UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украинцы разлюбили сало?

Свиноводство издавна считается национальной отраслью нашего сельскохозяйственного производства...

Автор: Валентина Гаташ

Свиноводство издавна считается национальной отраслью нашего сельскохозяйственного производства. Сало так же ассоциируется с украинской кухней, как овсянка — с английской, щи — с русской или сардельки — с немецкой. Однако последние статистические данные производства свинины заставляют в этом усомниться.

Сейчас в мире насчитывается более 950 миллионов свиней. По численности этих животных уверенно лидируют такие страны, как Китай — 475 миллионов голов, США — 61, Бразилия — 33, Германия — 26, Испания — 24 миллиона. В Украине же на начало 2007 года численность свиней не дотягивала до восьми миллионов голов, то есть на душу населения в среднем приходилось не больше 13 килограммов в год. Можно ли в этом случае утверждать, что свиноводство и поныне является национальной отраслью сельскохозяйственного производства?

Стоит признать: даже в 1989 году, когда в Украине был зафиксирован рекордный для нее вал производства свинины, он далеко не дотягивал до показателей, например, современной Дании. В нашей стране на душу населения приходилось тогда по 30—31 кг свиного мяса (медицинская норма потребления этого продукта питания), тогда как в маленькой Дании сейчас в 10 раз больше.

Что же произошло с отраслью и может ли она восстановиться хотя бы до уровня 1989 года? Проблемам инновационного развития животноводства, в том числе свиноводства, было посвящено расширенное заседание Северо-Восточного научного центра НАН и МОН Украины, которое состоялось в Харькове.

— Может быть, украинцы раз­любили сало или диетологи их убедили, что свинина вредит здоровью? — спрашиваю В.Ры­бал­ко, академика УААН и РАСХН, главного научного сотрудника Института свиноводства имени А.Квасницкого. Это научное учреждение, являющееся координатором научно-исследовательской работы в области свиноводства в нашей стране, имеет целый ряд разработок мирового уровня. Полтавские специалисты впервые в мире получили поросят-трансплантантов, ввели новые методы искусственного осеменения, а также разработали теорию процесса пищеварения у свиней.

— Украинцы не разлюбили сало, — считает Валентин Павлович. — И вряд ли кого-либо необходимо убеждать в важности значения свинины для питания. Не­смотря на то, что по религиозным и другим соображениям свинину не употребляют представители некоторых национальностей и даже целых регионов земного шара, в общем производстве мяса на ее долю приходится около 40%. Сравните: на курятину — 27,1%, говядину — 24,2%, баранину и мясо других видов животных и птицы — 8,7%.

Приоритет развития свиноводства как отрасли обеспечивается благодаря исключительно важным, я бы сказал, уникальным биологически-хозяйственным особенностям этих домашних животных — многоплодию, скороспелости и высокому качеству мясо-сальной продукции при экономном использовании кормов. В продукты нашего питания со свининой трансформируется 20% общей энергии корма, с коровьим молоком — 15%, с куриными яйцами — 7%, с мясом птицы — 5%, а с говядиной и бараниной — всего 4%. Неудивительно, что мировое свиноводство во многих странах характеризуется динамичным развитием — ежегодный при­рост составляет 2—3% в убойном весе. Увеличиваются производственные мощности этой отрасли животноводства, активно используются новые энергосберегающие технологии и постоянно повышается продуктивность животных. Все это обеспечивает стабильное наращивание дешевой, полезной и вкусной свиноводческой продукции.

— Существует ли возможность увеличить количество свинины и сала на украинском рынке?

— В ближайшие годы вполне реально довести общее производство свинины до 1,4—1,5 миллиона тонн. Главное, не повторять ошибок прошлого. Нужно признать, что и в 90-х годах прошлого столетия в наших колхозах и совхозах свиноводство не отличалось высокой продуктивностью. За редким исключением объемы производства наращивались за счет увеличения поголовья.

Сегодня уже невозможно добиться сколько-нибудь значимых успехов без коренных изменений в селекции животных, в технологии их кормления и содержания, в подготовке квалифицированных специалистов для работы в современных условиях. Другими словами, во многом решение этих задач будет зависеть от современных научных разработок и научного обеспечения их применения товаропроизводителями.

— Кто сейчас в нашей стране выращивает свиней?

— Вклад фермерских хозяйств составляет сейчас около одного процента от общего числа, государственных предприятий — 10%, в коллективных реформированных предприятиях — 24%. Больше всего выращивают свиней в индивидуальном секторе — 65%, но по объему это гораздо меньше, чем в 90-х годах. Индивидуальные производители могли бы вырастить и больше, но им крайне необходимо содействие — в приобретении поросят, недорогих кормовых добавок и комбикормов, в помощи по производству на месте полноценных кормовых смесей из имеющегося зернофуража, а также в зооветеринарном обслуживании и реализации или переработке производимой продукции.

В развитых странах наиболее распространенной формой ведения свиноводства является цивилизованное, технически оснащен­ное фермерское хозяйство и объединения фермеров для более эффективной их деятельности. Пе­реход на индустриальную основу — закономерный процесс при условии разумной в экологическом отношении концентрации производства. У нас же фермеров, которые берутся за разведение и откорм свиней, крайне мало. Безусловно, их следует всячес­ки поддерживать, однако в ближайшие три—пять лет вряд ли стоит рассчитывать на заметный валовой вклад фермерских хозяйств в общий объем производства племенной базы и товарной свинины. По той простой причине, что создание эффективных фермерских хозяйств потребует значительных капитальных вложений на их организацию, финансирование и налаживание целой системы сервисных услуг.

— Вы упомянули о важности селекции. Сохранилась ли в стране своя племенная база?

— Да, в государстве есть соответствующая племенная база. Сейчас в Украине разводят 11 пород отечественного и зарубежного происхождения. Как показали исследования, наши генотипы свиней по продуктивности — при создании им оптимальных условий кормления и содержания — почти не уступали зарубежным. Животные способны приводить по 10—12 и больше поросят на опо­рос и за полгода достигать живой массы в 100 килограммов. А по таким показателям, как устойчивость организма, его невосприимчивость к факторам внешнего воздействия, а также приспособленность к типовым для наших хозяйств условиям производства, даже превышают их.

Например, специалисты нашего института вывели новую породу мясных свиней — красную белопоясую. В УКБП (так сокращенно называется новая порода) удачно смешались разные гены, в том числе темно-рыжего американского дюрока и черного с белым поясом гемпшира. Остальные наследственные особенности красная белопоясая свинья получила от полтавской мясной породы.

Красная белопоясая порода разводится сейчас в пяти племзаводах и восьми племрепродукторах различных регионов Украины и России. У этих свиней очень вкусное мясо и на редкость покла­дистый, спокойный характер. В нашем институте выведены и другие высокопродуктивные генотипы свиней, однако, к сожалению, ни авторского свидетельства, ни вознаграждения ученые и специалисты за свой труд так и не получили.

Мы считаем целесообразным сохранять и усовершенствовать отечественный племенной генофонд свиней, сконцентрировав внимание на пяти-шести основных породах для массового производства свиноводческой продукции. А остальные содержать как генетический материал для использования в селекционных процессах. Причем и племенные хозяйства, и товаропроизводителей необходимо материально заинтересовывать. Первых — выращивать высококлассный молодняк с учетом современных международных требований его оценки по фенотипу и генотипу. А вторых — приобретать его, а не случайное поголовье для «ремонта» собственных стад.

— Несомненно, одним ученым проблемы отрасли не решить. Например, как неоднократно говорили выступающие на заседании, наши банковские структуры не заинтересованы во вложении средств в сельскохозяйственное произ­водство из-за его чрезвычайно низкой эффективности.

— Конечно, без внимания государства к проблемам отрасли животноводство не поднять. Нужно принять целый ряд мер как организационных, так и финансо­вых. В том числе создать при Минагрополитики Украины национальный совет по животноводству. Разработать отечественную селекционно-технологическую систему производства свини­ны в разных категориях хозяйств. Разработать механизм создания льготных условий для работы банковского капитала в аграрном секторе экономики. Возобновить практику государст­вен­ного заказа на выращивание и реализацию племенной продукции для специализированных свиноводческих предприятий с выделением льготных кредитов под продукцию. Ускорить принятие положения об авторстве в животноводстве, а также о возможных путях экспорта племенного молодняка в другие страны. Регламен­тировать непроизводственные накрутки в цене на сельскохозяйственную продукцию, в том числе на свиноводческую, поскольку сейчас посреднические структуры имеют более высокую экономическую эффективность, чем производители свинины.

Государство может и обязано создать более благоприятные условия для отечественного производителя свинины, не допуская превращения собственной аграрной сферы производства в сырьевой придаток зарубежных стран. Вывести наше свиноводство из сложного состояния, в котором оно оказалось за последние годы, можно только общими усилиями государства, производства и науки.