UA / RU
Поддержать ZN.ua

Жажда-жажда-жажда…

Удастся ли Крымскому полуострову решить проблему пресной воды без Украины?

Автор: Павел Гай-Нижник

До аннексии Крыма Россией полуостров на 80% обеспечивался пресной водой из Северо-Крымского канала, остальные 20% поставлялись из водохранилищ естественного сбора и подземных водозаборов.

Однако временная оккупация Крыма российскими войсками, отдаленность территории полуострова от России, отсутствие соответствующих водоснабжающих коммуникаций с территории Российской Федерации и невозможность создать их за короткое время - все это дает основания Украине ставить вопрос о возможности блокады поставок пресной воды аннексированной врагом территории. Действия Украины, обусловленные как военно-политическими, так и финансово-экономическими причинами, могут быть следующими: либо существенно повысить цену на днепровскую воду, либо перекрыть канал из Каховского водохранилища. Такие "санкции" отплаты за аннексию и коллаборационизм, которые, безусловно, должны были бы введены правительством Украины, не только нанесут сокрушительный удар крымской экономике и инфраструктуре, но и обострят экологическую и социально-политическую ситуацию на оккупированном полуострове, чем изрядно подорвут мифологизированную репутацию Кремля и поспособствуют росту проукраинских настроений среди местного населения. Без украинской воды жаждущий полуостров окажется на грани выживания как в прямом, так и переносном смысле.

Осознают ли это крымские чиновники и их московское руководство? Конечно же - да. Именно поэтому с первых дней аннексии россияне и их продажные сторонники из числа местных коллаборантов наряду со своими агрессивными планами задумались об использовании накопленного наукой опыта производства и монтажа систем обессоливания, очистки и подготовки воды из засоленных скважин и морских водозаборов. Речь идет о попытке разработать и воплотить в жизнь программу т.н. автономного водоснабжения Крыма, что теоретически весьма привлекательно, однако сомнительно в незаоблачной перспективе.

Прежде всего отмечу, что общее потребление воды в Крыму составляет 700 тыс.–1,5 млн м3 в сутки, а в среднем - около 1 млн м3 в сутки. Для организации водоснабжения полуострова сооружены более 20 водохранилищ обычного сбора, 9 наливных водохранилищ и около 400 скважин. Полный объем воды в крымских водохранилищах - свыше 400 млн м3. Потому пресной воды Крыму не хватало фактически и до российской оккупации. Более того, система водоснабжения полуострова сама по себе требовала модернизации и никогда не была самодостаточной.

По состоянию на апрель 2014 г. жители Крыма уже платили за воду 3-4 грн за м3, а предприятия - от 7 до 24 грн за м3 (в Феодосии, например, - 13 грн, Керчи - 10, Судаке - 24 грн). Если же после оккупации и аннексии Крыма Россией украинское правительство повысит, что было бы логично, цены на днепровскую воду до уровня европейских (в 4-5 раз), либо решится на адекватные меры по блокированию полуострова и все же перекроет поступление воды по Северо-Крымскому каналу, то крымскую хозяйственную систему, экономику, инфраструктуру, экологию и т.п. ожидает коллапс.

Перспектива поставки пресной воды водопроводом с Кубани (в частности с Темрюка) практически возможна, но технически чрезвычайно сложна, имеет ряд технологических трудностей и, конечно же, потребует огромных капиталовложений (водопровод через пролив обошелся бы втрое дороже, чем модернизация и расширение внутрикрымской инфраструктуры), эксплуатационных затрат (в 1,5 раза дороже) и продолжительной реализации.

На сегодняшний день в Крыму специалисты бывшего ООО "Укрхимспецмонтаж" разработали три целевые практические программы по переведению Крыма на автономное обеспечение водой для орошения и хозяйственно-питьевых нужд. Первая - главная - программа состоит из следующих пунктов: 1) имеющаяся система водоснабжения; 2) основные подземные источники воды Крымского полуострова; 3) качество воды из скважин; 4) программа автономного обеспечения водой для орошения и хозяйственно-питьевых нужд;
5) расконсервирование и использование скважин в Северо-Сивашском и других регионах Крыма;
6) выборочное бурение и использование новых скважин для обеспечения водой населенных пунктов срединного Крыма; 7) использование местных источников срединного и предгорного Крыма для обеспечения питьевой водой населения; 8) строительство модульных станций добычи подземных грунтовых вод, их опреснение и закачка в Северо-Крымский канал; обеспечение водой близлежащих населенных пунктов; 9) строительство четырех заводов по опреснению морской воды вдоль всего крымского побережья; 10) организация работ по предотвращению потерь воды при ее транспортировке и распределении; ремонт водохранилищ, водопроводов, сетей; замена устаревшего технологического оборудования; 11) организация мероприятий для сбора и использования дождевых вод; 12) организация на законодательном уровне мероприятий по созданию оборотных систем водоснабжения всех субъектов хозяйствования, а также обязательной установки очистных сооружений для хозяйственно-бытовых стоков с возвратом очищенной воды на полив; 13) испытание вариантов добычи пресной воды из-под дна Азовского моря.

Напомню, что на сегодняшний день на полуострове есть только три источника получения пресной воды, которая после соответствующей подготовки может использоваться и для питьевых потребностей, а именно:

- днепровская вода из Северо-Крымского канала, которая аккумулируется в девяти наливных водохранилищах;

- вода из больших водохранилищ естественного сбора, которых в Крыму насчитывается около 20, однако не во всех она является питьевой;

- вода артезианских скважин и обустроенных источников.

Собственно, подземной воды в Крыму достаточно, разведанность ее запасов составляет 85% (по Украине же в среднем - около 20%), и в целом на полуострове из подземных источников теоретически можно ежедневно получать до 1 млн м3 воды. Немалые запасы воды залегают в недрах Северного Крыма, в районе Армянска, Красноперекопска, Джанкоя, в присивашских равнинах срединного Крыма и в предгорье, например - в Альминском бассейне. В Северном Крыму вода из подземных скважин имеет соленость от 2 до 3 г на литр (это малосоленая вода, которую возможно частично опреснить с относительно небольшими затратами).

В указанных расчетах не просчитаны затраты на монтаж трубопровода, перекачку очищенной воды в верхнюю точку, накопительную емкость (бассейн ЖКХ).

Учитывая вышеизложенное, оккупанты рассматривают возможность задействовать программы обеспечения полуострова пресной водой в три этапа.

Первый этап предусматривает быстрое получение пресной воды с помощью следующих мер:

1. Максимально задействовать уже имеющиеся источники -
водохранилища, озера, реки, каптажи и т.п.

2. Осуществить срочный ремонт некоторых участков канала.

3. Организовать вдоль северной части канала, где есть большое количество артезианской воды, строительство модульных станций добычи воды из недр, частичное ее опреснение (малобюджетное) и закачку в канал. Составляющие модульной станции: 10-14 скважин, ангар (с возможностью быстрого монтажа), технологическое оборудование частичного опреснения, накопительный резервуар (с возможностью быстрого монтажа), станция откачки опресненной воды. Наполнение этой водой Северо-Крымского канала, по замыслу, должно позволить решить проблемы полива и обеспечить ряд населенных пунктов. Для этого нужно выкачать не менее
500 тыс. м3 воды в сутки для орошения и хозяйственно-питьевых нужд. Впрочем, для воплощения этих намерений необходимо будет профинансировать и организовать строительство модулей (приблизительно тысячу локальных систем водозабора из засоленных скважин в Джанкойском, Красноперекопском и других районах), оборудованных системами обессоливания по принципу обратного осмоса, чтобы такая вода потекла по каналу и не засаливала грунт.

4. Срочное (монтаж - около полугода) строительство четырех заводов по опреснению морской воды (планируется сооружение таких заводов в Щелкином, Керчи, Феодосии и Судаке), которые должны обеспечить пресной водой жителей и промышленные предприятия этих городов и близлежащих территорий (120 тыс. м3/сутки).

Второй (технический и законодательный) этап предусматривает:

1. Организацию на законодательном уровне мероприятий по экономии воды за счет обязательной установки очистных сооружений для хозяйственно-бытовых стоков всех субъектов хозяйственной деятельности с возвратом очищенной воды для полива и в производство (заводы, автомойки, пансионаты, предприятия пищевой промышленности и т.п.; например, на заводе "Крымский титан" не возвращается в производство при соответствующей очистке
20 тыс. м3 воды в сутки).

2. Организацию работ для предотвращения потерь воды во время транспортировки и распределения (ремонт водохранилищ, водопроводов, сетей и т.п.).

Третий (т.н. перспективный) этап предусматривает:

1. Налаживание монтажа 123 заводов по опреснению морской воды по всему побережью Крыма.

2. Установку на побережье Черного и Азовского морей 800 станций обессоливания морской воды для получения до 400 тыс. м3 питьевой воды в сутки (подобная станция подготовки питьевой воды из морского водозабора в 2013 г. была сдана в эксплуатацию в курортном поселке Новый Свет).

3. Организацию монтажа модульных станций подготовки питьевой воды из местных источников населенных пунктов срединного и предгорного Крыма.

4. Мероприятия по сбору и использованию дождевых вод.

5. Мероприятия по сбору и использованию конденсационной влаги из воздуха.

6. Обработка вариантов добычи пресной воды из-под дна Азовского моря.

Добавлю, что качество морской воды после опреснения еще должны контролировать санэпидстанции, чтобы вода по своим параметрам отвечала российским СанПиН 2.1.4.1074-01 или украинским CанПиН 2.2.4-171-10. Себестоимость такой воды состоит из затрат на электроэнергию, расходные материалы, сервисное обслуживание, амортизацию оборудования и составит для систем подготовки воды из засоленных скважин около 9 рус. руб. за м3, из морского же водозабора -
34 рус. руб. за м3.

В частности, оккупанты планируют создать локальные системы водозабора из засоленных скважин в Джанкойском, Красноперекопском и некоторых других районах, оборудовать их соответствующими системами очистки на принципе обратного осмоса. Но чтобы только начать развитие этого направления, капиталовложения должны составлять около 380 млн долл. США. При этом будет получено до 500 тыс. м3 воды в сутки, что составит приблизительно 50% ежесуточного потребления воды Крымом. Себестоимость такой воды с учетом амортизационных отчислений, заработной платы обслуживающего персонала, стоимости электроэнергии (от снабжения которой, кстати, Крым также зависит от Украины) и расходных материалов составит 3 грн, или 11,4 рус. руб. за 1 м3 (по апрельским 2014 г. расценкам аннексированного крымского отделения ООО "Укрхимспецмонтаж").

Остальные 30% воды, т.е. около 350 тыс. м3 в сутки оккупанты рассчитывают добыть из Азовского и Черного морей, установив на побережье Крыма несколько станций обессоливания (также на принципе обратного осмоса). Затраты на это достигнут ориентировочно 570 млн долл. США, а себестоимость такой воды будет около 9 грн (35 рус. руб.) за 1 м3. Еще 200 тыс. м3 пресной воды теоретически предполагается получить за счет прямой конденсации из воздуха, а более 100 тыс. м3 в сутки - через организованный сбор дождевых вод, в том числе и в пределах городов.

Намерения более чем затратные, и нереальны в ближайшей перспективе. Только организационные мероприятия для сбора и использования дождевых и конденсационных вод могут быть более или менее реализованы как минимум за 5-6 лет, да и то при наличии финансирования, четкой программы и графика работ, что вряд ли реально. Введение же в эксплуатацию водозаборов с монтажом соответствующих систем очистки поэтапно планируется запустить на протяжении 1,5-2 лет.

Сможет ли крымская оккупационная администрация без Украины, даже при помощи псевдомощных возможностей московского колосса (на глиняных ногах), развязать пресно-соляную петлю и избежать постепенного, но неминуемого упадка? Ответ однозначен - нет! Последовательная, бескомпромиссная и твердая позиция украинской власти в этом вопросе ускорит очевидный крах российской оккупационной власти в Крыму и приблизит время возвращения полуострова. Призыв напоить жаждущего будет уместным, если не плевать в лицо тому, кто поит, и покаяться в совершенных грехах.

Россия же, безусловно, объективно не в состоянии своими силами решить проблему пресной воды на оккупированных территориях, а значит не оставит попыток и далее расшатывать внутреннюю ситуацию в Украине - подкупом ее политической верхушки, организацией социально-политических волнений, спонсированием сепаратистов и коллаборантов, торгово-ресурсными войнами, усилением террористической деятельности и, наконец, новым этапом военной агрессии. К этому Москву будет побуждать и крымская ловушка, в частности острая жажда полуострова, утолить которую реально может только Украина.