UA / RU
Поддержать ZN.ua

Возможности усовершенствования использования подземных вод в Украине

13 мая 2020 года на заседании Рабочей группы при Совете национальной безопасности и обороны Украины по вопросам безопасности водных ресурсов государства и обеспечения населения качественной питьевой водой в населенных пунктах Украины были подробно обсуждены «водные» угрозы национальной безопасности Украины.

Авторы: Владимир Белоконь, Михаил Ромащенко, Михаил Яцюк

Ведь впервые за последние 150 лет зима 2019/2020 годов выдалась без осадков, а весна 2020-го характеризовалась полным отсутствием весеннего половодья. По данным Гидрометеорологического центра Украины, последние пять лет отмечались низкой водностью, что привело к обмелению большинства водотоков Украины. Больше всего страдают малые реки (с площадью водосбора до двух тысяч квадратных километров), которые заиливаются, пересыхают и исчезают навсегда. По данным ряда научно-исследовательских учреждений, с карты Украины за последние 20 лет исчезли более 10 тысяч малых рек. Таким образом, «водные» угрозы являются, скорее, угрозами отсутствия или же ограниченности водных ресурсов в течение последних 20 лет и типичны для Украины — страны с относительно низким запасом пресноводных ресурсов. Поверхностные и подземные водные объекты гидродинамически связаны между собой, ведь общеизвестно, что поверхностный сток — основа питания подземных водоносных горизонтов. А значит, истощающее использование подземных вод значительно усиливает негативное влияние изменения климата на водные ресурсы в целом.

В случае ограниченности какого-либо жизненно важного продукта рачительная хозяйка оценивает его запасы, определяет свои потребности согласно наличию продукта и начинает использовать его таким образом, чтобы продукта хватило на определенный либо же как можно более продолжительный срок, в зависимости от возможности пополнения. Важный месседж здесь — хозяйка хорошо знает объем имеющегося продукта и четко контролирует ежедневную норму его использования.

Что касается водных ресурсов, то государство как хороший хозяин тоже должно знать объем возобновляемых ресурсов, понимать источники и возможности их восстановления, в частности в рамках водных экосистем, оценить водные потребности социально-экономического развития и регулировать использование. Такое регулирование возможно лишь при наличии учета объема изъятия (забора) водных ресурсов. Использование счетчиков на электроэнергию, природный газ и холодную воду стало повседневным в быту людей, живущих в современном городском помещении, но если рассмотреть быт крестьянина либо же жителя населенного пункта городского типа, то учет использования воды для них, скорее, нетипичное явление, в отличие от использования электричества и природного газа. Почти на каждом подворье крестьянина или жителя районного, а то и областного центра есть колодец или скважина на воду, даже несмотря на наличие централизованного водоснабжения. К сожалению, учет использования подземной воды в таких случаях обычно не осуществляется, а информация о том, с какого водоносного горизонта забирает воду та или иная скважина, каковы ее операционная глубина, дебет и другие технические и гидрогеологические параметры, известна лишь владельцу скважины.

По состоянию на 2020 год использование подземных вод можно охарактеризовать как бесконтрольное и безответственное, ведь в 2014 году с целью дерегуляции было отменено разрешение на проведение специальных работ по сооружению эксплуатационных скважин на воду. Если до 2014 года необходимость получать разрешение на проведение специальных работ по сооружению эксплуатационных скважин хоть как-то удерживала в русле законности организации, занимавшиеся бурением, то сегодня деятельность юридических и физических лиц, сооружающих эксплуатационные скважины на воду, бесконтрольна. В селах, поселках городского типа, городах едва ли не в каждом дворе или на приусадебном участке сооружена скважина на воду, на которую либо нет паспорта, либо же есть вероятность, что данные паспорта (в частности о глубине) указаны неправильно. К тому же чаще всего, к сожалению, не идет речь о первичном учете водопользования.

Почему же хозяева скважин на воду скрывают информацию о базовых параметрах скважины и объемах забора воды? Оказывается, что если:

1) забор либо же использование воды из скважины превышает объем 5 кубометров в сутки, то такое водопользование, согласно Водному кодексу Украины, предполагает получение разрешения на специальное водопользование, а оно платное;

2) глубина скважины превышает 20 м, то ее хозяин, согласно Налоговому кодексу Украины, должен платить за пользование недрами;

3) добыча пресной подземной воды с применением электрических устройств из скважины превышает объем 13 кубометров на человека в месяц, то в таком случае, согласно Налоговому кодексу Украины, должна взиматься плата за пользование недрами (кроме этого, два последних случая предполагают получение разрешения на пользование недрами).

Возникает логичный вопрос: как же в таких условиях бесконтрольности можно количественно идентифицировать специальное водопользование или пользование недрами либо же, соответственно, начислять рентную плату за специальное водопользование или пользование недрами? Ответа на него пока что нет.

Специалисты в сфере устойчивого управления водными ресурсами настаивают на необходимости немедленно решить вопрос установления государственного контроля над использованием подземных вод. Рост угроз, на фоне усиления негативного влияния изменения климата, ставит украинцев перед новой реальностью, связанной с необходимостью кардинально переосмыслить ценность и роль воды в будущем социально-экономическом развитии Украины. Почему у граждан Украины не возникает вопросов к обязательности учета природного газа, тогда как считается привычным и нормальным неучтенное водопользование? Ведь и то и другое — ценный и, к сожалению, ограниченный природный ресурс. По мнению специалистов, обеспечивающих реформирование указанной отрасли, любое использование водных ресурсов должно сопровождаться учетом! Именно учет водопользования должен стать залогом достоверной оценки реального использования водных ресурсов, что должно лечь в основу его государственного регулирования.

С целью упорядочивания этой сферы разработаны изменения законодательства Украины, позволяющие:

Внедрение предложенных изменений в законодательство принесет дополнительные поступления в государственный бюджет разных уровней. Ведь идентификация всего лишь 5–10% скрытых специальных водопользователей, использующих подземную воду в пределах объемов 5–20 кубометров в сутки, и/или пользователей недрами, забирающих подземную воду в объеме свыше 13 кубометров на человека в месяц и/или имеющих скважины для забора подземных вод глубиной более 20 метров, даст от 80 до 160 млн грн дополнительных поступлений в государственный бюджет разных уровней в рамках роста поступлений от рентной платы за специальное использование водных ресурсов и рентной платы за пользование недрами.

Дополнительным преимуществом имплементации законопроекта станет более экономное использование подземных вод, ведь при учете и контроле их использования водопользователи будут стараться не превышать суточное использование объемом 5 кубометров, чтобы не попасть в специальное водопользование, а водопользователи, являющиеся плательщиками рентной платы за специальное водопользование, будут иметь экономический стимул для экономии водных ресурсов, использование которых платное.

Защита окружающей природной среды и здоровья человека, в частности в разрезе экономного и рационального использования подземных вод, которые, согласно законодательству, являются главным источником питьевого водоснабжения для населения Украины, — предпосылка будущего устойчивого социально-экономического развития Украины, основа благополучия последующих поколений.