UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВОЙНЫ ЗА ВОДУ

Немногие знают, что в прошлом месяце под эгидой Организации Объединенных Наций отмечался всемирный День воды...

Автор: Лариса Александрова

Немногие знают, что в прошлом месяце под эгидой Организации Объединенных Наций отмечался всемирный День воды. Такое внимание к колыбели жизни на Земле у ООН не случайно. Ведь известно, что только 3% мировых водных ресурсов составляет пресная вода, большая часть которой содержится в паковых льдах Арктики и Антарктики. Остальные же 97% водных запасов нашей планеты - вода морей и океанов. В специальном докладе, подготовленном ООН, отмечено, что почти третья часть населения нашей планеты через 25 лет столкнется с серьезной нехваткой воды. Это, в свою очередь, увеличит возможность возникновения в ближайшем будущем международных конфликтов, а может, даже и войн за водные ресурсы. «Конфликты за воду, как международные, так и гражданские войны, угрожают превратиться в обычное явление XXI века», - выразил свое мнение заместитель генерального секретаря ООН Ханс ван Гинкель.

В исследовании Международного института использования водных ресурсов, опубликованном в марте этого года, приведены предсказания исследовательского центра в Коломбо, Шри-Ланка, об «абсолютном дефиците воды» в 17 странах Ближнего Востока, юга Африки и засушливых регионах западной и южной Индии, а также в северном Китае. Еще 24 странам, главным образом африканским, расположенным в регионах, соседствующих с пустыней Сахарой, грозит крайняя нехватка воды.

Однако не все благополучно и в промышленно развитых странах. Так, Всемирная организация здравоохранения уже бьет тревогу по поводу резкого ухудшения качества воды в странах Европы. Это связано с интенсивностью ведения сельского хозяйства, индустриализацией и использованием природных ресурсов сверх уровня их естественного восстановления. В настоящее время каждый седьмой европеец (а в странах Восточной Европы этот показатель еще выше) не имеет доступа к экологически чистой воде. «Средневековые» болезни, такие, как холера, тиф и гепатит типа «А», возвращаются на круги своя.

В последнее время вопросы водоснабжения и водной политики привлекают пристальное внимание общественности многих стран, с целью детального их рассмотрения и обмена мнениями проводятся международные и региональные форумы. Так, год тому назад, в марте 1998 года, в Бонне проходил международный конгресс по проблемам водной политики. Его участниками стали представители свыше 50 государств Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. В результате работы конгресса был сделан неутешительный прогноз о том, что все нарастающие проблемы доступа к водным ресурсам в будущем могут повлечь возникновение вооруженных конфликтов.

Теме обеспечения гидроресурсами были посвящены недавние международные конференции в Дамаске и Каире. Подсчитано, что к началу ХХI века население этого региона составит 300 млн., а еще через четверть века в результате стремительного роста арабское население мира увеличится до 500 млн. человек. Причем над 85% всех водных ресурсов рек, протекающих по территории арабских стран, осуществляется контроль со стороны восьми соседних государств.

Материалы Каирской конференции, на которой был заслушан доклад Академии наук КНР, свидетельствуют о реальном дефиците воды в Китае уже сегодня, от нехватки которой страдают около 300 крупных городов этой страны. Но не только эти факты создают предпосылки для возникновения очагов напряженности и конфликтов в грядущем веке. Стоит учесть еще и тот момент, что в мире насчитывается 40 тыс. плотин, а на 200 крупных реках построены дамбы, регулирующие течение рек. Это, в свою очередь, в огромной мере сказывается на развитии сельского хозяйства в частности и экономики в целом многих государств, расположенных в засушливых регионах.

Тигр и Евфрат, истоки которых находятся на территории Турции, несут свои воды также и по землям северных районов Сирии и Ирака. Таким образом, Турция может контролировать подачу воды в эти страны. Еще год тому назад МИД Ирака сделал официальное заявление о нарушении международных правовых норм со стороны Турции и посягательстве на законные права соседних арабских государств по использованию вод этих рек.

Турецкое руководство это не остановило. Британская газета «Тайм» опубликовала материалы о якобы планируемом Анкарой сооружении еще 22 плотин с гидроэлектростанциями в юго-восточной провинции Анатолия, что может на треть уменьшить объем воды, поступающей в Сирию и Ирак.

Сами же турки не исключают возможности защиты своих прав на безраздельное господство над водными ресурсами Тигра и Евфрата в том числе и с помощью военной силы. Среди причин возникновения турецко-сирийского кризиса, поставившего страны на грань военного конфликта осенью прошлого года, эксперты называют и неразрешенность их спора в отношении водоснабжения.

Оживившееся в недавнее время израильско-турецкое сотрудничество в военной области вызывает обеспокоенность лидеров арабского мира еще и тем, что, по словам ливийского руководителя Муамара Каддафи, Израиль намерен «подобраться к нильским водам», распространяя свое влияние в некоторых африканских странах, таких, как Уганда, Эфиопия и Судан.

Израиль, в свою очередь, контролирует подачу воды из источников на Западном берегу реки Иордан, а также оккупированных им сирийских Голанских высот. Эти воды составляют 2/3 всего объема пресной воды, потребляемой в стране. Из-за сильнейшей зависимости от этих источников как Израиля, так и Сирии конфликты между ними представляются неизбежными и разрешение их в ближайшем будущем считается маловероятным.

По прогнозам ученых, дальнейший демографический взрыв ожидает 60-миллионную Эфиопию. Поэтому неудивительно, что это государство уже сегодня стремится использовать воду притоков Нила для нужд ирригации, а также снабжения страны электроэнергией. Судан и Египет не в меньшей степени полагаются на воды Голубого Нила. Имея в виду, что Нил берет свое начало на территории Эфиопии, можно понять опасения Египта по поводу его возможного обмеления при перекрытии в верховьях.

Потенциальная угроза зарождения конфликтов заключена и в проблеме сбалансированного использования гидроресурсов одной из крупнейших африканских рек Замбези. Эта река протекает по территории шести государств юга Африки - Анголы, Ботсваны, Замбии, Зимбабве, Мозамбика и Намибии. В связи с началом строительства правительством Зимбабве трубопровода стоимостью около 440 млн. долларов США от реки Замбези до второго по величине города страны Булавайо, обострились отношения этого государства с соседней Замбией. По мнению последней, этот проект снизит мощность ливингстонской ГЭС, что ставит под угрозу развитие юга и юго-запада страны и приведет к падению уровня воды водопада Виктория, тем самым снизив доходы от туризма. Замбию поддержала Ботсвана, тоже опасаясь сокращения доли своих гидроресурсов в результате оттока воды из основного русла. С целью предотвращения назревающего конфликта была создана специальная комиссия в рамках Сообщества развития государств юга Африки.

В связи с водными проблемами планеты нельзя не вспомнить и регион Аральского моря. Орошение плантаций хлопка привело к оттоку от этого водоема вод Амударьи и Сырдарьи. В результате, в последние 30 лет Арал утратил 90 процентов своей воды, его площадь сократилась вдвое, а содержание соли возросло в шесть раз. В море исчезла рыба, сельское хозяйство региона начало приходить в упадок. Эксперты не исключают конфликты за воду Аральского моря между Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном, ситуацию могут обострить и массовые миграции населения региона, теряющего с исчезновением моря средства к существованию.

Сегодня в мире к проблемам дефицита воды в будущем относятся так же, как пару лет назад относились к компьютерной проблеме 2000 года - то есть весьма легкомысленно. Остается надеяться, что человечеству хватит мудрости найти выход из сложившейся ситуации сейчас, не дожидаясь «водного Армагеддона».