UA / RU
Поддержать ZN.ua

СТОИТ ЛИ ВЕШАТЬСЯ, ЕСЛИ В ДОМЕ ЕСТЬ ВЕРЕВКА?..

Не могу не выразить поддержку Общественному комитету национальной безопасности Украины (ОКНБУ), выступившему против достройки блоков на Ривненской и Хмельницкой АЭС («ЗН», №4, 2003 г.)...

Автор: Наталия Преображенская

Не могу не выразить поддержку Общественному комитету национальной безопасности Украины (ОКНБУ), выступившему против достройки блоков на Ривненской и Хмельницкой АЭС («ЗН», №4, 2003 г.). И сразу же отвечаю автору статьи «Уверенно шагаем к... новым катастрофам?» — нет, не поднимает ОКНБУ бурю в стакане воды. Дело «Граждане против «Энергоатома» рассматривается в Киеве в Печерском суде со значительным затягиванием. Неуважение к людям — вот мой вывод, касающийся судебных заседаний.

Юридический аспект протеста против достройки атомных блоков подробно и логично выписан в статье, подтвержден как документально, так и гражданской позицией молодых юристов, которые обращают внимание государственных органов прежде всего на недопустимость решения вопроса строительства атомных объектов по пресловутому принципу «авось пронесет»...

Еще в 1978 году врач Хелен Келдикотт в своей книге «Ядерное безумие» предупреждала человечество об опасности расползания атомных электростанций по всему миру, об угрозе атомной войны. Почти четверть века назад написаны эти строки: «Мой опыт научил меня многому: первое и, возможно, самое главное — это то, что мы больше не можем позволить себе доверять свою жизнь, а также жизнь и здоровье будущих поколений политикам, бюрократам, «экспертам» и научным специалистам, т.к. слишком часто их объективность была скомпрометирована. Большинство государственных чиновников страшно невежественны в медицинских аспектах ядерной энергетики и ядерного оружия, однако они изо дня в день принимают по этим вопросам решения, от которых зависит жизнь или смерть. Определенная доля ответственности за эту безграмотность лежит на моих коллегах: слишком многие из них неохотно смотрят дальше стен исследовательских лабораторий или клинических коридоров. И многие из нас сохраняли молчание по поводу медицинских аспектов ядерной технологии и радиации, ее сопровождающей, несмотря на то что мы признаем радиацию очевидной причиной рака и наследственных заболеваний». Уже тогда, в 70-х годах прошлого века о ядерной энергии говорилось как о чрезвычайно затратной, опасной для жизни человека и экологически грязной.

Опасность атомных станций связана с недостатками и в проектировании самих станций (ЧАЭС), и с неграмотным выбором строительной площадки (Ривненская АЭС), и с использованием некачественных материалов (вспомните статью Л.Ковалевской в газете «Літературна Україна», напечатанную ровно за месяц до катастрофы на ЧАЭС), и с неоправданными экспериментами, и со многим другим. Но главное, я уверена, это личная и амбициозная заинтересованность атомного лобби в отмывании средств, что неминуемо приводит к потере ответственности за безопасность населения. Не случайно народный депутат Украины Борис Олийнык на заседании Верховной Рады Украины 12 февраля 2002 года подчеркивал, что сатанинские идеи работают на МАГАТЭ, которая всегда пыталась умалить то, что произошло в Украине. Молчат украинские атомщики, подпевая только международным атомным концернам, не имеющим заказов на новые атомные блоки, поскольку мир понял нерентабельность атомной энергетики.

В то же время в нашей стране ежедневно в августе 2002 года направляли на достройку блоков на Ривненской и Хмельницкой АЭС до двух (!) миллионов гривен. РАЭС размещена на карстовых пустотах, и за много лет простоя превратилась в «ржавую консервную банку» (и на этом металлоломе достраивать?), поглощает деньги, которые должны быть направлены на энергосбережение и спасение здоровья и жизни людей. Пора уже прекращать пускать пыль в глаза с достройкой никому не нужных опасных долгостроев, оправдываясь тем, что блоки готовы уже на 80 или 90 процентов. Не нужно выставлять себя на посмешище, это действительно напоминает плохого хозяина, не знающего, что делать с веревкой в доме, хоть вешайся!

Украина имела на своей территории 25% АЭС бывшего СССР, производила электроэнергию всему Союзу, продавала за границу. В свое время благодаря членам украинской экологической ассоциации «Зеленый мир» и крымским экологам не были построены запланированные АЭС в Чигирине, Одессе, Крыму (сейсмоопасной зоне!). Теперь нет СССР, не работают на полную мощность промышленные предприятия, куда же направляется электроэнергия, где деньги за нее? Неужели для Украины мало 13 атомных блоков? Зачем же прикрываться громкими лозунгами о нехватке электроэнергии? Необходимо позаботиться об энергосбережении, составить правдивую смету атомных станций и убедиться в чрезвычайно высокой цене одного киловатта электроэнергии. И не забыть включить в смету будущее выведение атомных станций из эксплуатации и захоронение радиоактивных отходов.

77 районов в 12 областях Украины загрязнены радионуклидами. По официальным данным Минздрава Украины, вследствие чернобыльской катастрофы пострадало 3 млн. 427 тыс. человек, в том числе 1 млн. 260 тыс. детей. Через ад Чернобыля прошло 350 тысяч ликвидаторов, а те, кто выжил, требуют серьезного лечения, которое им государство обеспечить не в состоянии, поскольку деньги растаскивают под прикрытием заботы об обеспечении людей электроэнергией. Почти 90% детей Украины имеют по несколько хронических заболеваний, это ярко проявляется во время призыва молодых ребят в вооруженные силы. У нас 153 тысячи детей-инвалидов, инвалидность омолаживается. Более 2500 детей, болеющих раком щитовидной железы, прооперированы. По прогнозу Минздрава Украины, к группе риска по щитовидной железе можно будет отнести 1,5 млн. детей. Сформирована группа риска по онкогематологии из 3800 детей. От пострадавших родителей родилось 500 тыс. детей, из них 100 тыс. с патологиями развития.

Побывав вместе с народными депутатами Украины от Ривненской области в самых удаленных от областного центра населенных пунктах (вторая (!) и третья зоны радиоактивного загрязнения), узнала о следующих «любопытных» цифрах: при потребности для оздоровления детей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы в Дубровицком районе, 14700 путевок в год, в 2001 году МЧС смогло выделить лишь 42 санаторные путевки, а в 2002-м — 27!

На Полесье, где дерново-подзолистые грунты, радиоактивный стронций легко достигает клеток костей и костного мозга за счет внутреннего облучения, что особенно опасно для детей и молодых людей. У беременных женщин, живущих на загрязненной территории, радиоактивный стронций вместе с продуктами питания попадает через плаценту в организм будущего ребенка. Какой еще суд нужен, какие доказательства необходимы для прекращения строительства блоков?

Атомщики и некоторые политики не могут или не желают понять, что Украина живет не после, а во время чернобыльской катастрофы. Плутоний будет распадаться по законам природы. Уже появился америций, который токсичнее плутония и лучше растворяется в воде. В Чернобыльской зоне он уже обнаружен в стволах деревьев.

Атомщики делают все возможное, чтобы отвлечь внимание от научно обоснованного мнения о возможности альтернативных методов получения электроэнергии. Нас пытаются научить выживать в условиях ядерной свалки. По моему убеждению, отношение к последствиям чернобыльской катастрофы является индикатором человечности.

В Конституции Украины (статья 16) записано: «Обеспечение экологической безопасности и поддержка экологического равновесия на территории Украины, преодоление последствий чернобыльской катастрофы — катастрофы планетарного масштаба, сохранение генофонда украинского народа является обязанностью государства». Так кто же в государстве дает добро на дальнейшее строительство радиационно опасных объектов, нарушая Основной Закон?