UA / RU
Поддержать ZN.ua

Я знаю — город будет

Города - самые сложные и дорогостоящие объекты, которые человек строил и строит на Земле.

Автор: Владимир Нудельман

В рамках масштабного бизнес-форума "Инвестиции - инновации - налоги", состоявшегося в конце прошлого года, рассматривались, в частности, вопросы формирования новой схемы расселения.

В ходе острой дискуссии мнения ее участников разделились. Одни доказывали, что среда обитания человека в существующих городах категорически не соответствует интересам будущего, что они являются тормозом на пути налаживания международного инвестиционного партнерства с сетью городов Украины, поэтому надо строить новые города. Другие утверждали, что в Украине новые города практически не создаются и предпосылки для этого отсутствуют. Исключением могут быть города, создаваемые при необходимости срочного отселения жителей из населенных пунктов, попавших в зону чрезвычайно опасных природно-техногенных аварий и катастроф (Славутич).

Осуществленное, например, в Киеве массовое жилищное строительство на левом берегу Днепра (Воскресенка, Троещина), которое продолжается и поныне (Осокорки, Позняки) - это не создание новых городов, они просто вошли в систему существующих городских жилых районов. Ирпень, Буча, Ворзель - это города-интеллигенты, где концентрируются люди с высшим образованием, тянущиеся к "своим" во избежание соседства с маргиналами. Где легче найти приятелей, разделяющих ваше отношение к жизненным ценностям, где будущее спокойно за контакты с ними и будущее своих детей.

Даже новая столица Казахстана Астана создана не на пустом месте - здесь был город Целиноград (ранее Акмолинск).

Строго говоря, в ближней зоне влияния Киева и других крупнейших городов исчезают сами понятия "село", "поселок", "город". Ведь практически это тот же Киев, где живут горожане, которые преимущественно работают в учреждениях и предприятиях Киева, и здесь же удовлетворяют свои потребности.

Города - самые сложные и дорогостоящие объекты, которые человек строил и строит на Земле. Понятно, как непросто это осуществлять в экономически слабой и насквозь коррумпированной стране.

Города - места пересечения множества разнообразных интересов, один из основных полигонов развертывания местного самоуправления. Поэтому чрезвычайно широк круг факторов, влияющих на их развитие. В городской местности проживает более 2/3 населения страны, производится и потребляется подавляющая часть ресурсов развития.

Поэтому они предопределяют основные проблемы трансформации страны. Представляется, что прежде всего авторитарные режимы отличаются тягой к строительству гигантских сооружений, которые, по мнению их генсеков и фюреров должны не только польстить их самолюбию, но и запечатлеть их след в истории.

По воле И. Сталина был запроектирован Дворец советов, который должен был венчать в поднебесье фигуру В. Ленина. Шептались, что на его простертой в будущее ладони смогут садиться самолеты.

А. Гитлер хотел соорудить Храм мировых религий высотой 300 метров, в котором могли бы одновременно разместиться 180 тыс. человек.

Н. Чаушеску в ужасающе бедной стране, где даже кусок мыла был большим дефицитом, построил роскошный дворец с бульваром на месте сносимого в большом количестве жилья.

Даже если представить себе, что концепция строительства новых городов принята, то вряд ли ее можно реализовать. Западные инвестиции сейчас предоставляются только после того, как власть продемонстрирует реальные успехи в борьбе с коррупцией и в создании прозрачных условий для контроля над расходованием средств. Это относится к возможностям новых городов стать объектами международного инвестиционного партнерства.

Поэтому осуществление строительства каждого нового города потребует много времени.

А что в этот период будет с существующими населенными пунктами? Их судьба (как город Припять) - стать городами-призраками. Или они будут постепенно разрушаться.

В США, в ЕС существуют регламенты, которые обязывают определять не только стоимость строительства объекта, но и дальнейшие затраты на его содержание, эксплуатацию и утилизацию после завершения срока службы. Должны учитываться и соответствующие экологические общественные затраты и выгоды. Практика и проведенные за рубежом исследования продемонстрировали, что содержание объектов недвижимости, а тем более их эксплуатация, намного дороже, чем само строительство.

Важное преимущество рассматриваемых небольших поселений - их социальный капитал, чувство сопричастности жителей к проблемам своего поселения. А заселение новых городов выходцами из разных регионов и населенных пунктов, с разными жизненными установками и историей существования, чревато конфликтами.

ЕС проводит политику, направленную не на строительство новых, а на поддержку существующих городов. Одной из наиболее значимых была мегапрограмма URBAN по социальному и экономическому возрождению кризисных городов и окраин. В ее рамках с 1994 по 1999 годы были профинансированы проекты по 118 городским ареалам на суму 900 млн евро.

С 2000 по 2006 годы на поддержку устойчивости экономического и социального развития 70 существующих городских ареалов было потрачено 730 млн. евро.

Проблема обновления производства относится и к необходимости утилизации бытовых и прочих отходов. Эта проблема существует во всем мире, и прежде всего в городах. В ХІХ веке роль рекреационных зон выполняли территории городских кладбищ. В 1857 году был проведен конкурс на лучший проект преобразования 340 га дикой заболоченной местности в благоустроенный парк. Созданный по проекту-победителю конкурса Центральный парк стал мощным катализатором развития близлежащих территорий, элитного жилья и дорогих офисов. Позднее на месте крупнейшей в мире мусорной свалки площадью 1000 га создается масштабная рекреационная территория. Газ, образующийся в процессе разложения мусора, уже в начале строительства используется для обогрева 22 тыс. домов. Это самый значительный проект создания рекреационной территории за последние 100 лет, который повысил стоимость прилегающих земель, улучшил экологическое состояние. Особенно остро эта проблема проявляется в городах и других поселениях нашей страны. Сегодня площадь территорий, занятая мусором, больше, чем заповедного фонда.

Обострилась и проблема природно-техногенной безопасности. Если в Европе в ее структуре природные катастрофы составляли 2/3, техногенные - 1/3, то у нас наоборот: 1/3 - природные и 2/3 - техногенные.

Хорошим примером для нас в этом вопросе (как и в решениях многих других задач) является Польша. В ней после
1989 года добыча угля сократилась вдвое, занятость - на 25%. Зато производительность труда увеличилась в 2 раза, соответственно - и зарплата.

Польские коллеги предостерегают нас не повторить их ошибки: покупать социальный мир за счет субсидий на экспорт угля. У нас это широко применяется, особенно в межвыборный период для привлечения электората.

Обновление производственного аппарата целесообразно не точечно, в пределах каждого города, а (с учетом Лейпцигской хартии) в зоне влияния крупного города.

Мэр Лондона отвечает за создание стратегических планов развития агломераций с населением 8,5 млн человек. Цель - ее реформирование в качестве самого величественного урбанизированного пространства.

При современной экономике приоритетной основой градообразующей базы
еще со времен УССР остается низкотехнологичный труд с малой добавленной стоимостью.

Главным градообразующим фактором во второй половине ХХ века становится креативная экономика.

Учитываются:

- имеющиеся прогнозы будущего развития городов (Корбюзье, Леонидов, Танге, Доксиадис, Гутнов с коллегами и др.);

- противоречия между стремительным изменением структуры и масштабов градообразующей базы, с одной стороны, и структурой сложившегося использования городских земель, изменение которых требует весьма дорогостоящих действий;

- понимание того, что хотя город - это сочетание многих подсистем, но оживляют городское пространство люди. То есть город реализует себя через потребление его жителями городского пространства;

- наличие в Англии весьма высокого уровня обеспеченности жильем, но необходимо дополнительно построить 4 млн жилых единиц, из которых, в связи с изменением возрастной структуры населения, 90% - предназначены для одиноких и семей из двух человек.

Как писал В. Лященко в 2013 г. (Институт экономики промышленности НАНУ), в ХІХ - первой половине ХХ вв. содержанию понятий индустрии соответствовало индустриальное обустройство жизненного пространства, индустриальная организация общества, индустриальные пейзажи.

Неоиндустриализация - это повышение доли наукоемких видов деятельности с ростом потребностей в умственном квалифицированном труде.

Неоиндустриализация (главное содержание Индустрии 4.0) преобразует человека в постчеловека.

Недоучет этого - одна из причин трагических событий в Крыму и на востоке Украины.

Необходимо было заблаговременно менять структуру производства, как это делалось в США, Швеции, Люксембурге и др. В том числе сокращать (пусть не так кардинально и жестко, как М.Тэтчер) добычу угля.

Будучи лет 20 назад в Севастополе, я возмущался: там был филиал Московского университета им. М. Ломоносова, но так и не создали филиал Киевского университета им. Т. Шевченко.

Еще в 1994 г. в интервью украинскому изданию газеты "Файненшл таймс" я говорил, что Донбасс - самый проблемный регион Украины.

В 2015 году был принят Закон Украины об основах (стратегии) государственной региональной политики. Он открывает для страны перспективы повышения рыночной стоимости ее активов и неизбежно приведет к появлению высокотехнологичной, высокоинтеллектуальной площадки, открытой для конструктивных дискуссий.

Она должна стать средством государственно ориентированной, высокопрофессиональной и высокоморальной элиты, ценным кадровым резервом для обновления региональных и национальных элит.

Реализация новой региональной политики позволяет бизнесу, как основному драйверу экономики, выбирать наиболее прибыльные для него и не противоречащие общественным интересам виды, масштабы и место размещения своих инвестиций. Все это повышает значимость территориальной планировки. Она объективно становится первоосновой для разработки всего массива стратегических документов. По результатам анализа научных работ эта деятельность входит в двадцатку наиболее приоритетных.

При капитализме не исчезает необходимость в государственном регулировании, однако не присущим СССР методом административно-командного диктата, а осуществленим действий, позволяющих реализовать потенциальные возможности административно-территориальных единиц.

Институции начинают формироваться только тогда, кода в них возникает потребность, когда необходимо сберечь жизненные ресурсы.

Так, права собственности на лесные угодья индейцев сложились только тогда, кода появилось огнестрельное оружие и возникла угроза истощения запасов дичи.

В постиндустриальную эпоху снижается роль транспорта, как средства привлечения инвестиций. Ведь в межрегиональном и межгосударственном обмене превалируют уже не сырье и полуфабрикаты, а информация, технологии, финансовые ресурсы, потоки людей, включающие трудовые и туристические поездки.

Нарастающие темпы и масштабы сотрудничества с ЕС и военная агрессия России предопределили для нашей страны (в отличие от прошлого) наращивание горизонтальных связей.

На наднациональном уровне это (как писал Бжезинский) основные межконтинентальные линии урбанизации Лондон - Париж - Варшава - Киев - Москва и далее до Владивостока.

Вернадский писал, что гомо сапиенс - это не венец развития человека, что ему на смену грядет новый человек, который по своим моральным и умственным качествам будет намного превышать существующего.

Утописты XVII - начала XIX веков считали, что научно-технический прогресс будет сопровождаться утверждением гуманистических ценностей и самосовершенствованием человека. Но жизнь не подтвердила эту надежду - культура не поспевала за цивилизацией, наступал распад морали.

Это хорошо иллюстрирует роман писательницы М. Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей" (1818 г.). Если Прометей, принесший людям огонь, навлек на себя гнев богов, то созданное в более позднее время одним из утопистов чудовище почувствовало смешанное со страхом негативное отношение к себе окружающих и погубило всех его близких. Человек может оживить материю, но не способен предусмотреть все последствия своего деяния.

Невольно вспоминается Б. Шоу. Он говаривал: "Человек научился плавать и летать. Пора научится быть человеком".

В Европе культура, в которой заняты миллионы людей, третья по вкладу в экономику. Глава представительства ЕС в Украине заявляла, что культура - важнейшая двигательная сила развития страны, центральный элемент новой экономики. Это тот фундамент, на котором развивается образование, наука и все виды деятельности человека.

Об этом писал П. Капица еще в 1979 году. Интересно, что В. Щербицкий практически в одно время с П. Капицей впервые говорил (если использовать современную градостроительную терминологию) о будущем формировании объединенных территориальных громад.

Хорошим примером развития на базе культуры является город Барселона. Он возглавляет структуру, куда входят 36 муниципалитетов и которая прошла путь от промышленной агломерации к современному научному и туристическому центру. В стратегическом плане на период до
2025 года рассматривается эта территория, на которой происходит объединение творческих отраслей человеческой деятельности в существующем городе с высокой социальной сплоченностью. Барселона возглавляет список 5 смарт-сити.

От развития культуры зависит реализация принципов человекоцентричности. К сожалению, в 2017 г. и в бюджете на 2018 г. собственно на развитие культуры (без расходов на потребление) в расчете на 1 человека в день в среднем остаются жалкие копейки. Вряд ли это делает страну привлекательной для инвестиций.

Непредсказуемость будущего предопределяет возможность его различных сценариев. Часть из них оказывает позитивное, часть - негативное влияние на инвестиционную активность для развития систем расселения.

К первым относятся размышления Н. Гоголя, касающиеся долгосрочных последствий украино-российских отношений.

Он писал: Украина не может переехать в Канаду или Австралию. География неумолима. Россия в том или ином составе всегда будет нашим соседом.

Но мы должны всегда утверждать: мы воюем с Путиным, а не с великой русской литературой Пушкина, Толстого, Достоевского, Чехова, которая уже давно стала достоянием всего человечества. Не мой предмет, о чем должна думать Россия. Но Украина, как мне представляется, должна думать о том, как постепенно, неизвестно какое, но, очевидно, длительное время будет налаживать отношения между двумя странами, в том числе и их городами.

К негативным сценариям, тормозящим инвестиционную активность, относятся ужасающее состояние экологии и здоровья.

Сегодня мир потребляет ежегодно 1,5 объема возобновляемых ресурсов. Если не изменить потребительскую модель поведения человека, то к 2050 году потребуется 2/3 ресурса. А это уже актуальнейшая проблема, гамлетовский вопрос "Быть или не быть".

Как заявлял в недавнем интервью министр экологии О. Семерак, правительство утвердило Концепцию развития угольной промышленности, предусматривающие переход ТЭЦ на уголь. Но это значительно увеличивает количество вредных выбросов в атмосферу. А по Конституции Украины каждый имеет право на возмещение ущерба здоровью. К тому же учет в связи с этим так называемого "зеленого ВВП" ставит под сомнение ожидаемый рост экономики. В этом же интервью министр ужасался, что в стране почти не осталось чистого воздуха, воды, почв, что из-за этого, по данным ВОЗ, каждые два часа у нас умирает три человека.

Украинцы всерьез озабочены состоянием своего здоровья. В пирамиде Маслоу здоровье всегда входит в первую тройку их потребности. Но ведь известно, что от медицины зависит только 10-15% здоровья. Остальное (как записано в Конституции Украины) - это обеспечение каждому реализации его прав на достаточный жизненный уровень для него и его семьи. Представляется необходимым разработать и поэтапно осуществлять комплексную программу "Здоровье украинцев".

В сводном бюджете страны на очередной год и последующие три года должны быть предусмотрены средства на реализацию Программы, что позволит наладить общественный контроль над этим процессом.