UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗАКАРПАТЬЕ: ПЯТЬ МЕСЯЦЕВ СПУСТЯ

Немногим больше пяти месяцев прошло с того момента, когда на Закарпатье обрушилось стихийное бедствие...

Автор: Елена Мащенко

Немногим больше пяти месяцев прошло с того момента, когда на Закарпатье обрушилось стихийное бедствие. Из 1 млн. 200 тыс. человек, проживающих в области, пострадало треть - 400 тыс., из них 21 тыс. людей необходимо было немедленно переселить. С тревогой ждали зиму, которая обещала быть и дождливой, и снежной. Прогнозы подтвердились, но, к счастью, экстремальных ситуаций не возникло. К концу марта ожидали повторения паводковой ситуации, однако уровень воды в реках повысился незначительно. 31 марта межведомственная государственная комиссия отправилась в Ужгород. К ее участникам присоединились посол Ватикана в Украине Антонио Франко, резидент-координатор системы ООН в Украине Пабло Педро Вильянуэва и заместитель председателя Национального комитета Красного Креста Украины Алла Хабарова. Они привезли и передали главе обладминистрации Сергею Устичу гуманитарную помощь: наборы медикаментов стоимостью 70 тыс. долл., которые распределили в больницы и амбулатории области.

Какова же сегодняшняя ситуация в Закарпатье? Как справляются со своими проблемами тысячи людей, в одночасье лишившихся крова и работы? Существует ли угроза повторения стихийного бедствия и возможно ли этому противостоять?

Причины

и следствия

Из экспертных выводов межведомственной государственной комиссии: «Возникновение паводков на Закарпатье обусловлено взаимодействием природных и антропогенных явлений. Доминирующую роль играют гидрометеорологические причины: интенсивные и длительные дожди, характер поступления воды в русла рек, а также особенности поверхностей водосборов, крутизна и величина склонов. В Карпатах самая плотная гидрографическая сеть в Украине: в области протекает 9426 рек общей протяженностью 19793 км. Паводки в закарпатских реках повторяются каждые 4-5 лет. В послевоенное время в области случалось много наводнений, нанесших значительные хозяйственные убытки (1947, 1957, 1970, 1980, 1992, 1993, 1995 гг.), однако катастрофа 1998 г. по своим характеристикам превысила все предыдущие. Природные причины паводка: сложная гидрометеорологическая ситуация после влажных лета и осени, из-за чего грунт был перенасыщен водой; гидрогеологические условия, приведшие к образованию обвалов, оползней и селей; прекращение вегетации, опадания листьев, высыхание трав на лугах, что уменьшило способность растительного покрова сдерживать воду; повышение температуры после предыдущих снегопадов, приведшее к таянию снега.

К антропологическим причинам отнесены, в частности: несоответственное для горных условий ведение водного, лесного и сельского хозяйства в течение 200 лет; уничтожение лесов, уменьшение их верхней границы с 1400 до 1200 м; интенсивная лесоэксплуатация в послевоенные годы (до 1960 г. ежегодно вырубалось 3,2 млн. кубометров древесины).

На начало апреля в области насчитывалось 2996 разрушенных домов, 7332 требуют капитального ремонта. До сих пор не восстановлены 10 мостов, еще два находятся в аварийном состоянии. К счастью, возобновили энергоснабжение, правда, в некоторых районах оно происходит по временным схемам. Корреспондент «ЗН» обратилась к министру по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий чернобыльской катастрофы Василию Дурдинцу, недавно вернувшемуся из Закарпатья, с просьбой поделиться своими впечатлениями.

- Моя основная задача как министра и председателя государственного штаба по ликвидации последствий катастрофы - организовать и скоординировать работу центральных и местных органов власти. Нам многого удалось достичь за прошедшие пять месяцев, однако сейчас наступил следующий этап. Необходимо не только возобновить нормальную жизнедеятельность людей, восстановить всю инфраструктуру региона, но и в полной мере проводить профилактические работы. 31 марта утверждена Государственная программа по Закарпатью. И, разумеется, главный вопрос, без которого невозможна реализация наших планов, - финансовый. На этот год для ликвидации последствий наводнения предусмотрено 35 млн. грн., причем 10 млн. грн. из госбюджета, а остальная часть приходится на местный бюджет. Смогут ли закарпатцы найти такие деньги? Я прилагаю все усилия для того, чтобы каждая копейка, утвержденная законом, была подтверждена реально. А самое главное, чтобы люди почувствовали, что представители исполнительной власти не бюрократы, а нормальные люди, которые искренне переживают случившееся.

По информации Госказначейства, центральным органам исполнительной власти и Закарпатской обладминистрации из резервного фонда Кабмина выделили 55800 тыс. грн., из которых профинансировано 31210,4 тыс. грн. Недофинансировано 11121,4 тыс. грн.

Что нам стоит

дом построить?

Из экспертного вывода межгосударственной комиссии: «Исторически планирование и застройка населенных пунктов в Закарпатье происходили в условиях недостатка пригодных для земледелия территорий. Населенные пункты в последние годы развивались, в основном, соответственно генпланам за счет реконструкции старых зданий (большинство уничтоженных зданий построено в 40-60-е гг.) Большую роль сыграло самовольное строительство жилья на небезопасных участках земли. В устаревших планах населенных пунктов, как правило, не были отмечены линии катастрофического затопления территорий, а также прибрежные защитные ленты рек».

С приходом весны начался строительный сезон, к началу апреля расчистили от завалов и подготовили к строительным работам около 2000 тыс. дворовых хозяйств, 308 участков отведено под новостройки, на 225 площадках работы уже начались. Тем не менее работы идут не так быстро, как хотелось бы, поскольку Нацбанк до сих пор не решил вопрос о выделении Сбербанку Закарпатской области 30 млн. грн. кредитных ресурсов для предоставления людям беспроцентных займов на строительство.

«Ну а людям

без воды…»

Качество питьевой воды в области угрожающее, ведь развалы и терриконы всего мыслимого и немыслимого мусора, разлагавшегося всю зиму, попали в грунтовые воды. «У меня в воде из-под крана можно обнаружить все что угодно», - признается глава обладминистрации Сергей Устич. Так это в Ужгороде, где есть хотя бы кран! В райцентрах и селах люди в основном пользуются колодцами. По последним данным местной санэпидемстанции, «состав воды находится в пределах допустимых норм», что, однако, крайне сомнительно. Людям бесплатно раздают специальные хлорированные баллоны местного производства, которые нужно бросать в колодец для очищения воды. Срок их действия - месяц, а дальше? Красный Крест тоже выдает подобные средства. В воздухе витает достаточно эфемерная идея создания единого областного водопровода. На селекторном совещании в Ужгороде Василий Дурдинец, обращаясь к санэпидемиологам, был строг: «За недоработки и халатность будете отвечать перед судом!».

Общие же выводы по ситуации в Закарпатье таковы: необходим постоянный контроль и специальные работы в оползневых районах, гидротехническое обустройство территорий (все дамбы необходимо поднять на метр), внедрение экологически безопасных технологий ведения сельского, водного и лесного хозяйства. И еще, по прогнозам ученых, в последующие 8-10 лет вероятно повышение общего водного уровня на украинских реках, особенно в западных областях. Так что расслабляться и экономить средства государству не стоит.