UA / RU
Поддержать ZN.ua

Задержали украинского «шпиона»... После переговоров с компетентными органами перепуганного пожирателя лягушек выпустили на свободу

В Литве каждый крестьянин мечтает стать «хозяином аистового гнезда». Это особый ритуал ожидания птиц весной...

Автор: Дарья Аверченко

В Литве каждый крестьянин мечтает стать «хозяином аистового гнезда». Это особый ритуал ожидания птиц весной. Литовцы прибирают во дворе и дома, на хлевах, деревьях и столбах устанавливают колеса, которые аисты часто выбирают в качестве каркаса для гнезда. «Аисты никогда не поселятся у нехороших людей», — искренне верят литовцы. Местная экологическая комиссия регистрирует каждое гнездо. И не дай Бог кому-то обидеть крылатое счастье — наказания не избежать. Ведь из года в год популяция аистов уменьшается. В Португалии в конце 30-х годов насчитывалось семь тысяч пар, а в 1995-м осталось только 1500. В Японии, Бельгии и Швейцарии эти птицы пропали полностью.

В нашей стране численность аистов также существенно сократилась. В Днепропетровской области они совершенно исчезли. По мнению украинских орнитологов, пришло время тщательно изучить особенности жизни и миграции краснокнижных птиц.

Аист (он же чорногуз, бусел, бузько, гайстер, бушель, жабоїд, боцян и дзьобун — укр.) проживает в Украине только в двух видах: черном и белом. Популяция «блондинов», мигрировавших сюда из Центральной Европы, составляет около 25—30 тысяч пар. А вот настоящих наших аборигенов — черных аистов — всего лишь 300 гнездящихся пар.

— Мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы сохранить популяцию, — утверждает Виктор Добрик-Кармазин, президент Академии природоохранных наук. — Для этого год назад мы положили начало программе наблюдения за миграцией аистов. Группа орнитологов ездила по всей Украине и искала птиц, которым можно было прикрепить мини-датчики. Эти устройства должны были детально рассказать о миграции наших аистов.

Мы «вербовали» только зрелых здоровых птиц, у которых достаточно сил для миграции. Новобранцев окрестили Добрик-киевский, Добрик-житомирский и т.д. Первая часть имени «Добрик» дана по моей инициативе, вторая соответствует области, в которой мы нашли аиста.

Мини-датчик весит не более 30 граммов, а стоит 20—30 тыс. долл. Понятно, что без спонсорской помощи мы бы не смогли купить подобное оборудование. Кстати, изготовлены миниатюрные радиостанции за рубежом. Работают на солнечных батареях два года. Каждые полчаса датчики отсылают сигналы через спутник, и они отображаются на наших компьютерах. На специальных аппаратах передвижение пернатых фиксируется с погрешностью в три-четыре километра.

По рассказам орнитологов, устройства крепили, когда птицы спали. Ампулами со снотворным в пернатых не стреляли. Днем они способны оказывать решительное сопротивление. Впрочем, некоторые участники экспедиции возвратились домой со шрамами на лице и руках. Спящего аиста накрывали простыней, а потом крепили тонкие кожаные ремешки. Таким образом радиомаячок с мини-антенной фиксировался на спине. Он не мешал летать и не ранил птицу. Всего закрепили тридцать таких датчиков. С конца августа началось двухмесячное путешествие аистов в Африку.

Любопытно, что полет у аистов парящий: огромные расстояния они преодолевают без изнурительной траты сил. Стая птиц находит поднимающийся вверх столб теплого воздуха и по кругу со скоростью в три-четыре метра в секунду «ввинчивается» в небо. Ночью они лететь не могут — нет потоков. Однако, передохнув, с восходом солнца несколько разведчиков поднимаются в небо. Увидев, что воздух несет товарищей ввысь, стая становится на крыло. Не могут парящие птицы лететь и над морем — нет воздушного «лифта». Облетают стороной Средиземное и Черное моря. Западноевропейская популяция пролетает над Гибралтаром, восточноевропейская — пересекает Босфор. На пути — большая пустыня. Но воздух хорошо держит в небе. Двумя потоками аисты вливаются в Африку: одни зимуют ближе к западному побережью, другие — к восточному. Датчики известили наших ученых, что украинские аисты равномерно разместились по всему восточному побережью Африки и в долинах длиннющего Нила. Наши птицы не стали объединяться в отдельную колонию, а проявили демократизм, коммуникабельность и смешались с «иностранцами». Кроме того, радиомаяки докладывали о температуре тела подопытного, а также о погодных условиях.

Но гостеприимным для аистов в Африке является разве что климат. В большинстве стран континента аист — птица для охотников. У тамошних жителей все идет в дело: мясо — в пищу, трубчатые кости ног — на трубки, перо — для украшений, даже засушенные голова и клюв — на колдовские амулеты. Немецкие орнитологи в африканских хижинах находили гирлянды колец, снятые с убитых аистов. Охота на этих птиц напоминает конвейер убийств: огнестрельным оружием, луками, бумерангами. Какие летающие мишени могут быть лучше ленты аистов шириной в 40 метров и длиной в 35 километров? В африканской западной популяции аистов осталось всего несколько тысяч пар.

Что касается украинских подопытных, то также не обошлось без потерь. Две птицы были убиты браконьерами над Синайским полуостровом. Одна, обессилевшая, разбилась. А еще одного аиста «арестовали» в Зимбабве, по подозрению в шпионаже. Орнитологи вовремя обратились в компетентные органы, и после переговоров перепуганного пожирателя лягушек отпустили.

Весной аисты спешат домой: нужно успеть обустроить жилище, найти свою половинку, вывести птенцов и поставить их на крыло перед следующим отлетом.

Но нынешняя запоздалая весна перечеркнула оптимистические планы. Болота, где птицы ловят лягушек и мелкую рыбешку, были еще покрыты льдом. Изможденные аисты, по сути, оказались в ловушке и гибли от голода. Большинство людей даже не заметили, как рядом умирали «часовые наших крыш».

— Через СМИ и наши районные ячейки мы обращались к крестьянам с просьбой подкармливать аистов, пускать их в усадьбы, — рассказывает Георгий Лаврентьев, главный инженер Общества охраны природы, инициатор акции «Спасем аистов». — Ныне нам пишут люди, приютившие птиц. Вскоре мы подсчитаем, сколько же крестьянам удалось их спасти. В дальнейшем надеемся на сотрудничество с Министерством образования. Пусть правительственные мужи обратятся к директорам школ, а те — к ученикам, чтобы они помогали птицам, чинили гнезда, наблюдали за аистами, подсчитывали их количество, а информацию передавали нам.

Несмотря на благородную акцию, тысячи сел в Украине все-таки осиротели. Из шести пар, проживавших в Хоруживке на Сумщине, люди пока не видели ни одной. Не видно птиц и в селе Шевченкивка на Киевщине. Пара аистов гнездилась на столбе при дороге и была талисманом успеха для водителей.

— В прошлом году было подписано соглашение между странами Европы, Азии и Африки о защите аистов, — рассказывает Виктор Демьянович. — Это событие стало первым шагом к спасению птиц. В Голландии, чтобы сохранить пару гнезд, правительство расходует неимоверное количество денег! Что касается нашей ситуации, то сначала необходимо провести полную перепись украинских аистов. Исследовать, где они живут, сколько лет гнездам, где они построены и т.п. Мы также подготовили проект закона о защите аистов и их гнезд, который уже в скором времени представим в Верховную Раду.

Интересный факт: на территории Украины и Польши гнездится 35% мировой популяции белых аистов. Это означает, что от численности птиц у нас зависит их количество на планете. Поляки проявляют заботу о птицах на государственном уровне: под гнездами на столбах и деревьях возводят специальные платформы, оберегают болотистую местность с аистовым «меню». Этой весной польские коллеги вместе с Западноукраинским орнитологическим обществом разрабатывают программу защиты аистов. В рамках программы уже установлены искусственные гнезда в Шацком районе Волынской области, на Ивано-Франковщине. А недавно львовские энергетики вместе с орнитологами установили несколько таких жилищ под Немировом. Организовано это не только из патриотических соображений, но и... экономических. Специалисты подсчитали: «самовольное» гнездо на столбе, касающееся проводов (особенно в дождливую погоду), «ворует» порядка 300—500 ватт электроэнергии. Кстати, в соседней Польше все аистовые жилища (а там их около шести тысяч) искусственные.

Но этим спасение украинских аистов не ограничится. Чтобы обратить внимание мировой общественности на проблему, наши ученые вместе с коллегами из Чехии, Америки и Японии начали исследовать жизнь и миграцию черных аистов, которые находятся под еще большей угрозой исчезновения, чем белые. А еще в селах Верхняя и Нижняя Дубечня (Вышгородский район на Киевщине), по словам господина Добрика-Кармазина, организуют специальный аистовый заповедник. Его обустройством займутся правительство, местные власти, школьники и учителя.