UA / RU
Поддержать ZN.ua

Заглянуть косуле в глаза

Чрезвычайная ситуация, вызванная бездомными собаками и угрозой бешенства, была объявлена в Сумах в конце марта...

Автор: Игорь Тимофеев

Чрезвычайная ситуация, вызванная Закона об охотничьем хозяйстве и охоте (в частности ч. 4 ст. 34 : «Владельцы собак, допустившие их в охотничьи угодья без надзора, несут ответственность как нарушители правил охоты и возмещают пользователю охотничьих угодий причиненный при этом ущерб»). Но одичавшим собакам закон не писан. Бывали случаи, когда они «принимали роды» у косуль, зубами помогая вытаскивать новорожденных козлят, а потом убивая и съедая обессиленную мать и беспомощного детеныша.

Проблема появления одичавших собак в лесу усугубляется еще и тем, что они могут убивать диких животных ради забавы, а не для пропитания, как это делает волк. Урвав по несколько кусков, они бросают тушу загрызенного копытного, чтобы вернуться в лес спустя несколько дней.

Фото: Ирпенское охотничье хозяйство
Нужно упомянуть еще об одной проблеме. Она не столь открытая, но от того не менее опасная — мигрирующие между городом и лесом собаки служат переносчиками множества заболеваний, создавая угрозу здоровью как диких животных, так и людей. И пресловутое бешенство (вирусный энцефаломиелит) — это только вершина айсберга. Ведь инкубационный период бешенства у собак может длиться от одной недели до нескольких месяцев, при этом у многих животных развивается паралитическая (тихая) форма болезни, которую можно и не заметить. Бешенство не лечится, и пораженное им животное всегда погибает, причем это могут быть не только собаки, но и кошки, коровы, свиньи и овцы.

В списке смертельных для диких животных хворей — собачья чумка, которая передается хорькам или лисицам. Так, в 1994 году в национальном парке Серенгети в Танзании от чумки погибло более тысячи львов, т.е. треть их популяции. А в 2000-м в Дании количество рыжих лис из-за заболевания чесоткой сократилось на 70%.

Комментарий специалиста

Дмитрий ЛИТВИНОВ, егерь Ирпенского охотничьего хозяйства:

— Собаки, услышав машину егеря, прячутся в лесных норах и ближе чем на 300 м людей к себе не подпускают. С начала года наша служба при содействии районного охотоведа, общественных инспекторов и местных охотников произвела отстрел более 50 одичавших собак, в том числе двух псов, похожих на среднеазиатского алабая.

Мы строго руководствуемся Законом «Об охотничьем хозяйстве и охоте», согласно которому «добыча волков, лисиц, енотовидных собак, бродячих собак и котов, серых ворон, сорок, грачей и соек относится к служебным обязанностям сотрудников, уполномоченных осуществлять охрану охотничьих угодий, и осуществляется без специального на это разрешения в течение года» (ч. 4. ст. 33). Однако особенности нашей работы не всегда встречают понимание со стороны некоторых местных жителей и туристов. Нам могут хамить или взывать к гуманизму по отношению к собакам. Но о каком гуманизме можно говорить, если происходит не только уничтожение диких животных, но и существует реальная угроза для наших детей быть искусанными или зараженными крайне опасными болезнями! А после случаев в поселке Бузовая, расположенном неподалеку от нашего охотничьего хозяйства, когда стая собак едва не разорвала восьмилетнего мальчишку, искусала еще одного ребенка и кормящую мать, местные власти с еще большим пониманием относятся к нашей работе, потому что специальные службы, призванные заниматься отловом бездомных животных в населенных пунктах, бездействуют.

Справка «ЗН»

Ирпенское охотничье хозяйство расположено в 15 км от Киева по Житомирской трассе в пятиугольнике между селами Романовка, Стоянка, Дмитровка, Забучье и городом Ирпень и занимает площадь в 3200 га. В нем водятся: лось — 5 особей, кабан — 22, косуля — 121, заяц-русак — 63, куница — 6, бобер — 6. Осуществляется разведение ланей.