История войн нынешнего столетия свидетельствует о том, что изощренная наука убивать предложила человечеству максимально «продуктивное» оружие - массового поражения. При этом наука выживания с большими потугами движется вдогонку и явно не успевает.
В 1915 году на Западном фронте в Бельгии впервые было применено химическое оружие. На фронте около
6 км германские войска, выпустив 5730 баллонов хлора, накрыли позиции французских войск. Газовая атака длилась всего 5-8 минут. 180 тонн хлора быстро растворились в воздухе, отравив около 15 тысяч человек. Свыше 5 тысяч из них умерли на поле боя, а остальные, оставшиеся в живых, стали инвалидами.
С апреля 1915 года по ноябрь 1918-го кайзеровская Германия более 50 раз прибегала к газовым атакам. Это побудило ведущие страны мира к созданию в своих армиях нового рода войск - химических войск. Не была исключением в те годы и Красная Армия...
В результате распада Советского Союза Украина унаследовала кроме других различных армейских организмов подразделения химических войск. В соответствии с приказом министра обороны Украины с марта 1994 года они составили войска радиационной, химической и биологической защиты.
Изменение названия этого рода войск стало следствием изменения их функционального предназначения. Ибо бремя экологических последствий хозяйствования в Украине громадья воинских частей и промышленных предприятий побудило к поиску путей защиты земли и людей от химии и физики нашей эпохи.
Сегодня войска РХБ защиты имеют задачу не только на военный, но и на мирный период. Несмотря на то, что в государственной системе Украины функционирует штаб Гражданской обороны, который по некоторым предположениям в скором будущем трансформируется в Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство обороны рассуждает по-земному: на Бога надейся, но сам не плошай. Войска РХБ защиты в мирное время призваны решать задачи по ликвидации последствий аварии на АЭС и предприятиях, где имеются сильнодействующие отравляющие вещества. В их функции также входит прогнозирование масштабов и последствий применения противником оружия массового поражения, а также возможных экологических обстоятельств, которые возможны вследствие применения противником специального оружия, и аварий на радиационно-химических объектах и т.п. Практика жизни, в том числе чернобыльский опыт, убедительно подтверждает тот факт, что только военизированные, регулярные формирования способны оперативно и результативно решать подобные задачи. К примеру, в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС принимало участие 198650 военнослужащих и военнообязанных. 60 % из них - воины-химики.
С учетом того, что на территории Украины расположено 5 атомных электростанций и 1693 промышленных предприятия с запасами сильнодействующих отравляющих веществ, аммиакопровод Одесса-Тольятти, стратегическое ядерное оружие и крупнейшие газонефтяные коммуникации, значение высокоподготовленной государственной аварийной команды трудно преувеличить. Для реализации государственной политики в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов, в Вооруженных Силах создана служба экологической безопасности.
На учете в Вооруженных Силах имеется немало военных объектов, где загрязнение земель достигло значительных размеров. В основном это гарнизоны, где имеются военные аэродромы, склады и базы горючесмазочных материалов. Готовясь к войне с мировым империализмом, части Советской Армии, дислоцировавшиеся в Украине, не очень-то обременяли себя заботой об экологии. Купаясь в изобилии нефтепродуктов, в частях нередко излишки ГСМ просто-напросто сливались в овраги. А на течь в цистернах или нефтепроводах так вообще внимание не обращали. Нефтепродукты проникали в грунты и грунтовые воды, составляя реальную угрозу здоровью не только личного состава воинских частей, но и жителей прилегающих территорий. Арциз, Белая Церковь, Запорожье, Кривой Рог, Луцк, Мариуполь, Озерное, Полтава, Прилуки, Севастополь, Узин, Умань, Черляны, Чугуев - эти и многие другие города и поселки стали зонами экологического бедствия. Халатность военных, помноженная на безалаберность промышленников привели к ужасающим последствиям. Несколько дней назад постоянная правительственная Комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций даже вынуждена была принять обращение к гражданам Украины.
Анализ экологического состояния военных объектов, размещенных в Украине, проведенный по материалам работы службы экологической безопасности Вооруженных Сил Украины подтверждает озабоченность правительственной комиссии. Сегодня мы стоим перед необходимостью выполнения комплекса работ по очистке загрязненных территорий с привлечением значительных людских, материальных, научно-технических и финансовых ресурсов. К сожалению, предстоит работа на десятилетия...
Из 193 канализационных очистных сооружений, что стоят на балансе в военном ведомстве, более половины требуют реконструкции и капремонта. Кроме того более 200 военных городков оборудовано канализацией на выгреб с общим объемом стоков около 900 тыс. кубометров в год. Это тоже источник вполне определенной опасности. Ежегодно в грунт и водоемы сбрасывается без нормативного очищения и обеззараживания более 10 млн. куб. метров хозяйственно-бытовых и промышленных стоков.
Санитарно-эпидемиологическая обстановка в военных городках и гарнизонах особо обостряется в весенне-летний период. Недостаток питьевой воды приводит к инфекционным заболеваниям, среди которых наиболее остро распространены гепатит и кишечные заболевания. Если в 1993 году таких больных в Вооруженных Силах было около 200, то в 1994 году - уже более 2,5 тысячи, а в нынешнем году - около 3 тыс. человек.
Ухудшается состояние атмосферного бассейна. Этому способствует более полутора тысяч военных котелен, с которых только 103 переведены на газ и всего 50 оборудованы пылегазоочистными механизмами. В результате в воздух выбрасывается свыше 135 тысяч тонн вредных веществ в год.
Не лучше обстоят дела и с акваторией Черного и Азовского морей. На контроле у экологической службы суда Черноморского флота и ВМС Украины, на которых установлено сепараторное оборудование устаревшей конструкции, со степенью очищения нефтепродуктов в десятки раз ниже нормы.
Тревогу вызывают также промышленные и ремонтные предприятия Минобороны. Из 64 всего 25 имеют очистные сооружения промышленных стоков. Большинство технологических линий не имеют системы обратного использования воды, не оборудованы системами нейтрализации промышленных стоков.
Пожалуй, и этих примеров вполне достаточно, чтобы продемонстрировать перед каким громадьем экологических проблем стоят сегодня Вооруженные Силы Украины. Но из-за неудовлетворительного финансирования Вооруженных Сил, работы по капитальному строительству и реконструкции природоохранных объектов почти не проводились. И все же правление экологии главного Управления войск РХБ защиты, несмотря на трудности, предприняло попытку организовать работу по восстановлению окружающей среды, загрязненной нефтепродуктами. При финансовой и технической поддержке Агентства по охране природной среды Королевства Дании, которое выделило на экологические реабилитационные потребности 1 млн. долларов США, развернуты работы по очистке грунтовых вод в районе авиабазы в г. Луцке. При содействии Института Европейской безопасности и конверсии Украины с привлечением научно-исследовательских и проектных институтов Украины создан Центр экологической безопасности, который уже приступил к разработке природоохранных программ для внедрения их на военных объектах. Продолжается поиск инвесторов для реализации таких программ уже с начала 1996 года. В государстве в целом и в Вооруженных Силах в частности всерьез озабочены сложившейся в Украине экологической обстановкой. И сегодня надо всерьез побеспокоиться о завтрашних результатах нашего сегодняшнего хозяйствования. Чтобы в грядущем таких проблем, которые мы имеем сегодня, не было вообще. Тогда армия и ее войска РХБ защиты будут готовиться решать свои профессиональные задачи только на военный период.