UA / RU
Поддержать ZN.ua

Вода как повод поговорить

В пятый раз в Киеве состоялся Международный водный форум AQUA-UKRAINE и второй раз в рамках конференции ...

Автор: Олег Олексюк

В пятый раз в Киеве состоялся Международный водный форум AQUA-UKRAINE и второй раз в рамках конференции «Вода и окружающая среда» при организационной поддержке компании «Кока-Кола Украина» проходил круглый стол «Питьевая и бутылированная вода в Украине: безопасность, стандарты, контроль». Эта тема на некоторое время объединила за одним столом все заинтересованные стороны: производителей бутылированной воды в Украине и ее потребителей, представителей государственных органов и негосударственных организаций, отечественных профильных научных учреждений и международных организаций вплоть до Международной ассоциации питьевой воды (IWA) и Всемирной организации здравоохранения.

Направление работы круглого стола достаточно четко очертил Анатолий Подрушняк, заместитель директора Института экогигиены и токсикологии им. Л.Медведя МЗ Украины: «Это мероприятие должно ускорить разработку и утверждение санитарных правил и норм для бутылированных вод, которые соответствовали бы классификации и требованиям безопасности, определенным законодательством ЕС и положением соглашений ВТО».

Когда не хватает воды в организме...

То, что 86% массы человеческого тела составляет вода, известно, наверное, каждому. 80% потребности организма в жидкости большинство из нас обеспечивает при помощи потребления питьевой воды и напитков и 20% — с пищей. А вот о том, что потеря одного-двух процентов влаги вызывает жажду, а 10—15% — обезвоживание организма и смерть, знают не все. Хроническое обезвоживание (~1% потери влаги) вызывает целый «букет» болезней. То есть наше здоровье зависит не только от чистоты, качества воды (по данным ВООЗ, 85% всех заболеваний являются следствием ее загрязнения), но и от ее количества, о чем мы часто забываем. Александр Паталаха, директор по вопросам научного обеспечения и пищевого законодательства «Кока-Кола Россия, Украина и Белоруссия», резонно заметил, что рекомендованная величина потребления воды не определена. Существуют нормы токсикологические, а научно обоснованных норм потребления нет ни в одной стране. В соответствии с научными данными, взрослые мужчина и женщина должны выпивать 11—16 240-миллилитровых чашек воды за день, в то время как детям и подросткам требуется немного меньше — не менее девяти таких чашек. Но реальный объем потребления воды зависит от способа жизнедеятельности и природных условий. Физическая деятельность, высокие температуры и давление могут повлечь увеличение количества потребляемой воды в три-шесть раз.

...и в государстве

В последнем докладе Программы развития ООН о развитии человека за 2006 г. речь идет о том, что 39 стран мира получают значительную часть необходимой им воды из-за границы. Зависит от чужих водных источников и Украина. Ежегодный недостаток пресной питьевой воды составляет у нас 0,4 куб. км. У более половины украинских городов (причем их количество постоянно растет) возникают существенные трудности с водоснабжением, около 1300 сел постоянно снабжаются привозной питьевой водой. Централизованным водоснабжением обеспечена только четвертая часть сел Украины, подавляющее большинство сельского населения употребляет воду из колодцев и буровых скважин, большинство из которых находятся в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии. Наблюдение за качеством артезианской воды на действующих водозаборах свидетельствуют об ее ухудшении.

Почвенные воды в Украине загрязнены промышленными и сельскохозяйственными стоками. В последнее время наблюдается рост нитратного загрязнения поверхностных вод. Заведующий отделом коммунальной гигиены центральной сан­эпидемстанции МЗ Украины Святослав Протас заметил, что в 2006 году 35% хозяйственно-бытовых и 39% промышленных выбросов использованных вод попадали в окружающую среду недостаточно очищенными или вообще без очистки. Вследствие недостаточного финансирования практически не ведется строительство, не производится реконструкция канализаций и каналов водоснабжения, запланированного государственными и региональными программами охраны водных ресурсов, не обеспечивается качество питьевой воды.

По оценке академика РАМН Юрия Рахманина, прозвучавшей на круглом столе, Российской Федерации, где ситуация похожа, понадобятся миллиарды рублей и не менее 40—50 лет, чтобы привести коммунальные водопроводные системы в соответствие со стандартами качества питьевой воды. В Украине доведение показателей водопроводной воды до европейского уровня будет не менее затратным, считает авторитетный международный независимый эксперт доктор Оуэн Хайдс.

В Багдаде все спокойно?

Следовательно, в Украине практически нет источников водоснабжения с оптимальными показателями для потребления, кроме отдельных уникальных подземных, уже разрабатываемых крупными и известными производителями бутылированных вод. Более мелким остается использовать для разлива другие подземные воды или даже обрабатывать воду из-под крана, что не запрещается законом.

Правда, согласно с данными тестирования, ситуация с бутылированной водой у нас не такая критическая, как в соседней России, где, по мнению академика Рахманина, большинство бутылированных вод не соответствуют стандартам высшей и первой категории качества. Украинская ассоциация потребителей провела тестирования в «Укрметртестстандарте» (Всеукраинском научно-производственном центре стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав производителей) девяти минеральных вод и пяти питьевых бутылированных вод, продающихся на территории нашей страны. Для испытаний в торговой сети были анонимно закуплены наиболее распространенные, доступные и употребляемые торговые марки, характерные для всех регионов нашей страны. Тестирование проводилось по показателям безопасности в соответствии с действующими в Украине стандартами и требованиями ІСО. Следует отметить, что вся протестированная минеральная вода отвечала требованиям нормативных документов по показателям безопасности. Поэтому при оценке был применен принцип primus intere paris (с латыни переводится как «первый среди равных»). При оценке воды по этому принципу во внимание бралось содержимое нитритов. Требования нормативных документов — не более чем 0,1 мг/ л. Среди минеральных вод уверенно лидирует «Боржоми». Среди природных питьевых — «Оболонская», «Бонаква» и некоторые другие.

Вода — пища?

То, что пища — это вода, мы воспринимаем как само собой разумеющееся, но то, что вода является пищей, пока что воспринимается трудно. Но сегодня европейское законодательство обязывает считать натуральные минеральные воды продуктами питания. К таковым относятся подземные и родниковые воды с постоянным составом и без загрязнения и вредных примесей, для которых допустима только ограниченная обработка для удаления нестабильных элементов при условии неизменности минерального состава. При этом такая вода не является лекарством и не употребляется с лечебной целью. Только в 2003 году было введено ограничение на содержимое минеральных веществ в натуральных минеральных водах. Ранее же все, что имело природное происхождение, допускалось для употребления. Остальные бутылированные воды самого разнообразного происхождения — из поверхностных водоемов, подземных источников или даже из-под крана — имеют измененный состав, а следовательно, чтобы быть пригодными для потребления, проходят определенную обработку и при необходимости дезинфекцию. Такая вода считается питьевой.

Как следует из разговора за круглым столом, у нас ситуация более сложная и запутанная. И дело не только в отсутствии общепринятой (общепризнанной, а не официальной!) классификации воды, а в несопоставимости подходов к ее построению.

В 2004 году один из крупнейших производителей бутылированных вод в Украине компания «Кока-Кола» стала инициатором разработки технического регламента на натуральные минеральные воды на основе директив ЕС. Но разработанный по приказу Госстандарта «Укрметртестстандартом» проект регламента, как заметила за круглым столом представитель этой организации Лариса Сафонова, потерялся в недрах отечественной бюрократической машины.

Отечественные специалисты склоняются к тому, что всю бутылированную воду (это понятие в Украине означает: вся вода, расфасованная в бутылки), кроме минеральной, необходимо отнести к пищевым продуктам. Поскольку минеральные воды в нашем понимании имеют лечебное или профилактическое действие, питьевыми они быть не могут. Постоянное «питание» такой водой может повлечь тяжкие последствия, так же, как и потребление воды, свободной от содержимого солей и минералов — дистиллята (ее действительно можно назвать искусственной!). Критикуют специалисты и такие «модификации» предназначения фасованной воды, как «столовая» или «столово-лечебная», у которых довольно широкий спектр распространения, усложняя при этом выбор потребителю, заставляя его теряться в догадках.

Право знать

По данным президента Украинской ассоциации потребителей Олега Самчишина, покупая фасованную воду, потребитель тратит на выбор в среднем от нескольких секунд до полутора минут. Вряд ли за это время каждый из нас разберется в информации, представленной мелким шрифтом на упаковке. В конце концов потребитель должен тратить свое драгоценное время не на тонкости законодательной казуистики, а на четкую информацию о реальном химическом и бактериологическом составе воды и источнике ее разлива.

Как засвидетельствовали результаты исследования, проведенного по заказу владельца марок таких известных вод, как «Миргородская», «Моршинская» и «Трускавецкая» — компании IDS Group, цена продукта при выборе уже не имеет для украинцев решающего значения. На первом месте — критерий вкуса и уверенность в качестве. К другим весомым критериям определения преимуществ также были отнесены потребительские свойства воды и популярность торговой марки. Одним словом, потребитель имеет право знать, за что он платит больше.

Обыгрывая название круглого стола, так и хочется сказать, что разнообразные высокие стандарты, действующие у нас, не гарантируют безопасности, если нет постоянного и надежного контроля. Противоположную картину можем наблюдать на примере ЕС, где стандартов меньше, их назначение более понятное, да и мягче они, зато мониторинг и контроль организован на очень серьезном уровне. Поэтому, собственно, мы и пытаемся «гармонизировать» наше законодательство с европейским, а не наоборот.