываются в открытые водоемы все накопившиеся за века загрязнения. Они, как правило, все оказываются в речной системе. Вот почему произошло мощное (почти в 10 - 15 раз) загрязнение Днепра и Десны.

В этом году город Киев вынужден был перейти на обеспечение деснянской водой, хотя она мало чем отличается от днепровской. Где-то пятую часть из общего объема потребляемой столицей воды составляет артезианская (из юрского и сеноманского горизонта), которая закачивается в систему водопровода и смешивается с днепровско-деснянской. От этого, к сожалению, не улучшается качество 1,5 млн. куб. м (в сутки) поставляемой жителям столицы воды, а только растрачиваются бесценные запасы чистейшей подземной воды. Беда в том, что все наши технологии водоочистки рассчитаны на исходную воду, которая по международной и нашей классификациям относится к первой категории. Такая вода фактически пригодна для питья и требует только обеззараживания. Наши же реки, особенно Днепр, относятся к третьей, а в весенне-летний период - к четвертой категории. Это очень загрязненные, сточные воды. И все технологии, которыми располагает наша страна, в принципе не способны из этой воды сделать качественную питьевую.

Хочу здесь подчеркнуть один важный момент, который почему-то до сих пор не привлек к себе надлежащего внимания. Уходящее ХХ столетие характерно целым рядом величайших открытий, которые в общем-то трудно сопоставить с научными достижениями предыдущих веков. Но самое важное «достижение» (?) заключается в том, что на протяжении этого столетия человечество перешло на потребление техногенной воды. То есть такой воды, которая проходит соответствующую химическую и физическую обработку на водопроводных станциях. Хорошо это или плохо? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Человек не может жить без воды. И если нет хороших источников водоснабжения, из-за отсутствия альтернативы мы вынуждены пользоваться этой водой. Но мы при этом должны просматривать ситуацию намного вперед в том плане, к каким явлениям может привести такая, техногенная, вода.

- Неужели никак нельзя было предвидеть нынешнюю ситуацию с питьевой водой и заблаговременно к ней подготовиться?

- Конечно, нельзя сказать, что случившийся в этом году всплеск загрязнения Днепра и Десны, а также других рек Украины стал для нас неожиданностью. Академия наук имеет ряд подразделений, которые занимаются исследованиями экологической ситуации в стране, изучением долгосрочного влияния на окружающую среду хозяйственных и природных явлений. Мы давно ожидали, что конец ХХ века будет связан с катаклизмами, в основном природного происхождения, но в значительной мере отягощенными техногенными факторами. Мы ожидали загрязнения органикой рек, но на такое мощное, вышедшее за рамки представляемого в прогнозах, откровенно говоря, не рассчитывали. Никогда еще за последних 100 лет днепровская вода не имела такого уровня загрязнения по органике и цветности. И это загрязнение со средины мая ожидается еще большим.

Почему мы бьем тревогу? Основным обеззараживающим агентом в процессе водоподготовки у нас является хлор. В результате обеззараживания такой воды (т. е. с большим содержанием органики) хлором образуется целая гамма - сотни и даже тысячи - опасных хлорорганических соединений. А что такое хлорорганические соединения? Это по существу те же самые пестициды и ядохимикаты. Ведь что такое сейчас водопроводная станция? Это не система очистки воды, это фактически система по синтезу пусть в микроколичествах, но очень токсичных канцерогенных и мутагенных хлорорганических соединений. И при действующей ныне технологии очистки воды избавиться от этих опасных соединений уже невозможно.

- Об этом уже столько говорится, что фирмам по сбыту фильтров для воды даже не приходится особо напрягаться в плане рекламы. Споры о наиболее приемлемой для наших условий технологии водоочистки ведутся давно и, как всегда, безрезультатно. Несколько лет назад на государственном уровне была утверждена программа «Питьевая вода», которую разработал Институт коллоидной химии и химии воды и руководителем которой вы являлись. И что мы теперь имеем?

- По моему глубокому убеждению, нужно принципиально менять технологии водообработки. Наш институт работает над такими технологиями и системами очистки стоков и подготовки питьевой воды много лет. Без ложной скромности могу сказать, что аналогов разрабатываемых нами технологий обработки воды нет в мире. В институте побывали представители многих зарубежных фирм, занимающихся процессами водоподготовки и очистки воды. К сожалению, новинки института далеко не всегда находят применение сначала в нашей стране. Особенно это характерно в последние годы, когда наши предприятия в силу экономического положения не в состоянии реализовать наши технологии у себя. Зато западные и восточные страны проявляют к разработкам нашего института необыкновенный интерес. В последнее время нашими технологиями очень заинтересовались в Израиле, где, как известно, тяжелая ситуация с пресной водой.

В Институте коллоидной химии и химии воды НАНУ сосредоточены практически все известные в мире научные направления, и в этом наше преимущество перед другими научными центрами. У нас нет проблем очистить любую воду. Должен подчеркнуть, что сегодня уровень загрязнения таков, что с помощью одного метода очистить воду нельзя. Мы разработали комплексную технологию получения качественной питьевой воды, при которой используем три-четыре, а если необходимо, то и большее количество методов очистки. Причем подыскиваем оптимальные режимы обработки воды с максимальным эффектом и минимальной стоимостью.

Таким образом, мы предлагаем принципиально новые подходы.

- Еще лет тридцать назад на Днепровской водопроводной станции внедрена технология озонирования воды. Какова сегодня судьба этой технологии? Ведь хорошо известно, что озонирование очень широко используется в мире на водопроводных станциях.

- У каждой технологии водоочистки есть свои недостатки и преимущества. Но, как правило, простая замена хлора на озон снижает как минимум в 10 раз степень риска качества воды, т. е. в 10 раз улучшается качество водопроводной воды. А если делать по технологии, которую предлагает наш институт, то степень риска сводится практически к нулю. Мы полностью удаляем все кислородсодержащие соединения на последующих этапах, так как наша технология многоступенчатая.

Самая плохая в мире технология водообработки сейчас работает на Днепровской водопроводной станции. Эта станция «уникальна» тем, что она совместно с хлорированием применяет и озонирование воды. Это вообще уму непостижимо!.. Совместное хлорирование и озонирование в принципе недопустимо. Почему именно на Днепровской станции мы пытаемся реализовать технологию, исключающую хлорирование и оставляющую только озонирование? Потому что это приведет действительно к несоизмеримому улучшению качества воды. Но, к сожалению, эта тема оказывается наименее финансируема. Причем мы отработали два варианта. Один вариант связан с минимальными денежными затратами и рассчитан на сегодняшнюю ситуацию - как добиться улучшения качества воды в условиях резкого повышения мутности и цветности воды в Днепре. Для воплощения проекта необходимо буквально 300 тысяч гривен (для создания опытно-промышленной линии), но и этой суммы у города пока не находится.

В отношении программы «Питьевая вода», о которой вы спрашивали, могу только констатировать, что, к сожалению, ее постигла печальная участь многих программ: из-за прекращения финансирования Миннаукой она была реализована лишь частично.

- Недавно в Комитете по науке и технологиям обсуждалась принципиально новая бесхлорная технология подготовки питьевой воды. Насколько нам известно, ваш институт готовил заключение по данному проекту. По вашему мнению, насколько перспективна эта технология?

- Бактерицидный препарат, который получил название «акватон» и был предложен фирмой «Укрводбезпека» в качестве флокулянта в процессе подготовки питьевой воды, давно известный в мире как обеззараживающее средство и применяется только для технических целей. Но нигде не используется для питьевого водоснабжения. Да, он частично обеззараживает воду, но ведь чтобы рекомендовать его для целей питьевого водоснабжения, необходимы медицинские заключения, которые бы на основе многолетних наблюдений убедительно доказали, что он не опасен для здоровья человека и для окружающей среды. Таких медицинских исследований нет, и поэтому рекомендовать его сегодня для применения в практике водообработки нельзя. К тому же по своим технологическим параметрам он как минимум в 10 - 20 раз менее эффективен по сравнению с известными препаратами. Поэтому я буду отстаивать позицию, что в питьевую воду мы не должны вносить неизвестные или недостаточно изученные препараты, чтобы не поставить под угрозу здоровье людей.

- Владислав Владимирович, в Киеве открыта целая сеть бюветов с питьевой водой. Бери - сколько душа пожелает, притом даром. Одни эту воду очень хвалят, другие говорят, что все-таки бутилированная лучше. Хотелось бы услышать ваше мнение по этому вопросу.

- Самая лучшая сейчас в Киеве вода - бюветная. Медики высказывали опасение по поводу того, что в подземной воде нет йода и поэтому постоянно употреблять ее нельзя. К счастью, киевская артезианская содержит необходимое для организма количество этого важного микроэлемента. А кроме того, в ней имеются ценнейшие для здоровья элементы кремния, бора и др. Ни по одному из показателей эта вода не выходит за рамки жестких мировых стандартов. И когда распускаются разные слухи, то делается это с единственной целью - дискредитации бюветного водоснабжения. И делают это те фирмы, которые хотят продать воду либо фильтры для ее доочистки. Благодаря усилиям горадминистрации по сооружению сети бюветов (а их в столице ныне более 70) удалось хотя бы частично решить проблему чистой питьевой воды для города.

- А как же с «фабриками чистой воды»?

- Эта тема заслуживает отдельного разговора.