UA / RU
Поддержать ZN.ua

УКРАИНА НА АТОМНОМ ПЕРЕПУТЬЕ

Страсти вокруг закрытия Чернобыльской АЭС накаляются - особенно на международном уровне. Эпистол...

Автор: Богдана Костюк

Страсти вокруг закрытия Чернобыльской АЭС накаляются - особенно на международном уровне. Эпистолярный стиль теперь подкрепляется дипломатическим разговорным жанром, с проскакиванием откровенных фраз и незавуалированных признаний.

Сперва, желая напомнить разомлевшему в летний отпускной сезон миру о существовании ЧАЭС, Президент Украины Леонид Кучма пишет послание президенту Франции Жаку Шираку, председательствующему в «Большой семерке» в нынешнем году. Президент Кучма напоминает о том, что задержка финансирования проектов по закрытию ЧАЭС странами «семерки» не только противоречит основным пунктам вымученного и подписанного в декабре 1995 г. меморандума между правительствами Украины и государств «Большой семерки» (подтвержден на апрельском московском саммите), но и ставит под угрозу саму возможность выведения злополучной атомной электростанции из эксплуатации к 2000 году. В письме Л.Кучмы также проскочила довольно недипломатичная фраза о том, что «раскачивание» Запада в деле проплаты украинская сторона склонна рассматривать как неготовность «семерки» выполнять задекларированные в меморандуме обязательства.

С ответным посланием Ж.Ширака Л.Кучме в Киев в сентябре прибыл представитель французского президента, он же - руководитель группы экспертов по вопросам ядерной безопасности «Большой семерки» Клод Мандиль. Он успокоил главу Украинского государства и сообщил, что во время встречи рабочей группы Украины и «семерки», которая запланирована на 11 октября 1996 г. (Париж), вопрос закрытия Чернобыльской АЭС будет главенствующим в контексте реформирования энергетической отрасли Украины. Выслушав француза, Леонид Кучма тем не менее напомнил: «Как Президента Украины, меня беспокоят не только неработающие блоки ЧАЭС, но и те 200 тонн ядерного топлива, которые находятся в «саркофаге» на этой станции». А топливо, как выяснилось, периодически демонстрирует «живучесть»: показания контрольных приборов в «саркофаге» иногда свидетельствуют о возникновении цепных нейтронных реакций в остатках реактора (этого не исключает специальная межведомственная комиссия, работающая на ЧАЭС).

Однако пора от дипломатического этикета в межгосударственных отношениях вернуться к проблемам сегодняшнего дня. А одна из острейших проблем, стоящих перед Украиной ныне, - это поиски обеспечения страны энергией и топливом. В общем, наибольшие надежды и правительство, и рядовые граждане Украинского государства возлагают на нормальное функционирование атомных реакторов в осенне-зимне-весенний период. Похоже, и среди западных партнеров Украины, обеспокоенных ее ядерной безопасностью, появились трезвомыслящие люди. Так, представители Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) информировали украинское правительство о планах выделить грант в размере 118 млн. экю для повышения уровня безопасности ЧАЭС. Проект подготовлен группой украинских экспертов и получил положительную оценку экспертов ЕБРР. Авторы проекта просят Евробанк профинансировать неотложные меры по повышению эксплуатационной безопасности чернобыльских энергоблоков до момента их закрытия и по сооружению хранилищ для отработанного ядерного топлива.

Проект договора между Украиной и ЕБРР предусматривает возможность подписания данного документа во время парижской встречи «семерки» в октябре сего года.

Очевидно, что закрытие Чернобыльской АЭС становится еще одним, но уже международного уровня - долгостроем. Пока идут «утряска» и «раскачка» вопроса в верхах Украины и «Большой семерки», атомные энергоблоки продолжают функционировать, поскольку, выбирая между закрытием ЧАЭС и относительным решением энергетической проблемы, украинское правительство вынуждено волей-неволей выбрать второе...