Недавно пришлось еще раз убедиться в том, что обмен информацией между столицей и регионами настолько недостаточен, что киевляне больше знают о событиях за морями-океанами, нежели о том, что происходит в соседних регионах. Во всяком случае, во время послерождественских святок с подачи телеканалов мы активно сопереживали жертвам обильных снегопадов, обрушившихся на Австрию, и не знали, что нечто подобное происходит в регионах собственной страны. На юго-западе от столицы снега выпало не намного меньше, чем в Вене, а принесенные им неприятности с учетом наших достатков и расторопности принесли куда больше бед. Тревога, вызванная необычайно сильными снегопадами, не спадает: за ними, как правило, следуют наводнения.
Словно бы компенсируя равнодушие столичных СМИ, местная коммунальная пресса вовсю оперирует эпитетами в превосходной степени: «небывалое стихийное бедствие», «снегопад столетия», «такого не было весь послевоенный период». Ситуацию, когда в ряде центральных районов страны за сутки с небольшим выпало 32—34 сантиметра снега, конечно рядовой не назовешь. Хотя пора привыкнуть, что зимой снег таки случается. И снегопады любой интенсивности мы должны встречать во всеоружии. Этого как раз и не наблюдалось. Даже коммунальные службы крупных городов, попавших в эпицентр снегопада, проявили беспомощность.
С безупречным состоянием общегосударственных трасс, оперативно освобождаемых от снега и льда, диссонировало состояние городских магистралей. Транспорт в Кировограде и Черкассах в рождественскую ночь (снегопад начался вечером 7 января и длился более суток, а потом ситуация повторилась в несколько меньшем масштабе в первых числах февраля) оказался парализованным. Несколько дней в областных центрах (что уж говорить о более мелких населенных пунктах) транспортники больше барахтались в снегах, чем возили пассажиров. Какое-то время в городах не было видно даже маршруток. Можно было передвигаться только пешком, чуть ли не по пояс в снегу. Автомашины-хлебовозки уже при выезде из пекарен безнадежно застревали в снегу, а медики скорой помощи в ответ на вызовы вынуждены были давать консультации по телефону.
Чередования сильных морозов с оттепелью, вызвавшие гололед, усугубили ситуацию. Вследствие этого беды людей, видимо, закончатся еще не скоро. Как убедился корр. «ЗН», даже по прошествии двух недель после первой снеговой «атаки» городская жизнь пораженных стихией областных центров не вошла в обычный ритм. Скажем, в Кировограде сам вид городских улиц внушал ужас. Можно только удивляться, как по ним, «украшенным» ледяными наростами причудливых конфигураций, умудрялись ездить вездесущие маршрутки. По большинству улиц автомашины вынуждены были двигаться лишь в одном направлении — по пробитой узкой колее. Такие дороги не для автобусов и троллейбусов, на маршруты они почти не выходят. Ну а если кто и рискнет…Привычной стала картина, когда из забуксовавшего троллейбуса высыпает толпа пенсионеров, чтобы подставить плечо единственному бесплатному средству передвижения. Под уклон — толкают, с уклона едут. Маршрутки, набирая по самую завязку промерзших в очередях пассажиров, явно не справлялись с нагрузкой. По причине транспортных неувязок отмечались массовые опоздания на работу. Руководители предприятий сквозь пальцы смотрели на это. Цены на продукты питания, особенно на базарах, подскочили вверх. И, судя по тому, как медленно устраняются последствия стихии, бедствовать населению предстоит еще долго.
Поскольку до конца зимы еще далеко и от снегопадов, в том числе и обильных, никто не застрахован, следует, наверное, извлечь хоть какие-то уроки. Уместно вспомнить, что когда-то была довольно четкая система взаимодействия городских властей с промышленными предприятиями и организациями городов. И в экстремальных ситуациях на неотложные работы привлекались все имеющиеся машины, механизмы и обслуживающий персонал. Правда, осуществлялось это уже отжившим волевым, административным способом. Когда не доходило до экстремальной ситуации, то казалось, что подобная система в модернизованном виде существует и нынче. Стоит только дать сигнал, и все закрутится. Однако только отдельные предприятия (в Кировограде это ЗАО «Червона зірка», «Гидросила», корпорация «Инкопмарк», в Черкассах — предприятия «Химреактив», «Азот») оперативно откликнулись на просьбы мэров о помощи городским службам и прислали людей и технику. Большинство же, по существу, оказались в стороне от участия в общем деле. Одни сослались на праздничные дни, другие — на отсутствие техники, горючего для ее заправки. Голые приказы, как видим, не сработали. И особых санкций к юридическим лицам, осознающим свои права и умеющим их защищать, не применишь. Назрела необходимость взаимоотношения городских властей и предприятий строить по-новому, основываясь не на приказах и распоряжениях, а на договорных началах и взаимной выгоде.
Стихия вынудила вспомнить тот неоспоримый факт, что городские власти не очень жаловали коммунальщиков в плане укрепления материально-технической базы предприятий, выплаты зарплаты работникам. В обоих городах задолженность городских властей коммунальным службам за выполненные работы исчисляется миллионами гривен. И это обстоятельство не могло не сказаться на состоянии важных для жизнедеятельности городов служб.
По расчетам специалистов, в Черкассах после первого снегопада, чтобы в разумные сроки очистить от снега дороги, дать доступ людям к магазинам, аптекам и другим местам общего пользования, надо было сразу же задействовать 34 спецмашины. В наличии же у коммунальщиков оказалось всего 14. Да и то большая часть из них была устаревших конструкций, выработала свой ресурс. Только через несколько дней удалось привлечь к снегоуборке достаточное количество техники.
В Кировограде ситуация еще сложнее. Здесь исправной техники для уборки снега у коммунальщиков не оказалось вовсе. Городские предприятия тоже были не на высоте. Устаревшую снегоочистительную технику большинство из них списали, а новую не приобрели. Так что после стихии средств не хватило даже для расчистки центральной площади. И страшно подумать, что было бы с городом, если бы ему на помощь не пришли техника и личный состав Министерства обороны, МЧС. Первые проходы в снежных завалах круглосуточно пробивали два бульдозера на базе танка, известные как БАТ-2. Если 9 января на очистке дорог работало 24 единицы техники, то через несколько дней уже 40. В городском штабе по ликвидации последствий стихии корр. «ЗН» сообщили, что на пробивке дорог работало четыре автогрейдера, 15 бульдозеров, пять снегопогрузчиков, восемь тракторов с прицепами… Особенно четко и слаженно действует отряд, сформированный из военнослужащих дислоцирующейся в городе части МЧС.
Однако все эти работы, к тому же ведущиеся почти исключительно на центральной площади и нескольких прилегающих к ним элитных улицах было, явно недостаточны для приведения города в надлежащий вид. Для этого нужны дополнительная техника и люди. И тут снова приходится говорить о «расторопности» городских властей. За полмесяца после первого обильного снегопада, кажется, уже можно было организовать коллективную слаженную работу по ликвидации последствий стихии. Тем более что необходимо не только расчищать улицы, тротуары, но и вывозить снег. В противном случае возможна еще большая беда — наводнение. Грозящая напасть не преминула напомнить о себе. Во время оттепели в подвалы домов в низинных местах Кировограда начала поступать вода. Однако в городе кроме солдат МЧС, работающих днем и ночью, сводных групп из работников некоторых крупных предприятий и учебных заведений, другой организованной силы не замечено. Конечно, хорошо, что есть военные, которые всегда выручат. Но ведь органам самоуправления негоже выступать только в роли просителей, надо уметь организовать людей, скоординировать работу предприятий и организаций, а к тем, кто не понимает ситуации, и власть применить.
Показательно, что в обоих городах наименее сознательными оказались небольшие коммерческие организации. Они не только не ринулись на помощь родному городу, но и не удосужились даже выполнить распоряжения горсоветов, обязывающие содержать в надлежащем состоянии прилегающие территории. О масштабах этого явления свидетельствуют результаты рейда, организованного Кировоградским горисполкомом: более двухсот руководителей предприятий предупреждены, составлено восемь десятков административных протоколов. Ситуация действительно сложная.
Поскольку снег вывозится ни шатко ни валко, ограниченным числом средств, то угроза затопления остается вполне реальной. Во всяком случае, в Кировограде на заседании областной постоянной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций эта проблема рассматривалась вполне конкретно, включая такие специфические вопросы, как регулирование стоков воды в Ингуле и водохранилищах, расчистка русел рек и при необходимости — организация эвакуации людей. Но снова таки здесь фигурируют почти исключительно силы и средства местных подразделений Министерства чрезвычайных ситуаций. В их распоряжении есть два плавающих бронетранспортера, моторный катер, пять лодок. Ну а если этих средств окажется недостаточно? Зима продолжается, и снежные «сюрпризы» могут «осчастливить» еще не один регион. Сегодня засыпает снегом, а завтра может и затопить. Уже ясно, что для коммунальщиков… наступила вдруг зима. Не случилось бы подобной неожиданности… с приходом весеннего паводка.