UA / RU
Поддержать ZN.ua

Священные коровы киевских улиц

По свидетельству очевидцев, побывавших в Киеве в начале ХIX века, город летом был довольно грязным, пыльным, с разбитыми немощеными улицами...

Автор: Сергей Пятериков

По свидетельству очевидцев, побывавших в Киеве в начале ХIX века, город летом был довольно грязным, пыльным, с разбитыми немощеными улицами. Днепровские склоны большей частью были почти лишены растительности. Хотя пышными садами мать городов русских славилася еще с княжеских времен, когда по берегам Днепра располагались загородные дворцы с роскошными парадизами. Один из них даже получил название «Рая». В XVII — XVIII веках на склонах Андреевской горы, на Щекавице, Печерске, Крещатике известны приватные сады Кучовского, Дикого, Аптекарский сад, Шелковичный, Виноградный. Они именовались гаями, аллеи их были засажены сиренью, шиповником, боярышником. Фруктовые монастырские сады досматривали специальные садовники, которых, как свидетельствуют документы, часто выписывали для работы в Москву.

Вообще умеренный киевский климат, своеобразный рельеф, плодородные почвы давали возможность выращивать достаточно теплолюбивые растения: орех, шелковичные деревья, белую акацию, абрикосы, персики, виноград. А когда в конце XIX века усилиями киевской городской власти в центре города вместо кривых грязных переулков прокладываются широкие, мощеные, с тротуарами и палисадниками улицы, Киев, что называется, преобразился. Появляются даже почтовые открытки с надписями «Красавец Киев шлет вам привет». В этот же период прокладываются водопровод, канализация, улицы начинают освещать газом, постепенно становится привычным электричество.

Любимыми местами отдыха киевлян и украшением города становятся Владимирская горка и Царский сад, живописно раскинувшийся на северо-восточном выступе Печерской возвышенности. Появляются новые парки, скверы, бульвары. В городе высаживают каштаны, ставшие символом современного Киева. Городская дума тогда строго регламентировала где, как и что высаживать. Особенно это касалось палисадников перед фасадами домов. В 1897 году в Киеве выделялись пять летних общедоступных увеселительных садов — сад Купеческого собрания, Шато-де-Флер, Эрмитаж, Аркадия и Венеция. Они отличались утонченной парковой архитектурой и планировкой, тщательным подбором растительности. При этом были еще университетский парк, множество скверов, среди которых Золотоворотский, у присутственных мест, при гимназиях и многие другие.

Часть из них в той или иной степени сохранности, пережив советский постмодернизм, дошла до наших дней. Для киевлян, родившихся и проживших всю жизнь в городе, родными и близкими кажутся каждое дерево и кустик. Ведь многие из них помнятся еще с детства. И понятно, почему так болезненно воспринимают люди, когда у них на глазах пилят деревья, уничтожая небольшие уголочки живой зелени под очередную новостройку.

Но при этом все же нельзя не отметить, что зеленые насаждения в Киеве иногда приобретают роль, подобную священным коровам в Индии, коим, как известно, дозволено бродить и делать все, что заблагорассудится. На киевских улицах и во дворах сплошь и рядом растут деревья малоценных пород. Часто они уже пережили положенный им век и угрожают рухнуть при сильном порыве ветра, наделав много бед. Специалисты утверждают, что переросшие деревья уже не выделяют кислород в должном количестве. Старые подгнившие деревья становятся очагами вредителей и паразитов.

Свыкнувшись с буйной зеленью на улицах, мы как-то забыли, что главным украшением города является все же его архитектура. Нередко за разросшимися кронами шедевры киевского зодчества и не разглядишь. А ведь зелень должна дополнять и оттенять архитектуру, а не заслонять ее. То же можно сказать о днепровских склонах. В путеводителе по Киеву за 1897 год отмечалось, что с аллей Владимирской горки и Царского сада открывается один из самых восхитительных видов на Подол и Днепр. Еще сто лет назад эти великолепные панорамы расходились по миру в почтовых фотооткрытках миллионными тиражами. Однако сегодняшние посетители вынуждены обозревать в основном верхушки деревьев. Ведь даже со знаменитой смотровой террасы за филармонией сегодня можно разглядеть только часть панорамы. А деревья на благодатной киевской земле все продолжают тянуться к солнцу. Не думаю, что столичные специалисты по озеленению не знают азов парковой архитектуры. Скорее всего, сказывается недостаток средств. Но для того, чтобы Киев стал поистине европейским городом, восхищающим приезжих своей архитектурой и ни с чем несравнимыми пленэрами, деньги нужно находить.