UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТИШЕ ЕДЕШЬ — МЕНЬШЕ ПЛАТИШЬ

В большинстве больших азиатских городов растущее благосостояние ведет к невероятному половодью автомобилей на магистралях...

В большинстве больших азиатских городов растущее благосостояние ведет к невероятному половодью автомобилей на магистралях. Города превращаются в одну сплошную гигантскую парковку для машин, а воздух становится таким зловонным, что в Джакарте, например, баллоны с кислородом стали непременной частью экипировки полицейских. В Бангкоке, знаменитом своими многокилометровыми пробками, регулировщик недавно рухнул в изнеможении на своем посту.

Но есть в Азии город (он же государство), где воздух чист, поездка из аэропорта в сити занимает всего 15 минут, а городская транспортная система, в том числе подземка, столь эффективна, что граждане предпочитают ее личному автомобилю.

Почти четверть века назад сингапурцы задали вопрос: «Для кого мы строим город? Для машин или для людей?» И решили разорвать этот заколдованный круг: чем больше машин, тем больше дорог. Это, в свою очередь, стимулирует появление новых машин, и тогда возникают пробки. Сегодня здесь действует государственная система, отбивающая охоту садиться за руль. Чтобы стать владельцем автомобиля, необходимо купить разрешение на ежемесячном аукционе. Оно дает право ездить за рулем в течение десяти лет. Один владелец фешенебельного «Мерседеса» приобрел это право за 80 тысяч долларов. Менее престижные марки стоят конечно дешевле. Число таких разрешений ограничено: в месяц не более трех тысяч. Это еще не все расходы. Добавьте к этому 150-процентный налог на покупку, 45-процентную импортную пошлину, и стоимость автомобиля выражается порой в цифре 150-200 тысяч долларов.

Дорожный налог в Сингапуре самый высокий в мире (в зависимости от объема двигателя), в среднем он достигает 2000 долларов в год. Автомобильное топливо также крайне дорого (около доллара за литр бензина). В соседней Малайзии бензин в два раза дешевле, но водителю не позволят пересечь границу, если бак автомобиля наполнен меньше чем наполовину. Если автомобилист хочет попасть в центр города в рабочие часы, он должен приобрести билет за 2 доллара или купить проездной на месяц. В ближайшее время сингапурское правительство намерено предложить более эффективную систему контроля. При въезде в деловой центр в ключевых точках установят арки с электронными устройствами, которые будут снимать плату с датчиков в автомобилях. К концу года такую мзду правительство намерено взимать на всех главных дорогах Сингапура.

Универмаги, церкви и другие владельцы мест для парковок облагаются налогом, если они предлагают бесплатную стоянку.

Не все отнеслись благосклонно к атаке на автоманию. В Сингапуре популярна такая присказка: «Мечта сингапурца (некоторые говорят долг): одна жена, двое детей, три комнаты, четыре колеса». Автомобиль и сегодня вещь престижная. Растущие цены, говорят, даже подстегивают снобов: в последнее время замечен рост заказов на «роллс-ройсы». Сегодня по дорогам Сингапура бегают 350 тысяч автомобилей. К 2010 году ожидают более 500 тысяч.

Экономисты, кстати, обеспокоены тем, что склонность к автомании сдерживает потребительский рынок.

Многие азиатские города давно уже шлют эмиссаров в Сингапур, чтобы позаимствовать опыт. Но нигде еще не решились пока осуществить эту жесткую модель. Мало у кого хватит политической воли, чтобы принять настолько непопулярное решение. У сингапурских властей такая воля есть: Партия народного действия находится у власти более трех десятилетий и конкурентов у нее нет.