UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТЫСЯЧИ МИНИ-ЧЕРНОБЫЛЕЙ ОКРУЖАЮТ НАС ПОВСЮДУ. С НИМИ ПОРОЙ СЛУЧАЮТСЯ ЧП, ЧТО ПРИВОДИТ К РАДИАЦИОННОМУ ЗАРАЖЕНИЮ И ДАЖЕ К ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЖЕРТВАМ

Речь идет об источниках ионизирующего излучения. Сегодня никто не назовет их реального количества...

Автор: Олег Ельцов

Речь идет об источниках ионизирующего излучения. Сегодня никто не назовет их реального количества. Их присутствие не будоражит общественное мнение, не вспоминают о них и в высоких правительственных кабинетах.

Зря. Ибо при нынешнем положении дел не исключен наихудший, апокалиптический вариант: некоторое количество таких источников может попасть в нечистые руки и привести ко второму Чернобылю...

В конце 1994 года следственное управление Главного управления внутренних дел МВД Украины в Киеве возбудило уголовное дело по фактам кражи, передачи и хранения радиоактивных веществ. «Раскручиванием» непривычной радиационной уголовщины занимается опытнейший специалист - старший следователь по особо важным делам столичного следственного управления полковник милиции Валентина Александровна Серпокрылова. Если коротко, речь идет о краже и перепродаже 6 килограммов урана-238.

Следует заметить, что уголовная ответственность за махинации с радиоактивными элементами введена в Украине Указом Президиума Верховного Совета от 14 апреля 1988 года. Еще в те времена Уголовный кодекс Украины пополнился рядом статей, причем одна из них, ст. 228.5 в случае тяжких последствий халатного обращения с радиоактивными материалами и источниками предусматривает лишение свободы на срок до 10 лет. Впрочем, это все законодательная теория. На практике же... По словам Валентины Серпокрыловой, следственные и судебные прецеденты по этим статьям отсутствовали. Контролирующие организации тщетно подавали материалы для возбуждения дел не только в органы следствия, но и в прокуратуру: как правило, дела не возбуждались по той причине, что в предоставленных материалах не усматривался конкретный ущерб. Но вот - первая ласточка: дело о шести килограммах урана.

Его фабула: в декабре 1993 года в киевском СП «Киевинвест-КСУМ», в прошлой жизни являвшемся мощной государственной строительной организацией, исчезла радиационная головка к установке «Гаммарид-170/400», содержащая 6 килограммов металлизированного урана-238. Впрочем, сей факт никак не отразился на жизнедеятельности здорового производственного организма. Бледность на лице руководителя СП появилась лишь через год, когда в его кабинете появились представители соответствующих силовых структур, известивших руководителя о пропаже. «Службам» же этот факт открылся во время продажи краденого урана нигде не работавшим гражданином П. некоему третьему лицу. Как выяснилось в дальнейшем, радиационная головка с соответствующими угрожающими надписями на ней совершенно бесхозно лежала на стеллаже в подсобном помещении СП - никем не охраняемая, всеми забытая.

Во время одной из несанкционированных ревизий содержимого стеллажей головку заприметил труженик распологавшегося на территории СП малого предприятия гражданин А. Он поделился своим открытием с уже упоминавшимся П. После краткого совещания решили украсть. Что и было вскоре совершено без особого труда. Права собственности на радиационную головку получил П. Закопав радиоактивное приобретение во дворе своего дома, что в Ленинградском районе столицы, он принялся за поиски покупателя. С первым в последний момент не сошлись в цене. Тогда появился другой, более щедрый. Но кота в мешке покупать не стал. Привел специалиста, который вынес заключение: вещь стоящая. Сошлись на $10.000 и ударили по рукам.

Дальше - скучно. Как и полагается, невесть откуда возникают доблестные сыщики. Одним словом, вор, он же продавец краденого, сидит в следственном изоляторе. О покупателе следствие умалчивает. А Валентина Александровна Серпокрылова тем временем исследует материалы для решения вопроса о возбуждении еще одного уголовного дела - уже по факту нарушения правил хранения и учета источника ионизирующего излучения.

Краткое техническое отступление. Приборы, принцип работы которых предполагает наличие источника ионизирующего излучения, имеют у нас весьма широкое применение. Это различные дефектоскопы, счетчики продукции, определители количества сыпучих материалов, медицинские аппараты и пр. Каждый такой прибор содержит 6-ти, 16-ти или 90-килограммовую защитную головку, которая фактически представляет собой металлизированный уран-238, находящийся в защитной оболочке из нержавеющей стали. Внутри головки помещается крошечная капсула с радиоактивным излучателем - иридий-192, цезий-137, селен-75, тулий-170 и пр. Наибольшую опасность представляет в данном случае гамма-излучение источников. К слову, головка, украденная в «Киевинвест-КСУМ», после исследования специалистами показала мощность эквивалентной дозы гамма-излучения 1600 Мкбэр/час. Для непосвященных скажем: величина нешуточная.

Политика насаждения источников ионизирующего излучения в народном хозяйстве страны советов берет свое начало в 40-х годах. Тогда производством нового вида приборов, использующих ионизирующее излучение, занялось Министерство среднего машиностроения. А поскольку на министерство была также возложена обязанность по их распределению, то последнее оказалось крайне заинтересованным в увеличении спроса на свою продукцию. Так весьма небезобидные приборы стали появляться где надо и где они были абсолютно не нужны.

В западных странах существует жесткое правило: если какая-либо фирма пожелала обзавестись прибором с источником ионизирующего излучения, она должна доказать, что «нерадиоактивной» альтернативы в данном случае не существует. У нас же по сей день любая организация - государственная или коммерческая - может безо всяких ограничений приобрести такой прибор, достаточно лишь подать заявку и оплатить его стоимость.

Поставкой такой техники в Украине занимается обломок всесоюзной структуры - Украинское государственное производственное объединение «Изотоп», которое получает приборы с территории бывшего СССР. Так, украденная головка была произведена в Эстонии нарвским предприятием «Балти ЭС». В последнее время цены на приборы растут, и сегодня стоимость одного дефектоскопа, к примеру, составляет $1700. Впрочем, как видно из примера с украденной головкой, кто-то готов платить значительно больше.

Сколько же сегодня в Украине используется или находится на складах приборов с источниками ионизирующего излучения? Увы, на этот вопрос вразумительного ответа получить не удастся. Специалисты расходятся в своих оценках, называя невообразимые цифры: от 50 до 100 тысяч источников и порядка трех-пяти тысяч объектов, где они используются. Причина такой неразберихи состоит в том, что в Украине не налажен должный учет приборов этого типа. В частности, не существует единого реестра, о создании которого давно ведутся разговоры. Разработана даже соответствующая государственная программа по его составлению. Однако денег под нее не выделяется. Мало того - надзор за использованием таких приборов организован лишь в некоторых областях Украины. Так, в 1993 году им были охвачены всего 12 областей и Республика Крым. В прошлом году ситуация улучшилась, но не намного.

Но примерную картину состояния дел можно составить хотя бы из таких цифр. В 1992 году Госатомнадзором Украины было выявлено 324 нарушения норм и правил радиационной безопасности, в 1993 - 695 нарушений, в 1994 - 1513. Большая часть этих нарушений связана с приборами, использующими источники ионизирующего излучения. А именно: отсутствие у эксплуатирующей организации должных разрешений; наличие неучтенных, списанных, но незахороненных источников; их утеря или хищение; превышение установленного срока эксплуатации; неподготовленность персонала; выработка ресурса средств защиты и многое другое. К чему это приводит? Вот только несколько примеров:

- на Никитовском ртутном комбинате украдено 10 источников ионизирующего излучения (ноябрь, 1992 года);

- на металлургическом заводе имени Петровского в Днепропетровске украдено 3 источника (март 1993-го);

- на винницком ПО «Химпром» в октябре 1992 года похищено 5 блоков БГИ-45А с активностью более 1 кюри каждый. Четыре источника найдены у железнодорожной ветки, пятый подброшен на территорию завода 2 месяца спустя. На этом же объединении в июле 1993 года пропал цезиевый источник активностью до 2 кюри, который был обнаружен в Херсоне при попытке его продажи.

Только в Одесской области установлено 15 предприятий, располагающих неучтенными источниками. В Днепропетровском регионе в прошлом году установлена потеря эксплуатирующими организациями контроля за 507 источниками на десяти объектах.

За два прошедших года инспекциями по радиационной безопасности Госатомнадзора Украины в целом обнаружено около 1000 неучтенных источников ионизирующего излучения суммарной активностью 2500 кюри. Много это или мало?

При радиационной аварии на Николаевском глиноземном заводе, случившейся 3 мая прошлого года, причиной которой стал единственный источник цезия-137 с активностью менее 1 кюри, переоблучилось 18 человек, в том числе трое - дозами до 6 бэр.

В большинстве упомянутых случаев последствия радиационных ЧП, а также местонахождение украденных источников установить не удалось.

Впрочем, в одном случае результат известен абсолютно точно: три трупа, один инвалид, миллионные убытки. Это случилось в Новокраматорске в 1993 году. Цезиевый источник на местном домостроительном комбинате выпал из прибора и оказался замурованным в стене жилого дома - как раз напротив детской кроватки. За короткое время в семье умерло двое детей, тяжело заболела и умерла мать малышей. И лишь после этого осиротевший отец семейства догадался обратиться к специалистам-ядерщикам.

А сегодня у нас создалась ну просто идеальная ситуация для бесконтрольного расползания радиоактивных источников. МВД, которое уполномочено выдавать разрешения на получение приборов с источниками ионизирующего излучения, активно игнорирует этот участок разрешительной деятельности. Зато теперь милиции придется значительно больше усилий прилагать к расследованию преступлений, связанных с противозаконным оборотом бесконтрольных источников.

Новость из последних: на выходе Закон Украины «О ядерной и радиационной безопасности», прошедший уже второе чтение в Верховном Совете, после чего изменению подлежат лишь запятые. Вместе с тем, по мнению специалистов, в первую очередь тех, что заняты надзором за радиационными материалами, в законе непростительно мало места отводится защите населения от ядерной и радиационной опасности. Если предусматривается деятельность государственных инспекций по экологической и ядерной безопасности, то инспекция по радиационной безопасности не упоминается. Что еще раз подтверждает: проблему радиоактивных источников в Украине или не замечают или не хотят замечать.

Все это, безусловно, скажется на росте преступлений вокруг радиоактивных материалов, в частности их контрабанде. В январе прошлого года Госатомнадзор Украины получил информацию Агентства по атомной энергии Польши о попытке контрабанды из нашей страны в Польшу 7 источников ионизирующих излучений, обнаруженных в багажном отделении автобуса. Мощность экспозиционной дозы гамма-излучения в салоне в сотни раз превышала допустимые уровни. Ни в одном из приведенных случаев нет данных о дозах облучения пассажиров, таможенников и пограничников.

Следует заметить, что в общем проблема выявления радиоактивных материалов на пограничных и таможенных постах не решена не только в Украине, но и в других странах. Так, заместитель начальника Главной государственной инспекции по ядерной и радиационной безопасности Валентин Стеценко имел возможность ознакомиться с системой проверки багажа по радиационному излучению на таможенном посту Франкфурт-на-Одере. После внимательного знакомства с принципом действия установленных приборов Стеценко и немецкие таможенники сошлись во мнении, что эта аппаратура далеко не совершенна.

Дело в том, что для практически полного поглощения альфа- и бета-излучения источника его достаточно обернуть в алюминиевую пластину толщиной 5 миллиметров. А третью составляющую излучения - гамма-фон можно заглушить, поместив источник в контейнер, роль которого может сыграть головка наподобие той, что пытались продать в Киеве за $10000. Ведь украденная головка содержит так называемый обедненный уран-238, который является отличным экраном, гасящим мощное излучение источника, находящегося внутри.

В принципе, уран-238, который в необлученном состоянии практически безвреден, тем не менее годится для производства атомной бомбы. Но для этого его следует определенным образом облучить. Именно этот процесс происходит в реакторах ядерных электростанций. Так, содержание урана-235 в отечественных реакторах типа ВВР составляет лишь 4,4%, остальное - это уран-238. Таким образом, чисто теоретически, одной радиационной головки от прибора «Гаммарид-170/400» достаточно для организации светопреставления под условным названием «Хиросима-95». Ведь, как известно, масса плутония-239 в бомбе, сброшенной на Хиросиму, составляла около шести килограммов.

Понятно, что технологический процесс трансформации урана-238 в плутоний-239 весьма непрост и возможен лишь при наличии мощных ядерных установок, отработанных технологий и квалифицированных специалистов-ядерщиков. Впрочем, по свидетельствам прессы, потенциальные заказчики на ядерные компоненты - Ливия, Иран, Ирак, Северная Корея - якобы имеют такие реакторы. К потенциальным заказчикам можно также отнести ряд африканских стран, которых мировое сообщество лишило права на приобретение ядерных материалов. Однако, преимущественный интерес скупщиков радиоактивного краденого должен вызывать уран-235. Но его в уране-238 в естественном состоянии содержится лишь 0,8%, в обедненном - и того меньше. Впрочем, если собрать значительное количество контейнеров от приборов ионизирующего излучения, число которых в Украине никому не известно, равно как и количество уже переправленных за рубеж, то необходимое количество урана-235 набрать можно.

Итак, после кошмара советских ядерных ракет перед западным миром совершенно отчетливо замаячило пугало утечки с территории стран СНГ радиоактивных материалов, прежде всего урана и плутония-239. Но последний очень активен и опасен для жизни курьеров. Поэтому и не обойтись при его перевозке без гасящих убийственное излучение контейнеров, в качестве которых могут быть использованы радиационные головки, подобные той, что были украдены в киевском СП. Таким образом можно предположить, что история с кражей и продажей головки с металлизированным обедненным ураном-238 является лишь частью операции по переправке на Запад урана высокого обогащения и плутония-239, похищенного с ядерных реакторов и производств, расположенных на территории стран СНГ.

Конечно, все ответственные лица категорически отрицают возможность кражи ядерного топлива. Впрочем, было бы удивительно, если бы кто-то собственноручно расписался в халатном выполнении служебных обязанностей (статья 167 УК Украины - лишение свободы на срок до двух лет).

Но вот автору этих строк пришлось общаться с оперативным работником, который уверенно заявляет, что в Украине идет разворовывание ядерного топлива с электростанций, причем это стало возможным лишь при непосредственном участии работников АЭС и тех, кто отвечает за охрану ядерного топлива. Однако, эту информацию можно считать не более чем журналистской выдумкой, поскольку подтвердить ее документально пока невозможно, и человек, занимавшийся этой проблемой, категорически запретил упоминать его имя и должность.

Но при подготовке этого материала у меня был еще один компетентный собеседник, который не скрывал своего имени - заместитель главного инженера реактора по радиационной безопасности Института ядерных исследований НАН Валерий Шевель. По мнению Валерия Николаевича, кража ядерного топлива в Украине - вещь совершенно реальная. И в подтверждение своих слов он заявляет, что возникни у него такое желание - и он совершенно беспрепятственно сможет увести с подведомственного реактора ядерную сборку, содержащую уран-235 и 238.

Возникает логичный вопрос: почему этого не может себе позволить менее щепетильный руководитель другого реактора, на которые так богата украинская земля?

МИРНЫЙ АТОМ: ХРОНИКА ДНЯ

l28 марта по Харьковскому радио было распространено сообщение об обнаружении двух пятен радиационного загрязнения на територии школьных лагерей отдыха.

Характерно то, что рядом находится Харьковский физико-технический институт. Обследовавшие местность специалисты выявили наличие радона-226 и урана-238. Мощность излучения - до 26 миллирентген в час, что в полторы тысячи раз превышает уровень естественного радиационного фона. К смертельному исходу это, конечно, привести не могло, но в соответствии с концепцией беспорогового влияния радиации на организм человека повышенный ее уровень может привести к различным заболеваниям и злокачественным опухолям.

Впрочем, это уже не первый случай неустановленного происхождения радиационного фона. Раньше, к примеру, подобный случай был на территории Харьковского завода электроаппаратуры. Суть проблемы в том, что после каждого случая местность очищалась от радиации, но ее источник определен так и не был. По прогнозам экспертов, в данном случае может идти речь о щебне с одного из местных карьеров, где находятся вкрапления высокоактивной породы. До тех пор, пока карьер не определен, в любом уголке Харькова можно ожидать очередного ЧП.

l25 марта ГО Черкасс сообщило, что в селе Каменка во дворе частного дома обнаружена два контейнера с источниками ионизирующего излучения.

По данным ГО, мощность ионизирующего излучения составляла 500 микрорентген в час, по данным Минздрава, значительно больше - до 40 миллирентген, что более чем в 2000 раз превышает естественный фон. Киевский спецкомбинат собирается забрать источники на захоронение. Ведется следствие.

l31 марта судно «Лион Попов» должно было загрузиться в Бердянском порту сырьем: концентратом циркония в мешках. Местная санэпидстанция установила на борту излучение от породы в 115 микрорентген в час, что в 10 раз превышает фоновое значение. В случае обнаружения фона на борту судна в одном из зарубежных портов корабль был бы немедленно арестован, а параходной компании это грозило бы грандиозными штрафами.