| ||
Провал в селе Воля Старыцька |
В начале февраля нынешнего года в «ЗН» был опубликован материал «Чей интерес лежит на дне Яворовского карьера?». В нем, в частности, шла речь о непредсказуемом карстообразовании, вызванном добычей серы открытым способом. Спустя несколько недель карст, как бы желая подтвердить, что автор статьи не ошибался на его счет, дал о себе знать новыми провалами. На территории санатория «Шкло» почти одновременно образовались три ямы, которые вскоре «объединились» в один просторный котлован площадью 30 на 95 метров и глубиной в 25 метров.
Хотя по поводу появления ямы был устроен переполох, ее возникновение нельзя назвать сенсацией. В одном из отчетов, составленном еще в 1988 году, отмечалось: после начала осушения карьера возникло уже более тысячи провалов. Каждый год на поверхности территории, охваченной депрессионной воронкой карьера, образуется два десятка новых дыр. Они уже стали неотъемлемой чертой пейзажа.
Увы, стал нормой и способ борьбы с геостихией, практикуемый государственным предприятием «Сірка». Его аварийная бригада засыпает воронки глиной. Занятие это, с точки зрения долгосрочной безопасности, малополезно, поскольку его «апологеты» упорно не желают учитывать геологическое устройство местности. А данный район отличается широко распространенной толщей легкорастворимого гипса. В далёком геологическом прошлом под воздействием воды в мягкой породе образовалась густая сеть пещер. Со временем природа прикрыла эти подземные ходы непроницаемыми для воды глинами и растворение гипса прекратилось. Но с 1969 года (с момента начала разработки серного месторождения) из карьера интенсивно откачивают подземные воды. Природное равновесие нарушилось. Из областей питания водоносных горизонтов, ручьев и речек в карстовые полости потекла пресная вода. Каждые сутки она растворяет и выносит несколько сотен тонн гипса, что активно развивает карстовые пещеры. В конечном счете, потолочины пещер не выдерживают веса покрывающих пород и проваливаются.
«Противоядием» номер один в подобной ситуации, рекомендуют ученые, может быть устранение первопричины катастрофы — немедленное затопление зияющего кратера карьера. Вследствие этого прекращается вымывание породы, карстование удается затормозить. В дальнейшем остается лишь приступить к эффективному устранению локальных воронок. Впрочем, их надежно можно ликвидировать и сегодня. А можно было это сделать и вчера. Технология соответствующая имеется.
Дешевый и действенный способ борьбы с карстовыми провалами учёные обосновали еще в начале семидесятых. Первые опыты провел сотрудник Института горно-химического сырья (г. Люберцы Московской области) В.Подхалюзин. На прозрачной модели он изучил физический механизм образования в подземных пустотах осадка при нагнетании смеси воды с песчаным материалом. Оказалось, песок, оседая из гидросмеси, плотно закупоривает подземные пустоты. (Результаты исследований Подхалюзина применили на руднике подземной выплавки в Туркмении, где с помощью закачки гидросмеси отходов обогащения серных руд управляли движением горячей воды.)
Следующий шаг сделали сотрудники львовского ОАО «Гирхимпром». В 1992 году начала угрожающе проседать плотина водохранилища возле села Новый Яр в том же Яворовском карьере. Для предупреждения катастрофы вдоль дамбы пробурили десять скважин и закачали в них 250 тысяч кубометров молотого известняка — отходов обогащения серной руды (благо, за десятки лет работы этого «добра» накопилось миллионы тонн). Через неделю после операции проседание дамбы прекратилось, и вот уже десять лет плотина стоит нерушимо.
К сожалению, этот опыт не получил распространения. А ведь с помощью такого метода при незначительных затратах можно было бы предупредить многие разрушения. По данным областного управления ЧС, у двадцати шести домов в зоне действия карьера обнаружены аварийные трещины. Так это или нет, но директор «Сірки» по капстроительству считает, что отселять нужно 312 семей. Под них предприятие добивается целевых бюджетных средств на строительство жилья для них. После пятилетней паузы удалось построить и довести до кондиции 68 квартир. Только вот с заселением заминка. Горисполком не желает брать дом на баланс: «Сірка»-де нарушает закон, потому что отдает только жилье, а нежилые встроенные и пристроенные помещения желает себе оставить». Структуры ведут свою войну, а люди ночами продолжают прислушиваться к треску стен… В селе Воля Старыцька шесть лет назад под одним деревянным жилым домом образовался карст диаметром пять и глубиной десять метров. К счастью, тогда обитателям удалось выскочить.
Отработанный в околицах серного карьера способ борьбы с карстом методом нагнетания можно было бы использовать и в других регионах. Карстующая гипсовая толща на западе Украины распространена на площади более 1000 квадратных километров. От польского кордона — до румынского. Попадает в зону действия карста и столица Галичины Львов. Жилые дома и предприятия в южных и юго-западных частях города стоят на пустотах. Практически никакой противокарстовой защиты сооружения не имеют. Халтурная эксплуатация канализационной и водоснабжающей систем только способствует деградации земной тверди. Так что скоро областное руководство получит возможность наблюдать за распространением карстовой опасности, не выезжая из областного центра.