UA / RU
Поддержать ZN.ua

Завод на песке

Развалив мощный научно-производственный комплекс радиоэлектроники, власти ныне намереваются построить на Буковине «кремниевую долину» на заставнянских кварцевых песках...

Автор: Светлана Исаченко

Развалив мощный научно-производственный комплекс радиоэлектроники, власти ныне намереваются построить на Буковине «кремниевую долину» на заставнянских кварцевых песках. В Черновцах никогда не было недостатка нью-васюковских проектов. Лет десять назад тогдашний губернатор — незабываемый Георгий Филипчук — собрал как-то ученых, производственников и сообщил, что область начинает выпуск буковинского телевизора, которым скоро завалит полмира.

Потом в Лопушной должен был появиться нефтеперерабатывающий завод, превратив Буковину в Кувейт. Сегодня во властных коридорах витают еще более грандиозные по размаху планы — создать замкнутый учебно-научно-промышленный комплекс по производству солнечных фотоэлектрических преобразователей и фотоэнергетических станций на основе (вот тут самое интересное) собственных сырьевых ресурсов.

В центре проекта — Митковское песчаное месторождение. Это единственный реальный объект в таком комплексе. Остальное — кадры, научные лаборатории, производственные площади, технологии, мощные заводы по синтезированию кварцевого песка в кристаллы монокремния и производству конкурентоспособной электронной продукции — нужно возрождать или заново создавать. «Таких месторождений в мире всего три, — заметил на последней сессии областного совета глава Черновицкой облгосадминистрации Владимир Кулиш. — Два из них в нашей области. Поэтому не надо спешить отдавать в аренду земельный участок под карьер бизнес-структурам, которые берутся только добывать песок без его дальнейшей переработки». Мысль губернатора сразу подхватил и развил депутат облсовета Петр Кобевко: «Это золотой песок. Ему цены нет. Точнее, есть — 200 долларов за килограмм на мировом рынке».

Все это было бы действительно смешно, если бы не было так грустно. «Такого песка вокруг — хоть завались, не говоря уж о мире», — сказал неопровержимый авторитет в вопросах геологии, бывший руководитель «Геоинформа» в Черновицкой области Тарас Шевченко. Господину Кулишу, прежде чем делать для общественности заявления о мировой уникальности заставнянского песка и запрещать его добычу, не лишним было бы разобраться в проблеме синтеза кварца и кремния.

Но производить и, что не менее важно, потом проталкивать монокремний отечественным и зарубежным производителям электронных компонентов и солнечных батарей — это не деревянные срубы вывозить на крымские курорты, чем сегодня так увлечена новая — «симферопольская» — команда Черновицкой облгосадминистрации. При этом нужно помнить, что мировой рынок кремния электронного и солнечного качества давно разделен и жестко контролируется.

Создать на Буковине локальную вертикально-интегрированную структуру от первичной переработки сырья до выпуска электронной продукции, солнечных батарей и станций — идея, без сомнения, блестящая. Но вместе с тем совершенно утопичной. Мир не знает ничего подобного. Не потому, что никто не додумался, — нет никакого экономического смысла. Так что прежде чем возмущать ею властные кабинеты и местных депутатов, уважаемые физики — директор КБ «Рута» Владимир Горбулик, профессора ЧНУ Иларий Раренко и Петр Горлей — должны были бы, пожалуй, все хорошо взвесить, особенно по поводу информации об уникальности буковинских песчаных месторождений, на которую кое-кто так дешево купился. В любом случае реализовывать идею нужно не на песке. Силиконовая долина возникла не на силиконе, как кто-то считает, а на интеллекте, на научных разработках.

В начале 1990-х Буковина имела широкие возможности. Было самое главное — кадры, а также вся необходимая научно-производственная база. Электроника и солнечная энергетика были похоронены на Буковине не из-за неимения песка, а вследствие смены профиля кафедры радиоэлектроники ЧНУ (ее отделили от фундаментальных исследований наноструктур), сознательного уничтожения радиоэлектронных заводов, продажи под магазины и квартиры лабораторно-административного корпуса «Гравитона» (он был соединяющим звеном между наукой и производством), оттока научной мысли за пределы области (во Львов, Киев, Ужгород) и за рубеж, где черновицкие специалисты в области полупроводникового материаловедения работают сегодня над развитием нетрадиционных источников энергии...

Власти должны были бы направить свою энергию не на призрачные песчаные проекты, а на сохранение того, что осталось, а именно — государственного предприятия «Особое конструкторское бюро «Рута», где еще прозябают остатки некогда мощной электронной промышленности и которое так опрометчиво вписалось пятью гектарами своей территории во владения новейших хозяев окончательно проданного «Гравитона». Им «Рута» стала поперек всех планов, далеких от высоких технологий, поэтому без вмешательства властей ее уничтожение может быть лишь вопросом времени.

Что касается непосредственно Митковского месторождения, то, по большому счету, — если посмотреть на ситуацию не ослепленными сиянием призрачного золота глазами — нужно поблагодарить тех, кто взялся его разрабатывать. Во-первых, в области одним субъектом предпринимательской деятельности стало больше (с налоговыми отчислениями) и одной незаконной свалкой меньше. Во-вторых, выводы геологической разведки свидетельствуют, что месторождение достаточно сложное. Пласты различного по фракциям и химическому составу песка (стеклянного, строительного, с высоким содержанием железа) перебиваются песчаным камнем и гравийно-песчаной смесью, которые как раз пользуются большим спросом на рынке строительных материалов.