UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЫРАЩИВАТЬ — НЕ РУБИТЬ, ОХРАНЯТЬ — НЕ ОБРАБАТЫВАТЬ

Во всех справочниках, научных работах, энциклопедиях подчеркивается богатство природы Украинских Карпат и, в частности, Закарпатья...

Автор: Василий Комендарь

Во всех справочниках, научных работах, энциклопедиях подчеркивается богатство природы Украинских Карпат и, в частности, Закарпатья. По живописности ландшафтов и разнообразию природных экосистем нашу область сравнивают со Швейцарией, Австрией... Действительно, так оно и было, но... в прошлом.

После реструктуризации 1993-го комплексные предприятия-лесокомбинаты нашей области преобразовали в гослесхозы. И почти сразу, неизвестно как и почему, началась варварская вырубка гордости Закарпатья — буковых девственных лесов — с применением сплошных и концентрированных рубок, запрещенных «Правилами рубок главного пользования лесов в Карпатах» и «Законом об охране природы Украины». Эти рубки, по словам работников леса, проводились якобы с целью получения валюты для развития экономики Закарпатья. Теперь почти круглосуточно на Запад тянутся лесовозы и вагоны с элитной древесиной-кругляком, буквально за бесценок удовлетворяя потребность зарубежных предприятий в высококачественной древесине...

После опубликования в первой половине октября 2003 г. в «Зеркале недели» остро критической статьи «Превратим леса в пустыни?» администрация облисполкома создала комиссию из ученых и специалистов для разработки проекта реформирования лесного комплекса Закарпатья. Члены комиссии с энтузиазмом взялись за создание такого проекта, но... Первой вспышкой энтузиазма все и завершилось. Правда, обладминистрация заменила руководящие кадры управления гослесхоза, так что сейчас есть возможность провести разумную реструктуризацию лесного комплекса.

Хотел бы остановиться на необходимости разрешения настоятельных проблем, связанных с неоправданным и незаконным уничтожением дубрав в низине и предгорье области. Скажем, есть угроза полного исчезновения ничтожных остатков гляциальных дубрав в окрестностях поселка Буштына. Прежде такие дубравы были распространены на больших площадях (до 16 тыс. га) в Закарпатской низменности, начиная с «Черного Мочара» Мукачевского района вплоть до Мараморошской котловины Тячевского района. Сегодня же почти все площади гляциальных дубрав вырублены, их остатки чудом сохранились только в окрестностях поселка Буштына в урочищах «Малетова дубрава» (10 га), «Дубки» и «Дубравы», или «Мочар» (8 га).

Удивляет то, что некоторые буштынцы не просто не ценят — собственноручно уничтожают эти памятники природы. Несколько лет назад подожгли «Малетову дубраву», которую едва удалось спасти, в прошлом году летом кто-то поджег участок дубняков в урочище «Мочар»... Причем огонь долго «не могли» погасить... Со временем из Буштыны в областное управление агролеса стали поступать заявки на получение лесорубных билетов на вырубку поврежденных пожаром сухостойных дубов. Лично я расцениваю это как акт низкой культуры и вандализма отдельных жителей Буштыны. Ведь вышеупомянутая дубрава заповедная, следовательно, вырубка части дубняков — нарушение закона об охране природы Украины. Районная экологическая инспекция вместе с милицией должна была бы разыскать преступников и наказать за намеренный поджог дубрав. К сожалению, меры по сохранению заповедных участков не были приняты... Напомню, уникальные остатки гляциальных дубрав имеют важное научное значение, а территория в случае вырубки всех дубовых лесов превратится в безлесные площади — толоки — безводную пустыню, поскольку грунтовая вода, удерживаемая лесом, значительно опустится. Не следует забывать, что поселок быстро превращается в промышленный город, так что вокруг него нужно будет создавать зеленую зону — парки, на которые понадобятся большие средства и много времени. Ведь до 100 лет придется ждать, чтобы из саженцев выросли взрослые деревья.

Кстати, областное управление АПК всячески поддерживает инициативу буштынцев по вырубке уникальных деревьев — свидетелей ледниковой эпохи. Недаром сейчас администрация Карпатского биосферного заповедника добивается передачи гляциальных дубрав в окрестностях пос. Буштына, а также пойменной дубравы «Оток» (52 га) в свое ведение.

Поражает способ уничтожения дубовых, дубово-грабовых лесов в окраинах г. Мукачево. Эту грязную работу выполняет новообразованное районное отделение агролеса. Подобных примеров, когда бездушно вырубаются дубы и дубравы, на территории области можно найти довольно много. Это в цивилизованных странах Запада дуб давно считается «священным деревом». Категорически запрещено вырубать не только дубовые леса, но и отдельные деревья... Интенсивное уничтожение дубов и дубрав в Закарпатской низменности и в предгорье в конце концов приведет к опустошению этих ландшафтов.

Неоднократно заявлял в средствах массовой информации и обосновывал на разных научных конференциях необходимость возвращения к предыдущей структуре лесного комплекса государства. По моему мнению, единственно правильным в нашей ситуации является разделение органов управления лесными ресурсами на такие основные структуры:

1. Министерство лесного хозяйства, которое бы координировало работы по выращиванию и охране лесов нашего государства, ухода за ними.

2. Министерство лесной промышленности, в чьей компетенции были бы рубки главного пользования, деревообрабатывающая и химическая промышленность.

Ни в коем случае нельзя оставлять нынешнюю структуру лесного комплекса, когда Государственный комитет лесного хозяйства осуществляет двоякие функции — ведения лесного хозяйства и эксплуатации лесов. Поскольку в таком случае на первом плане будет то, что наблюдаем уже десять лет, — нажива на лесных ресурсах. Сейчас гослесхозы применяют способы рубок главного пользования, в цивилизованных странах отмененные почти сто лет назад.

Руководство государственного лесного хозяйства забывает, что леса, особенно горные, выполняют не только экономические, но и не менее важные защитные функции. Природа уже несколько раз наказывала людей за грубые нарушения ее законов — невиданными в истории Карпат катастрофическими наводнениями (1998, 2001 гг.). Комитет гослесхоза скромно подсчитал: убытки, нанесенные этими стихийными явлениями, оцениваются в несколько сот миллионов гривен и в несколько человеческих жизней. На самом же деле вред исчисляется миллиардами гривен, поскольку мы не должны забывать об экологическом компоненте. Известно, что на оголенных склонах происходят интенсивные эрозионные процессы, смыв миллионов тонн плодородного пласта почвы, который из материнской породы формируется на протяжении многих веков. Поэтому восстановление высокопроизводительных лесов на этих склонах возможно лишь через сотни лет.

Другой принципиальный вопрос — государственный контроль за охраной, использованием и воспроизведением лесов. К сожалению, в проекте Лесного кодекса Украины этот важный момент представлен в несколько неоднозначном виде, и он не даст желаемого результата. Уже есть постановление Кабинета министров Украины о создании Государственной инспекции лесов в составе Министерства экобезопасности. Но это не приведет к эффективному контролю за лесным хозяйством и лесоэксплуатацией, поскольку работники двух министерств всегда договорятся о «положительном» решении вопроса.

Единственным правильным решением стало бы создание Государственной лесной инспекции, подчиненной непосредственно Кабинету министров Украины. Эта инспекция должна быть укомплектована квалифицированными специалистами лесного хозяйства и лесной промышленности, обеспечена высокой зарплатой. Такая инспекция в Закарпатье уже действовала, и все специалисты сегодня считают ее эталонной.

Есть еще одно серьезное замечание — по поводу так называемого «побочного» лесопользования. Во времена советской власти у меня была возможность ознакомиться со способом использования этих ресурсов в Прибалтийских республиках. Как выяснилось, там уже в 80-х годах ХХ в. проводилось лицензирование на заготовку лекарственного сырья, грибов, дикорастущих плодов, ягод и т.д. Сейчас в лесах Закарпатья лекарственные растения заготовляют хаотически, грибы все чаще заготовляют вместе с грибницей. Такого варварства не увидите ни в одной цивилизованной стране. И уже сегодня мы вынуждены заносить прежде вполне обычные компоненты лиственных лесов — беладонну, скополию — в Красную книгу Украины...

Почему мы не думаем об этом? Неужели Верховная Рада Украины не может принять более справедливое и суровое законодательство, действующее, например, во многих европейских странах?