На Тернопольщине распашка грунтов одна из самых больших в Украине. Началась эта кампания еще в 60-х годах, когда была определена стратегическая цель — ежегодно повышать валовой сбор сельхозкультур. К 1980 году 90,4 процента сельскохозяйственных угодий в области было под пашней. В последующие двадцать лет распашка уменьшилась не намного и ныне составляет 81,5 процента. В масштабах Украины этот показатель закрепился на уровне 57,1 процента, тогда как распашка территорий Великобритании, Франции, Германии — от 28,6 до 32 процентов.
Распаханные территории не защищены от солнечной радиации, ветров и суховеев, больше подвергаются разрушительной водной эрозии, чем земли залесенные или покрытые травами. Увеличение сельхозугодий приводит к уменьшению кормовой базы для животноводства.
Базовый президентский указ «О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики» от 3 декабря 1999 года рекомендует в каждом населенном пункте отвести часть площадей из земель запаса и резервного фонда под общественные пастбища. Такое решение вскоре приняла и сессия областного совета. Тем не менее одна из последующих аграрных инициатив Президента, в частности указ «Об обеспечении экономических интересов и социальной защиты работников социальной сферы села...» от 12 апреля прошлого года, обязывает местные советы передать в пользование социальной сфере не менее 50 процентов одних и тех же земель. Некоторые сельские, поселковые и городские советы так и сделали, отдав земельные участки, которые можно было использовать под пастбища, сеножати, «социалке».
Хотели как лучше, а вышло как на зло — плуг побывал почти везде. В результате нарушено экологическое равновесие, обедняются грунты. Природных веществ в них попадает мало. А земля особенно нуждается в органическом удобрении — гное. В Индии, например, бедные грунты, куда вносится коровий гной, превращаются в плодородные черноземы. Для этого целесообразно разводить не только коров, но и быков. Бык не требует изысканных кормов. И вдобавок подсчитано, что за две недели 25 средних быков оставляют после себя 6 тонн свежего гноя.
Тернопольщина была первой областью, где в 1992 году началось условное паевание сельхозугодий. На сегодня оно завершено, но Министерство аграрной политики только в прошлом году додумалось предписать области изъять из-под пашни, то есть перевести в разряд лугов, 240 тысяч гектаров. Поезд тронулся. Уже более 300 тысяч жителей края получили земельные паи. И многие из них не согласятся на уменьшение размера пашни.
Два года назад работники Тернопольского филиала Института землеустройства Украинской академии аграрных наук начали работу по изъятию малопродуктивных и эродированных угодий из хозяйственного использования. Изъятию подлежат земельные участки на склонах свыше 7 градусов, а также затопленные, с высоким уровнем грунтовых вод, где урожаи пропашных культур очень низкие. В результате уменьшается площадь пашни. Замдиректора «земельного» института Михаил Стець уверяет: «Это делается не для того, чтобы людям не хватало земли или она зарастала сорняками. Такие «плохие» массивы могут быть использованы для выращивания травянистых растений, чтобы развивать животноводство, или для лесных насаждений. Выгоду ощутят те же сами владельцы земли».
Земельные паи в области состоят из двух частей — пашни и кормовых угодий. В тех населенных пунктах, где размер пая превышает два гектара, вторая часть нередко достигает трети общей площади. И бывает, что собственники, которые хотят получить земельный участок, сами просят провести изъятие малопродуктивных или непригодных земель. Но лишь немногие из них осознали, что на меньших, зато более плодородных массивах можно собрать урожаи не хуже.
Площадь пастбищ в области сейчас составляет 131,8 тысячи гектаров. При нынешнем поголовье крупного рогатого скота — 400 тысяч голов — ее пока что хватает (норма — одна корова на 0,25 гектара), хотя в некоторых селах выгонов почти не осталось. Какова перспектива у таких местностей? Животноводство в последний год начинает становиться рентабельным. Реформированные сельскохозяйственные предприятия, не потерявшие поголовья скота и имеющие коров производительностью более 2000 кг молока в год, могут зарабатывать неплохие деньги. Ведь закупочные цены на молоко и мясо выросли ощутимо — почти вдвое. Государство дотирует мясо-молочную продукцию. Заметны первые признаки стабилизации поголовья крупного рогатого скота. Например, за первые два месяца во всех категориях хозяйств области оно возросло на 12,5 тысячи голов. Так почему же не расширять площади пастбищ и не заботиться о кормовой базе для животноводства? Дешевые продукты, как и экологические проблемы, из ничего не возникают.