UA / RU
Поддержать ZN.ua

В городском саду играет лягушачий оркестр

Рекам, как женщинам, в нужный момент надо дать возможность выйти из берегов. Для этого у них должна быть своя территория, куда лучше не заходить, даже когда сухо и спокойно...

Автор: Светлана Исаченко

Рекам, как женщинам, в нужный момент надо дать возможность выйти из берегов. Для этого у них должна быть своя территория, куда лучше не заходить, даже когда сухо и спокойно. Обязательное условие без ущерба пережить разлив — воды, как и чувства, должны струиться без препятствий. Скорее сойдут. Еще одно выстраданное жизнью правило — направить их в нужном направлении, заблаговременно позаботившись о средствах защиты (дамбах, отводных каналах), которые следует содержать в идеальном порядке. Никто не знает, когда пробьет час «Ч».

Несколько поколений мэров буковинского райцентра Новоселица считали, что все эти предостережения не для них. Сколько там той Рокитной вместе с Рокитнянкой, речушек тихих и мирных, — их уже и замечать перестали. О них никто не заботился. Кроме того, что сорок лет не чистили от ила (русла местами забиты на 80%), не убирали кустарник, да еще сознательно загромождали всяческим мусором. Райавтодор, нефтебаза вообще построили на них ограждения, появились котельная, частные гаражи (удобно мыть машины), хозяйственные сооружения. Предприимчивые новосельчане перекопали водозащитные полосы под огороды, каналы превратили в мусорные свалки, а землей с дамб подсыпали фундаменты новостроек. Городская власть в процесс не вмешивалась, хотя проявлять заботу о малых речках, протекающих по территории населенного пункта, и контролировать режим использования водоохранных зон — ее святая обязанность, прописанная в Водном кодексе.

Но вдруг обрушились страшные ливни, грянул гром, и перекреститься не успели, как Рокитную с Рокитнянкой понесло. Они вышли в свои естественные поймы и там остановились, залив дороги, огороды, дворы. Весь домашний скарб оказался на крышах вместе с подушками, курами и козами. Надувные лодки несколько дней были в Новоселице вместо такси, а без рыболовных резиновых сапог по некоторым улицам до сих пор ходить невозможно.

Потерянные помидоры — мелочь. Только бы не завалились дома, второй месяц стоящие по окна в воде. Новосельчане требуют у власти компенсации убытков на 3 млн. грн. (по району насчитали 6,7 млн.). Власть лихорадочно ищет способ отвести воду, во избежание еще большей беды. Отводить некуда. Новоселица, протекающая в ложбине Прута, приняла в себя еще и сотни кубометров дождевой воды со склонов Хотынской возвышенности, превратившись в огромный резервуар. Ко всему прочему до критической границы поднялись грунтовые воды. Город оказался в водной ловушке, из которой не видно выхода.

Прокуратура области пытается выяснить, кто его туда завел, возбудив (правда, без особой готовности) по факту уголовное дело по статье «Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебными лицами своих обязанностей, повлекшее за собой тяжелые последствия». На этом настоял недавно назначенный губернатором Буковины Владимир Кулиш, для которого, по его же словам, найти и наказать виновных в потопе — дело чести. На скамью подсудимых может сесть чуть ли не весь буковинский властный бомонд вместе с прокурорами, не обеспечившими общего надзора за соблюдением природоохранного законодательства. (Кстати, Новоселицкая районная прокуратура разместилась в отдельном здании прямо на берегу Рокитнянки.) А также руководящая верхушка облгосадминистрации, обязанная предупреждать чрезвычайные ситуации и их катастрофическое воздействие. Тем более, что о критическом положении района ей было хорошо известно.

Сваливать всю вину за затопление Новоселицы на природную стихию или на «Черновцыводхоз», как это делают теперь, было бы не только несправедливо, но и не полезно для дела, если считать конечной целью прокуратуры не столько наказать, сколько назвать и устранить причины, приведшие к беде. Действительно, все работы на землях водного фонда (чистить русла рек, строить и содержать в надлежащем состоянии водоотводные каналы, противопаводковые пруды, призванные аккумулировать дождевую и талую воду) должен выполнять водхоз. Это объективно требует больших финансов, распределение которых в стране, похоже, сугубо субъективное: неизвестно, от кого и от чего оно зависит. Несколько лет подряд государство выделяет области только треть от потребности. В нынешнем году на выполнение противопаводковой программы «Черновцыводхоз» просил хотя бы 7 млн. грн., чтобы провести самые неотложные мероприятия. Из госбюджета поступило всего лишь два, 330 тысяч из которых требует расчистка новоселицких рек. Поэтому это похоже на латание дыр.

— Виновата ли местная власть в том, что сложилась такая ситуация?

— В определенной мере, виновата, — честно признает заместитель председателя Новоселицкой райгосадминистрации Светлана Скрыкуляк. — Но ни в Новоселице, ни в районе не было и нет средств, чтобы привести дренажную систему в надлежащее состояние. Куда мы только с этим вопросом не обращались, понимая, что рано или поздно может произойти трагедия! Наконец в августе прошлого года, после продолжительных скитаний по столичным кабинетам, нам все же выделили из госбюджета, из резервного фонда по чрезвычайным ситуациям, более-менее приемлемую сумму. Чуть ли не впервые за всю историю Новоселицы. Однако деньги из Киева поступили лишь 28 декабря, и то почему-то по статье «капитальное строительство». Освоить их за три дня было нереально и большую часть, как это ни печально, пришлось возвратить. Такое впечатление, что в правительстве именно на это и рассчитывали.

Теперь только на ликвидацию наводнения нужно несколько миллионов. Необходимо отселить 32 семьи, поскольку люди остались без крыши над головой. В общем, в районе подтоплено почти полторы тысячи жилых домов, школы, детские садики. Однако главное — устранить причины, вызывающие подтопление. Ведь потопы здесь стали обычным явлением.

Некоторые села уже стоят на болоте, страдают сельхозугодия. Наконец в районе начали работать комиссии из области от МЧС и водхоза — выяснились невероятные вещи. Угрожает прорывом дамба вблизи села Рокитное, давно находящаяся в аварийном состоянии. Пруды рядом с Новоселицей утратили свою гидроаккумулирующую роль, на треть заилены и служат для промышленного разведения рыбы. Некоторые арендаторы заварили электрошвом их водосбросную систему, которая регулировала уровень воды в этих искусственных водоемах для безаварийного прохождения наводнений и паводков. Хотя перед затяжными ливнями, о которых синоптики предупреждали заранее, пруды должны были быть полупустыми, чтобы принять на себя воду.

Областная комиссия по чрезвычайным ситуациям открывает для себя Америку в затопленной Новоселице. Прокуратура ищет козла отпущения. А вот кто и когда будет осуществлять конкретную работу по осушению города — неизвестно. Между тем каждый вечер в новоселицком городском саду играет лягушачий оркестр.