UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ТЫ В ОТВЕТЕ ЗА ВСЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛ»

Эти слова замечательного французского писателя Антуана Сент-Экзюпери сопровождают бывшую киевля...

Автор: Алла Мойсеева

Эти слова замечательного французского писателя Антуана Сент-Экзюпери сопровождают бывшую киевлянку, а ныне гражданку Норвегии Тамару Тарнавскую всю сознательную жизнь

Волею судьбы она еще в 70-е годы уехала в Польшу, затем работала в музее Мунка в Норвегии, став членом Скандинавской ассоциации защиты животных. Из Мюнхена голос этой хрупкой светлоглазой блондинки с обаятельной улыбкой звучал в передачах радио «Свобода». Как корреспондент она довольно часто приезжала в родной Киев и с болью обращала внимание на то, что с каждым годом в городе ситуация с бездомными, выброшенными на обочину жизни животными становится все хуже.

— И не потому, что за килограмм самой дешевой колбасы сегодня надо заплатить более 300 тысяч карбованцев, — говорит Тамара Тарнавская. — К сожалению, ситуация была не намного лучше даже тогда, когда любимое лакомство кошек — «ливерку» можно было купить всего за 50 копеек. Может быть, в те далекие теперь годы было меньше бездомных животных, но и тогда не уделялось достаточно внимания воспитанию доброго отношения к животным в школе, дома. А теперь культ насилия, захлестнувший кино и телеэкраны, вытеснил из многих сердец чуткость и сострадание к ним. И не надо все сваливать на экономические трудности...

— Но нельзя и отрицать, что именно экономический кризис больно ударил также по братьям нашим меньшим. И в животном мире произошло резкое расслоение — на благоухающих дорогими шампунями с замысловатыми именами породистых котов и собак, которые питаются исключительно «вискасами», «педигрипалом», «киттекэтом», и бомжующих вместе со своими хозяевами васек и каштанок, бегающих по мусоркам и радующихся засохшей корке хлеба.

— Вот последним мы и хотим помочь, прекрасно понимая, что у местных властей и без того забот хватает.

Поводом для нашей с Тамарой встречи стал необычный факт. Объединив друзей юности, она полгода назад создала и зарегистрировала в Минюсте Украины общество охраны животных «SOS», которое уже делает первые шаги. Заключен и уже действует договор о предоставлении услуг с Киевским городским управлением госветмедицины. Его подписали президент общества Тамара Тарнавская и начальник управления Петр Лесик. В течение трех месяцев, начиная с апреля, все жители города, желающие стерилизовать своих питомцев, могут это осуществить бесплатно — за каждую такую операцию, которая стоит немалых денег и далеко не всем по карману, оплатило общество охраны животных.

— Что привело вас в ряды защитников животных именно в Киеве?

— Это мой родной город. Вспоминаю случай, происшедший со мной еще в 1983 году, когда я по служебным делам находилась в Киеве. Как-то проходила по улице Волгоградской — здесь живут мои родители, и увидела жуткую картину. На той части улицы, где начинается частный сектор, стая мальчишек лет 8—10 бегают с палками, усеянными гвоздями, ловят маленьких беззащитных котят, выкалывают им глаза, отрезают хвосты и уши. Я подбежала к одному из них, схватила за руку, закричала: «А если бы тебе в глаз ткнуть гвоздем, ведь котенку больно, нельзя так делать!» Выбежавший на шум небритый отец мальчишки не захотел даже меня слушать, а сыну заорал: «Да что ты ее слушаешь, возьми камень и запусти ей в голову». Растерявшись, я только и могла сказать: «Сегодня он мне швырнет камень в голову, завтра поднимет руку на вас, а послезавтра спокойно убьет человека».

Многие родители не понимают, что жестокость, воспитанная с детства, скажется с годами и на отношении детей к ним. Но будет уже поздно взывать к милосердию, слезами и мольбами жестокого человека не прошибить. Мой сын, когда был малышом, всегда приносил домой много бездомных кошек и собак. Каждое утро он не садился завтракать до тех пор, пока не накормит своих питомцев...

— Так что вы на собственном опыте смогли убедиться в положительном влиянии животных на воспитание ребенка в семье?

— Безусловно. Сейчас мой сын уже взрослый, мечтает о том, чтобы быть членом миротворческого батальона ООН, приносить пользу в Сомали, Руанде, Боснии или, страшно подумать, в Чечне. Когда он мне об этом сказал, я испугалась. А он напомнил: ты с детских лет внушала мне, что нужно чувствовать боль каждого, каждой клеточкой своей кожи ее ощущать. И тогда я была вынуждена согласиться с его доводами: делай то, что согласуется с твоими устремлениями, твоей совестью.

— Вы знакомы с Галиной Шияновой, которая является заведующей приютом для животных по улице Отто Шмидта, 2, на Татарке?

— Это не приют, а скорее концлагерь. Но она в одиночку, даже прося подаяние на площади Независимости, с горсточкой старушек-помощниц ничего не может сделать. У них на руках почти 150 собак, которые живут в старом разваленном двухэтажном здании. Обстановка ужасная: грязь, холод, нет воды, электричества. И так уже на протяжении многих лет. Здесь собаки как-то на хлебе выживают. Вначале я помогала деньгами, собирая гуманитарную помощь в украинской редакции радио «Свобода». Сделала несколько передач, думая, что может кто-то в Украине из бизнесменов откликнется, поможет. Ведь приют и его обитатели — это не только проблема Шияновой. Я абсолютно убеждена, что криминогенные корни дают свои зловещие всходы тогда, когда господствует жестокое отношение людей, особенно детей, к беззащитному животному. С этого начинается вседозволенность, так рождается садист, спокойно сдирающий шкуру с живого существа. Чего-то подобного на Западе уже давно нет.

Как же облегчить жизнь этим бездомным животным? Я прекрасно понимаю, что у местных властей и без этого забот хватает. Кого защищать им в первую очередь — бомжей-людей или бомжей-животных? Конечно же, первых.

— Да и до первых пока что руки не доходят. Вот недавно одна из городских газет рассказала о страшном ЧП на городском кладбище: бомжи, оставшиеся без каких-либо средств к существованию, организовали здесь живодерню и питаются бездомными щенками, зажаривая их на костре.

— Еще более страшные вещи происходят на вашей городской живодерне, о которой снял фильм известный швейцарский режиссер Марк Риси. Он был в свое время известным искусствоведом. Одна поездка в Индию и знакомство с ситуацией в этой стране с животными перевернула его жизнь: он посвятил себя защите беспомощных друзей человека. Я видела фильм о том, что происходит на местной шкуродерне, который он снял в марте прошлого года в Киеве. За бутылку водки ему удалось получить разрешение на съемку. Этот фильм, который прошел по телеканалам Швейцарии, нельзя смотреть без валидола. В газете «Блик» была большая статья о ситуации в Киеве — столице цивилизованного государства, где «усыпляют» животных с помощью металлической палки. С полуживых существ сдирают шкуру, а затем сырье переправляют в Чехословакию. Там шьют шубы из наших дружков и барсиков, привозят «меховые» изделия в Украину и продают модницам. На Западе производители шуб давно в убытке: здесь стыдно (а у нас престижно) носить одежду из шкур убитых зверей. А иногда и небезопасно: члены общества защиты животных могут облить шкуру краской или даже наказать презрением владелицу шикарного наряда.

— Как это ни парадоксально, именно швейцарский кинорежиссер открыл вам глаза на то, чего вы даже не предполагали. То есть, он эту проблему высветил с той черной стороны, которую, наверное, и мы, живя здесь, не знаем.

— С Марком Риси меня познакомила президент Европейского отделения защиты прав животных из Женевы Жанна Маршиг. Это одно из отделений Фундации защиты прав и жизни животных, которую возглавляет Бриджит Бардо. В 70-е годы суперкинозвезда продала свои украшения и вырученную сумму денег в 3,5 миллиона долларов вложила в общественную организацию, заявив, что хочет войти в историю, как женщина, которая что-то дала миру по защите животных. В письме к Бриджит Бардо я не просила у нее денег, а предложила ей приехать со мной в Украину и обратиться хотя бы по телевидению к власть имущим, рассказать о бедственном положении животных, о той многогранной деятельности, которую она ведет по защите прав животных в разных странах мира.

Да, Тамара Тарнавская решила: нужно делать что-то конкретное, привлекать внимание государственных учреждений, общественности к бедственному положению животных в городе. В очередной свой приезд в Киев около года назад она собрала друзей, с которыми дружит уже более 20 лет, поделилась своей идеей. Друзья ее поддержали, согласились в меру своих возможностей помогать. В Минюсте, узнав о целях этой общественной организации, желании заниматься пропагандистской, воспитательной работой по формированию гуманного отношения к животным, без проволочек зарегистрировали общество.

Так оно родилось — общество защиты животных «SOS». Его вице-президентом стал любитель животных инженер по профессии, романтик по призванию, коренной киевлянин Анатолий Тищенко. Среди учредителей — историк и журналист, редактор, спортсмен, программист... Разные специальности, разный возраст. Рядом с родителями решили трудиться на гуманном поприще их дети. И ни у кого ни разу не возник вопрос к своему президенту об оплате их трудов. Без гонораров трудился художник Павел Машков, создававший эмблему общества «SOS», без гонораров писали листовку-приглашение в ветлечебницу, тиражировали ее, разносили по домам. Старшие и младшие. Рядом. Тамара Тарнавская убеждена, что любой мыслящий человек, узнав о ситуации с животными, будет не только сочувствовать, а сразу включиться в работу. Стоило ей позвонить выдающейся украинской певице Евгении Мирошниченко и рассказать о «SOS», как замечательная артистка сразу же предложила свою помощь...

— Со дня создания общества мы регулярно поддерживаем Шиянову и ее питомцев финансово, — рассказала далее Тамара Тарнавская. — Швейцарцы после того, как посмотрели нашумевший фильм Марка Риси, собрали 5 тысяч франков для гуманитарной помощи в Киеве. Жанна Маршиг написала письмо Леониду Косакивскому и послу Украины в Швейцарии Александру Слипченко. Я тоже имела разговор с послом на эту тему. Европейская организация согласна помочь нам, но надо сделать первый шаг самостоятельно, показать, что мы способны результативно работать. Со временем будем вести разговор о строительстве приюта. В Лондоне есть королевская организация, которая выступает против жестокого обращения с животными. Она признала наше общество и для начала выделила нам 200 фунтов на проведение информационной работы в городе, чтобы можно было вести воспитательную деятельность, издавать листовки-рекомендации.

А сейчас готовится первая крупная благотворительная акция общества. Муж Тамары — главный советник Верховного Комиссара ООН по беженцам, занимается проблемами бывших республик СССР. Он поддерживает все начинания жены. И первоначально деньги на оплату труда врачей ветлечебницы семья выделила из личных сбережений. Решившись на сотрудничество с ветеринарами, члены «SOS» убеждены, что нужно изменить отношение к бродячим животным. Тут должна господствовать не просто жалость, а понимание необходимости регулирования рождаемости кошек, собак. В этом убедил опыт Запада, где строят приюты не столько для содержания четвероногих, сколько для того, чтобы подыскать бездомным новых хозяев, добрых и надежных. Если проводить стерилизацию животных в Киеве, намного уменьшится количество бродячих котов и собак, они не будут бесконтрольно размножаться в подвалах и подворотнях.

Члены вновь созданного общества понимают, что государству сейчас не до этих проблем «быта» четвероногих. А медлить с их решением преступно. Поэтому и начинают работать. Конечно, на первых порах энтузиасты нуждаются в помощи, хотя бы моральной. Что ж, будем надеяться, что планы нашей землячки и ее киевских друзей осуществятся. Что у них появится много бескорыстных помощников и состоятельных меценатов. Хочется верить в победу добра. Верить в то, что даже в нынешней кризисной экономической ситуации мы останемся людьми, протянем руку помощи домашним животным, тем, кого мы приручили.

Самые древние спутники человека — коты и собаки веками бескорыстно служили ему. Стаж этой службы — многие столетия. Людям сегодня стоит задуматься о том, что предав беззащитных, они потеряют свое истинное лицо — мыслящих, сильных и добрых.