UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украинская столица или европейская свалка?

Американка, которая работает в Киеве и проживает в нашем доме, поначалу очень удивлялась, видя во дворе переполненные контейнеры, а то и горы невывезенного мусора: «Почему не убирают?..

Автор: Игорь Петров

Американка, которая работает в Киеве и проживает в нашем доме, поначалу очень удивлялась, видя во дворе переполненные контейнеры, а то и горы невывезенного мусора: «Почему не убирают? Может, бастуют дворники? Наверное, им мало платят?..» Со временем немного привыкла к нашим порядкам, скорее, беспорядкам, хотя иногда, встретив меня (знает, что я журналист), может подбросить какую-то реплику «для прессы», дескать, европейской столице свалки мусора не к лицу, они портят не только вид нашего города, но и имидж столичной власти.

О тарифах и перевозчиках

Итак, почему же у нас не убирают как положено? Кто виноват в том, что Киев в последнее время стал таким неухоженным, и что нужно сделать, чтобы киевлянам было не стыдно за свой город? Зампред постоянной комиссии Киеврады по экологической политике Даниэль Карабаев начал с ответа на вторую часть вопроса: нужно просто выполнить умные планы, записанные в действующих сегодня документах. В частности, Киеврадой предыдущего созыва принята «Схема санитарного очищения города Киева». Там выписаны рецепты решения всех аспектов проблемы отходов: и раздельный сбор, и строительство мусоросортировочных станций и мусороперерабатывающего завода, и решение судьбы главного накопителя столичных отходов — пятого полигона, и строительство нового полигона и тому подобное.

И начинать, по мнению Карабаева, нужно с организации собственно вывоза мусора, что является стратегическим для города вопросом. В столице эту работу выполняют полтора десятка частных компаний. Тарифы же на вывоз устанавливают городские власти. Сегодня тарифы, львиная доля которых идет на оплату размещения мусора на полигоне, не покрывают затраты перевозчиков. Даже стоимость горючего в них заложена ниже реальной. Правда, разницу за топливо столица кое-как компенсирует. Остальные же затраты будто не существуют. А за какие средства обновлять и ремонтировать автопарки, покупать спецодежду и тому подобное? Поэтому перевозчики обивают пороги высоких кабинетов, даже забастовками грозят.

Вопрос повышения тарифов на вывоз мусора стоит в Киеве, как дежурный возле полкового знамени, — 24 часа в сутки. Если систему оставить без изменений, то плату за вывоз мусора действительно придется увеличивать. Учтено ли это в новых, втрое увеличенных, киевских коммунальных тарифах, никто ответить однозначно не берется. Г-н Карабаев считает: скорее всего, Киеврада снова ежеквартально будет принимать решение о выделении средств районам для компенсации затрат перевозчиков на горючее: «Будут ли при таких условиях работать перевозчики? Затрудняемся сказать. Некоторые из них уже ищут возможность перенести свой бизнес в область или другие города».

Как вариант Карабаев предлагает такую схему: создать муниципальную компанию для санитарного очищения Киева, централизовать эту службу, выделять ей средства, дав возможность и самой зарабатывать. Создание такого предприятия вернет городу рычаги управления процессом. Сегодня определенное влияние город имеет лишь на акционерное общество «Киевспецтранс» — киевской громаде принадлежит весомый процент его акций. Но где гарантии, что в наше весьма специфическое время мнение других акционеров не перевесит, даже если их будет меньше?

Исполнительская импотенция

Организационные вопросы относительно создания коммунальной компании, по мнению Карабаева, можно решить за два месяца. Как именно, есть варианты. Скажем, объединить существующих перевозчиков (хотя сомнительно, что сами перевозчики, в частности компания ГринКо, обслуживающая четыре из десяти киевских районов и в создание которой только на первом этапе частные инвесторы вложили несколько миллионов гривен, с этой идеей согласится. — И.П.). А можно все начать с чистого листа...

Муниципальная компания может не брать на себя весь объем работ и давать возможность заработать кому-то еще, но именно она должна полностью взять на себя ответственность за санитарное состояние города. В случае же кризиса — закрыть амбразуру своим телом. Как бы ни складывались отношения власти и перевозчиков, киевляне страдать не должны — считает Карабаев.

А вот на вопрос, кто виноват в том, что город напоминает огромный мусорник, Даниэль Таирович только пожимает плечами: «Мне трудно это объяснить. В новой команде за санитарную очистку сначала отвечал один заместитель, теперь другой (да и в команде Омельченко кто только мусором не занимался!.. — И.П.). Но должна быть преемственность в исполнительной власти. Если принята долговременная программа, то вопрос чести каждого преемника продлить ее выполнение. А не начинать деятельность с ревизии программ».

В менеджменте такая ситуация называется просто — исполнительская импотенция. В нынешней команде, где централизация власти достигла невиданных до сих пор высот, серьезную проблему можно решить только тогда, когда за нее будут отвечать люди из ближайшего окружения мэра — Басс или Кильчицкая. Ну и, естественно, сам Леонид Михайлович. Остальные — мальчики для битья, на которых можно будет повесить все провальные программы и мероприятия. Следовательно, первым признаком того, что с вывозом мусора наведут порядок, будет поручение Л.Черновецкого этого вопроса именно упомянутым двум заместителям.

Тяжелое дыхание Пятого специального

Обычно конечный пункт маршрута украинских мусоровозов — свалка-полигон. Сегодня Украина вырабатывает едва ли не больше всего в Европе отходов на душу населения, наши свалки мусора занимают 160 тыс. гектаров — в два раз больше площади столицы!

Каждый житель столицы выбрасывает более 50 кг мусора в год. Добавьте сюда отходы учреждений и организаций, магазинов, заведений общественного питания и тому подобного. Сотни тысяч тонн бытовых отходов распределяются на две части: четверть сжигают на заводе «Энергия», остальные — складируют на полигонах. Городской совет требует от перевозчиков вывозить отходы на мусоросжигательный завод или полигон твердых бытовых отходов № 5, расположенный возле села Подгорцы Обуховского района Киевской области. «Пятый» — единственный из более 700 существующих в Украине, во время проектирования и строительства которого были учтены требования природоохранного и санитарного законодательств. Платить за размещение здесь отходов приходится несколько дороже, поэтому часть перевозчиков все же старается или вывезти мусор на другие, более дешевые, но и более небезопасные полигоны области, или вообще сбросить его тайком в лесной полосе. В том, что такой вариант выбирают довольно часто, легко убедиться — стоит выехать за город.

Подгорцевский полигон состоит из двух секций. Первая, площадью 18,15 га и емкостью 11,5 млн. м3 отходов, эксплуатировалась на протяжении 1986—1997 гг., а вторая, с запроектированной емкостью 10,5 млн. м3, находится в эксплуатации с 1997-го. Несмотря на его «экологичность» (в частности дно выстилается специальной пленкой), выжатая из отходов и насыщенная практически всей таблицей Менделеева жидкость (фильтрат) стала головной болью и города, и жителей окрестных сел. Люди не верят заявлениям геологов и чиновников о том, что соседство полигона не влияет на качество воды в колодцах, и считают, что пить здешнюю воду опасно.

Имеющаяся система очищения фильтрата (немецкое оборудование, работа которого основывается на технологии мембранного фильтрования) из-за небольшой мощности помочь не может. Общий объем фильтрата в озере-накопителе уже составляет по разным оценкам 320—360 тыс. м3. Киев построил новый комплекс для очищения фильтрата мощностью 400 м3 в сутки. Благодаря чему руководство полигона надеется очистить весь накопившийся за несколько лет фильтрат. После одного цикла очищения воду можно будет вывезти и слить в городскую канализацию (в этом случае доочищать придется Бортницкой станции аэрации), а после двойного очищения — сливать даже в открытые водоемы.

Но запустить новую установку не удается. То экологические и санитарные службы области разрешения не дают, то сами жители Подгорцев протестуют. То ли боятся, что установка нанесет больше вреда окружающей среде, чем принесет пользы, то ли надеются что-то «выбить» у «богатого столичного дяди». Напомню, на протяжении 2001—2004 годов как компенсацию за малоприятное соседство с полигоном киевская власть выделила из городского бюджета почти 40 млн. грн. на водообеспечение и газоснабжение Великих Дмитровичей, Подгорцев, Креничей, Ходосовки.

Тем не менее шантаж это или просто недоразумение, но договариваться и с областными экологами, и с селянами нужно. Поскольку если мусоровозы снова будут стоять в очереди у ворот полигона, а монбланы мусора в дворах превратятся в эвересты, то обрадуются этому только крысы, которых и без того нынешней теплой зимой развелось слишком много.

Осторожно, полигон закрывается!..

Остаточный резерв эксплуатации Пятого полигона, по различным оценкам, составляет от двух до шести лет. Следовательно, срочно нужно искать площадку под новый и начинать его оборудовать. Все это понимают, но дальше разговоров дело не двигается.

По-видимому, если бы речь шла о полигоне для другого города, то столько копий вокруг этого вопроса не ломалось бы. Но Киев и Киевская область — две разные административные единицы. И их руководство никак не может между собой договориться. На одной из недавних пресс-конференций киевский мэр обвинил экологическую комиссию облсовета в том, что она блокирует решение о полигоне по политическим мотивам — там, дескать, одни бютовцы сидят. Но не лучше ли вместо того, чтобы издали тыкать пальцем в оппонентов, лично приехать на сессию и откровенно поговорить с депутатами? Не помешает обсудить эти вопросы и с председателем Киевской облгосадминистрации — здесь как раз партийная принадлежность должна помочь прийти к согласию.

Позиция столичной власти весьма невыгодная: в Киеве сегодня найти нужные площади просто невозможно, поэтому новый полигон размещать придется в области. И если область навстречу не пойдет, то придется привлекать к решению вопроса центральную власть. В конце концов, вся руководящая верхушка государства вместе с ее родственниками живет в столице. Так что тонуть в вонючем болоте будем вместе, господа!