UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВСЕМИРНОЕ ТЯГОТЕНИЕ «РАЗУМНОЙ МАТЕРИИ»

Взрывной характер роста народонаселения Земли в уходящем столетии продолжает приковывать внимание ученых...

Автор: И. Кузьмин

Взрывной характер роста народонаселения Земли в уходящем столетии продолжает приковывать внимание ученых. Несмотря на две мировые войны, концлагеря, эпидемии и массовый голод во многих странах, к концу века численность землян вырастет почти вчетверо по сравнению с 1900 годом. Рост общей «массы» человечества сопровождается коренным изменением образа жизни. Если к началу текущего века большинство жителей планеты были селянами, с веками сложившимся укладом, то к концу - уже около 50 проц. всех нас станет жить в городах. А ХХІ столетие пройдет под флагом интенсивной урбанизации, когда подавляющее большинство станет жить в городских поселениях. (Уже сейчас темп урбанизации человечества в 3,5 раза опережает темп роста его численности).

Особенно быстро растет количество крупных городов. Если в 1850 году в мире было всего два города - Лондон и Париж, население которых насчитывало более 1 млн., то к 2000 году число городов-«миллионеров» перевалит за 300!

Темп возникновения и разрастания супергородов, получивших название мегаполисов, просто поражает воображение!

По данным июньской конференции ООН «Среда обитания-11», состоявшейся в Стамбуле, на сегодня можно выделить десять самых крупных агломераций в мире, в основном вокруг столиц разных стран, численностью свыше 10 млн.: Токио (26,8), Сан-Пауло (16,4), Нью-Йорк (16,3), Мехико (15,6) Бомбей (15,1), Шанхай (15,1), Лос-Анджелес (12,4), Пекин (12,4), Калькутта (11,7), Сеул (11,6). Уже сейчас в 10 крупнейших мегаполисах живет 154 млн. человек.

А вот 10 крупнейших мегаполисов после 2015 года: Токио (28,7), Бомбей (27,4), Лагос (24,4), Шанхай (23,3), Джакарта (21,2), Сан-Пауло (20,8), Карачи (20,6), Пекин (19,4), Дакка, Бангладеш (19), Мехико (18,8).

Обращает на себя внимание, что в первый список войдут новые мегаполисы. Особенно ярким примером взрывного роста является Лагос, столица Нигерии, население которого с 290 тыс. человек в 1950 году должно вырасти до 24,4 млн. человек в 2015 году, т. е. в 84 раза за 65 лет!

Итак, быстро растущее население планеты неудержимо концентрируется в городах. И чем они крупнее, тем быстрее! Впрочем, до известных пределов. Что же это может означать и каковы причины этого масштабного процесса концентрации человеческой «массы» в конгломераты-«муравейники»?

Причин выявлено немало. До 50-х годов нашего столетия - рост промышленного производства в городах и интенсификация сельского хозяйства в развитых странах. После 1950 - становление молодых независимых (развивающихся) стран и систем их государственного управления, концентрирующихся в городах и столицах. Миграция селян в города и естественный прирост горожан за счет рождаемости, особенно в среде мигрантов, как правило, более молодых, чем коренные горожане. Тяжелые условия и низкая оплата сельского труда и худшие, чем в городах, социальные и культурно-образовательные условия. Голод и войны, усиливающие миграцию в города как возможность выживания, и ряд других причин, классифицированных еще в 1979 году специалистами ООН.

Если представить растущее множество землян в виде взаимодействующих точек единой «массы», разбросанных по всей земной поверхности, то процесс урбанизации можно представить как накопление некоей «массы разумной миграции» вокруг некоторых центров концентрации, причем плотность этого «вещества» будет нарастать по мере приближения к этим центрам (до известных пределов). Разумное «вещество» как бы стягивается к ним под действием некоей универсальной «силы», различные проявления которой и составляют упоминавшиеся выше причины. Чем меньше расстояние до центра и чем больше масса уже накопленного «вещества», тем больше «сила», ускоряющая процесс его концентрации. Предел стягиванию ставят «силы противодавления», направленные от центров, и тогда несколько близлежащих зон концентрации могут сливаться, образуя новый центр со своими условиями «равновесия» (мегаполисы). Внешняя граница такого сгустка «разумного вещества» на земной поверхности определится балансом центростремительной и центробежных «сил» и может быть размытой.

Такая физическая модель процесса урбанизации будет напоминать модель образования звезд и планет, предложенную Исааком Ньютоном, в которой универсальной силой является сила тяготения вещества. Следуя внешнему сходству процессов урбанизации и звездообразования, можно принять за универсальную «силу», собирающую землян в города, силу тяготения «разумного вещества!»

Эта аналогия, может быть, позволит понять некоторые общие закономерности урбанизации, сочетающей в себе как общественные, так и физические факторы.

В этом случае, понятие о силе тяготения - одной из основных сил природы - может быть распространено и на поведение больших масс «разумной материи» и приобретает еще большую загадочность, чем до сих пор. Вспомним, что, выведя закон всемирного тяготения материальных тел, Ньютон оставил потомкам задачу выяснения его физической сущности, категорически заявив: «Гипотез не изобретаю!». Альберт Эйнштейн увидел в гравитации иной способ связи материальных тел с пространством-временем - нечто более глубокое, чем силу взаимодействия тел, прямо пропорциональную произведению их масс и обратно - квадрату расстояния между ними. Но и сегодня тяготение не раскрыло все свои тайны.

В физической модели процесса урбанизации в качестве «силы противодавления», препятствующей «стягиванию» большего числа людей в пространственно компактные зоны проживания, может выступать, скажем, сила, пропорциональная некоторой функции «массы разумного вещества» и выражающая нехватку воды (например, для Каира, Лагоса, Дакки, Пекина, Сан-Пауло и Мехико). В Мехико, построенном на подземных лагунах, за последние 70 лет улицы просели более чем на 10 метров, из-за постоянного выкачивания воды. Поиск же новых источников или борьба с оседанием города затруднены из-за недостатка средств. В итоге, рост мегаполиса - концентрация «разумного вещества» - в районе Мехико замедляется. Рост санитарно-экологических и других проблем крупных городов также ограничивает урбанизацию, усиливая центробежные тенденции и силы.

Физические аспекты урбанизации для каждого конкретного центра могут быть различны, но использование общей модели позволило бы выработать единообразный подход, ввести общие нормы и улучшить прогнозы развития городов.

Социальные и общественные аспекты урбанизации на длительную перспективу представляются менее изученными, и в этом случае физическая планетарная модель процесса могла бы оказаться полезной.

Сопоставляя столь различные по своей сути процессы, как сосредоточение людей в городах и концентрация вещества в космических объектах с единой точки зрения, стоит вспомнить определение Иоганна Кеплера: «Тяготение есть взаимная склонность между родственными телами, стремящимися слиться, соединиться воедино...»