UA / RU
Поддержать ZN.ua

Транспортная инфраструктура здорового человека

Стратегия устойчивой мобильности ЕС: что из нее следует применить Украине

Автор: Ирина Бондаренко

В последние годы все больше городов Украины начали жаловаться на плохое качество воздуха. Если раньше о смоге говорили Кривой Рог и Донецк, то сейчас добавились Киев, Львов, Одесса. Основными источниками загрязнения воздуха являются промышленность и транспорт. При этом вне городов выбросы от промышленности преобладают, а в самих городах главным загрязнителем является транспорт.

Плохое качество воздуха — причина респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний. Именно эти две категории болезней занимают самые высокие позиции в перечне причин смертей. Самые тяжелые последствия от COVID-19 также связывают с проживанием в городах с загрязненным воздухом. Можно было бы ожидать, что в карантин загрязнения от транспорта снизятся, но этого не произошло. Несмотря на непродолжительное падение выбросов в начале карантина, мы наблюдали рост и поездок, и выбросов, и заторов уже через несколько месяцев, ведь общественный транспорт не работал, а людям надо было передвигаться.

Загрязнение воздуха — не единственная проблема. Планета нагревается, и украинские города уже не могут этого не замечать. Самые жаркие годы пришлись на последние десятилетия. Из-за покрытия большей площади городов асфальтом, сохраняющим и усиливающим жару, города превращаются в «тепловые острова». Прогулка по городу летом — больше не приятное событие, а отчаянная попытка перебежать от одного кондиционера к другому. И хотя может показаться, что мы в Украине мало что можем сделать с глобальным изменением климата, каждая поездка и каждое решение — на вес золота.

И когда в 2019-м Европейский Союз объявил об утверждении Зеленого курса, а Украина одной из первых заявила, что будет следовать этим зеленым инициативам, хотя и не является членом ЕС, — это было очень важно.

Документ Зеленого курса ЕС, обеспечивающий сокращение выбросов в секторе транспорта, — Стратегия устойчивой и разумной мобильности ЕС, принятая в 2020 году. В отличие от других секторов экономики, транспорт не может поглощать или улавливать выбросы, поэтому основной тактикой является сокращение выбросов.

Какие инициативы предлагает ЕС для сокращения выбросов? Что из этого мы уже сделали (осознанно или неосознанно), а что выглядит слишком амбициозно?

Ниже рассмотрим несколько главнейших приоритетов Стратегии, а больше можно прочитать в оригинальном документе или в украинском сокращенном варианте

Как предлагает сокращать выбросы Стратегия мобильности ЕС?

  1. Ускорить широкое использование транспорта с нулевыми выбросами, возобновляемой энергии и низкоуглеродного топлива и соответствующей инфраструктуры.

К этому напрямую относятся такие инициативы, как пересмотр (повышение) стандартов выбросов СО2 для автомобилей и микроавтобусов в 2021 году, а позже — и для грузовиков; установление более строгих стандартов выбросов загрязняющих веществ в воздух для авто на двигателях внутреннего сгорания; стимулирование спроса на автомобили с нулевыми выбросами. Для авто с нулевыми выбросами (преимущественно электромобилей) ставят цель построить миллион электрозарядных станций к 2030 году, а также 500 водородных заправочных станций к 2025-му.

  1. Сделать междугородную и городскую мобильность более устойчивой и здоровой.

В Стратегии констатируют, что граждане готовы и хотят переходить на более устойчивые виды транспорта, особенно для ежедневных передвижений. Поэтому предлагают активно развивать железнодорожное сообщение между странами — членами ЕС, в частности, и сделать покупку билетов на международные поездки более простой. Городам рекомендовано распространять сервисы мобильности (Mobility as a Service, MaaS) и другие инновационные решения в развитии общественного транспорта. К 2030 году ставится цель построить более 2,7 тыс. км велосипедных дорожек.

  1. Облагать налогами выбросы углерода и предоставить лучшие стимулы для пользователей.

Это направление включает постоянное применение принципа «загрязнитель платит»: за загрязнение от транспорта должны платить те, кто им пользуется, а не все граждане и налогоплательщики. Это означает, например, что владельцы авто на двигателях внутреннего сгорания должны платить больше за загрязнение воздуха и выбросы парниковых газов, чем владельцы электромобилей, а пешеходы и велосипедисты вообще не должны за это платить. Субсидии в развитие ископаемого топлива (в частности, и нефти) должны прекратиться. Предлагается внедрить эффективную плату за пользование инфраструктурой, в том числе дорогами. При этом люди должны быть проинформированы о наиболее устойчивых и дружеских к окружающей среде видах транспорта, которые они могут использовать.

  1. Сделать мобильность справедливой для каждого.

Меры в этом направлении стремятся обеспечить доступную и инклюзивную мобильность для всех людей, в частности, маломобильных и с инвалидностью. Отмечается требование защищать права пассажиров всех видов транспорта, а также создать справедливую оплату труда и условия работы для работников всех транспортных систем. Из-за ожидаемой массовой автоматизации транспортных систем многие работники могут потерять работу, поэтому Стратегия говорит о необходимости организовать справедливое изменение карьерного пути этих работников.

  1. Усиление безопасности на транспорте.

Превышение скорости, употребление алкоголя и наркотических веществ, рассеянное вождение (например, когда водитель отвлекается на телефон) являются самыми частыми факторами смертельных ДТП и ДТП с тяжелыми последствиями, которые надо упредить. Создание большего пространства для активных видов передвижения (велосипедное и пешеходное движение, микромобильность) сможет предотвратить смерть и травмы уязвимых участников движения.

Что можно сделать на местном уровне, чтобы Украина двигалась в одном направлении со Стратегией мобильности ЕС?

Развитие общественного транспорта:

Развитие велосипедного транспорта и микромобильности:

Развитие пешеходного движения:

Повышение безопасности движения:

Что можно сделать на национальном уровне?