В конце мая украинская делегация во главе с министром аграрной политики Александром Баранивским посетила Данию. Как сообщили в пресс-службе Минагрополитики, «цель поездки — изучение опыта cкандинавов по развитию свиноводства. Группа руководителей АПК еще раз досконально ознакомится с опытом датчан, уточнит их планы относительно сооружения в Украине уже в этом году первых пяти, а потом и двадцати пяти крупных свинокомплексов, которые будут работать по технологии датчан».
О необходимости развивать отечественное животноводство, сократившее за годы независимости поголовье скота как минимум вдвое, говорят давно и много. По данным Госкомстата за 2004 год, значительное сокращение поголовья свиней отмечалось в период работы «самого успешного правительства», возглавляемого Виктором Януковичем. К 1 января 2005 года количество этих животных во всех категориях хозяйств составило 6,640 тысяч голов, сократившись до самого низкого показателя последних четырех лет (на 9,3% по сравнению с 2003 годом и на 28 % — с 2002-м).
Поэтому-то и отправился новый аграрный министр Александр Баранивский в Данию, издавна славившуюся успехами не только в разведении гусей, но свиноводством. Еще в конце апреля на встрече с журналистами министр заявил: «Мы хотим до конца года в каждой области построить по ферме согласно датским технологиям». По мнению Баранивского, благодаря опыту датчан в Украине можно внедрить прогрессивные технологии для производства дешевого мяса: «На ферме работает 3—4 человека, а производят тысячи тонн свинины». Не прошло и месяца, как на селекторном совещании министр аграрной политики опять похвастался: Дания готова до конца года построить в Украине двадцать пять свиноферм. Мощность каждой из них будет составлять 100 тысяч тонн мяса в год. Можно не сомневаться — чиновники, губернаторы и бизнесмены, посетив чудесную европейскую страну Данию, останутся довольны поездкой. И достижения датских свиноводов их впечатлят. Правда, почетных гостей могут не ознакомить с темной стороной датского (и не только) промышленного свиноводства.
В феврале сего года коллеги по природозащитной деятельности пригласили меня в Румынию на научную конференцию, посвященную аграрной индустрии и ее влиянию на экологическую ситуацию и пищевую безопасность. Двухдневное мероприятие было практически полностью посвящено проблемам промышленного свиноводства. После показа специальных фильмов, в том числе снятых скрытой камерой «экологических разведчиков», раздачи материалов и слушания докладов (не только академических, но и, к примеру, простых американских фермеров, разоренных «свиноиндустрией»), домой мы вернулись, посвященные в темные стороны этого дела. Польский коллега Марек Крида — ученый, директор варшавского Института охраны животных, пообещал, что со всеми проблемами, которые обсуждались на конференции, мы в Украине столкнемся года через два-три.
Главная проблема свиноводства — отходы жизнедеятельности этих животных. Ест свинья много, и этих самых отходов производит тоже немало: 5—8 кг в сутки, то есть 2—3 тонны в год. На современных свиноводческих фабриках содержатся сотни тысяч животных. К примеру, на одной фабрике компании Smithfield в американском штате Юта содержится одновременно до 850 тысяч свиней. Они производят фекалий больше, чем Нью-Йорк с его более чем 8-миллионным населением. Известно, что свиной навоз очень агрессивен по отношению к окружающей среде. Перед тем, как вывезти его на поля (в ограниченном количестве!), навоз необходимо длительное время выдерживать, чтобы обезвредить присутствующих в нем патогенных микробов, яйца гельминтов и семена сорняков. Но это обычный навоз. Отходы индустриальных свиноферм в качестве удобрений использовать нельзя — в них содержится до 400 опасных субстанций, включая тяжелые металлы, антибиотики, гормоны, пестициды, а также гребенчатых червей, болезнетворные вирусы и микробы (возбудителей свиной чумы, сальмонеллы, афтозной лихорадки или же ящура). Остатки антибиотиков в смертельном месиве вызывают развитие особых организмов, устойчивых к антибиотикам, которыми лечат людей. Отдельная проблема — это «микроб из ада» — микроорганизм Pfisteria piscicida. Попадая из навозных отстойников в реки, он становится причиной гибели миллиардов рыб ежегодно. Этот микроорганизм представляет опасность и для людей — заразившимся грозят болезни легких и мозга.
Подсчитано, что для комплекса в 20 тысяч свиней необходимо навозохранилище объемом 80 тысяч кубометров — это яма глубиной в трехэтажный дом и площадью в гектар. (Проблема свиного навоза была крайне острой в советское время, когда в порыве гигантомании строились свинокомплексы на 100—200 тысяч голов). Как справляются с проблемой отходов упомянутые компании, участникам конференции продемонстрировал Марек Крида, известный в Польше специалист по проблемам индустриального свиноводства. Его доклад с показом фильма назывался «Хотите быть европейской Айовой?» В этом американском штате треть питьевых источников ныне не пригодна для использования. И не только в Айове. За последние пятнадцать лет из-за отравления свиным навозом воды Северной Каролины, считавшиеся самыми чистыми в США, превратились в одни из самых загрязненных. Каждый год в реках этого штата погибают сотни миллионов рыб — такова плата американцев за любовь к свинине! При этом у виновника есть имя — это компания Smithfield, в настоящее время активно осваивающая просторы Восточной Европы.
А теперь вспомним цифры, озвученные А.Баранивским. Нам обещают построить 25 ферм, мощность каждой из которых — 100 тысяч тонн мяса в год. Для такого количества на каждой ферме необходимо держать до 800 тысяч свиней весом по 125 кг. Напомним, что все поголовье украинских свиней — около 6,5 миллиона, в среднем от 100 до 400 тысяч голов в каждом регионе страны. Можно надеяться, что журналисты просто переврали информацию (данные взяты с сайта «Подробности» со ссылкой на УНИАН).
Конференция, организованная в румынском городе Клуж-Напока, в Университете аграрных наук и ветеринарной медицины, на которой автор этого материала почерпнул немало информации о промышленном свиноводстве, была проведена неспроста. Ее инициатором выступил Animal Welfare Institute (институт охраны животных), сотрудники которого — упомянутый Марек Крида (Польша) и Том Гаррет (США) давно занимаются проблемами, создаваемыми животноводческой индустрией. Стратегия свиноводческих гигантов заключается в том, что они продвигаются от стран с жестким экологическим законодательством к странам, где на охрану природы смотрят не очень строго. После вступления Польши в ЕС у компаний типа Poldanor и Smithfield Foods возникли определенные проблемы. Поэтому сейчас они намерены «снимать сливки» в еще не вступившей в Евросоюз Румынии, а на горизонте — Украина, Беларусь и Россия.
* * *
Пока готовился этот материал, появились новые тревожные сообщения. Так, в конце мая на пресс-конференции в Киеве глава Киевской областной госадминистрации Евгений Жовтяк сообщил, что в Переяславском районе на Киевщине будет построена передовая свиноферма, где животных будут выращивать по современным датским технологиям. Она рассчитана на 30 тысяч голов и должна поставить заслон контрабандным поставкам мяса в область. Примечательно, что восстанавливать заброшенные животноводческие комплексы на Киевщине Жовтяку не представляется целесообразным. Однако с инвесторами, пожелавшими вкладывать деньги в эту сферу, будут договариваться о сооружении новых комплексов на месте заброшенных.
Кажется, в бескорыстном желании накормить народ дешевым мясом (или же небескорыстном, кто знает?) власти Украины решили открыть ворота «троянским свиньям» уже сейчас. И самое обидное — открывает ворота в страну министр-социалист, которому по партийно-идеологическому определению больше всего должно было бы задвинуть перед агроглобалистами засов покрепче.
Примечание. В статье использованы материалы организаций Animal Welfare Institute и CEE Bankwatch Network