UA / RU
Поддержать ZN.ua

СОЛЬ ЖИЗНИ

«Нужны все виды, чтобы составить мир». Английская пословица Если бы в нашем алфавите присутствовала всего одна буква, то не было бы у человека возможности писать статьи, романы и стихи...

Авторы: Виталий Межжерин, Игорь Акимов
В заповедной Еланецкой степи

«Нужны все виды, чтобы составить мир».

Английская пословица

Если бы в нашем алфавите присутствовала всего одна буква, то не было бы у человека возможности писать статьи, романы и стихи. Разнообразие букв творит их. По этой причине английский поэт Уильям Купер написал:

Разнообразие — самая соль жизни,

которая придает ей весь аромат.

У экологии более прагматичный подход. Она считает, что окружающая среда есть совокупность взаимодействующих друг с другом переменных ресурсов: пространства, времени, вещества, энергии и разнообразия. Под ресурсами понимается все то, что необходимо организму, популяции, биоценозу и всему живому веществу планеты для поддержания скорости преобразования энергии на оптимальном уровне.

Первые четыре переменные ресурсов в условиях нашей планеты относительно неизменны. Пространство Земли, ее вращение вокруг своей оси и Солнца, масса и энергия, поступающая к ней из космоса, представляют собой величины достаточно постоянные, хотя и пребывающие в движении. И только пятая переменная ресурсов в результате деятельности человека подвергается непрерывной деградации. Исчезают зональность, ландшафты, водоемы, болота, виды растений и животных, даже азотфиксация и идет невиданный доселе процесс опустынивая планеты. Поэтому подчеркнем: из всех переменных ресурсов разрушению подвержена пятая, которая называется разнообразием.

Главной особенностью раз-
нообразия следует считать то, что оно осуществляет работу разного рода, разного качества. Биотическая составляющая планетарного разнообразия способна выполнять наибольшее число видов работы, при этом самого высокого качества: воспроизводство себе подобных и разумную деятельность. Это означает, что она способна производить и использовать энергию самого высокого качества. Качество работы и качество энергии — это то, что определяет качество среды, т.е. качество условий существования.

Американские экологи Говард и Элизабет Одумы, обратившие особое внимание на проблему качества энергии, писали: «Энергетические потоки, пронизывающие биосферу, являются тем неиссякаемым источником, который из хаоса природных веществ создает порядок... Порядок, созидаемый энергетическими потоками, связан с повышением качества энергии». Их подсчеты доказали, что в процессе производства электроэнергии качество энергии возрастает в арифметической прогрессии. В цепях же питания (растения — травоядные — хищники), которые функционируют в естественных экосистемах, рост качества энергии происходит в геометрической прогрессии кратной 10. Этот рост отвечает правилу десяти процентов Линдеманна. Данные соотношения означают, что низкокачественная энергия, будучи рассеянной, увеличивает свою концентрацию в 10 раз при переходе от одного трофического уровня к другому. Именно этим и обусловлено то, что концентрация тяжелых металлов, радионуклидов, пестицидов и многого другого у хищников на два порядка выше, чем в растениях. Японцы это хорошо усвоили и совершили переход на новую для них диету, к тому же сделали ее еще и лечебной.

Известно, что Япония достигла наивысших показателей средней продолжительности жизни. И это произошло на фоне поражения во Второй мировой войне, радиоактивного загрязнения их территории, а также душевного потрясения, вызванного взрывами атомных бомб. Потери человеческие, экономические, политические, территориальные дополнились потерей качества среды обитания, вызванного рассеянием низкого качества энергии радиоактивного распада. Это вывело на первое место проблему выживания. В этих условиях, скорее всего, решения принимаются на уровне подсознательного, инстинктивно, что неизбежно отвечает законам природы, а не тому, что мы часто ей приписываем своим сознанием. Спасение находят в видовом разнообразии. Возникает овощной бум. Уже в начале 70-х годов в Японии выращивается более 120 видов овощных культур, а к настоящему времени их число превысило 200. При этом преимущество отдано желто-зеленым овощам, богатым на бета-каротин. Доза последнего, которая равняется 30 мг в сутки, снижает вероятность заболеть раком в 75 случаях из 100.

Сделав ставку на увеличение количества овощных культур, японцы одновременно решили две задачи: увеличили число растений, находящихся под охраной человека, и создали диету, защищающую их от радиации. Таким своеобразным путем они повысили качество своей среды обитания.

Биологической аксиомой считается, что организмы пребывают в единстве с их окружающей средой. Если последняя деградирует, то этот процесс неизбежно охватывает и организмы, взаимодействующие с ней. Идет регрессивная эволюция. Многие животные, питающиеся детритом, — органическим илом и остатками организмов, которые взвешены в воде, — утрачивают подвижность и упрощают свое строение по той причине, что энергия детрита более низкого качества, нежели та, которую получают растительноядные и хищники. Чтобы собирать его, требуется работа более низкого качества.

Равносильно и такое утверждение: если деградирует живое вещество планеты, то однозначно происходит и деградация окружающей среды. Ведь не климат определяет распределение лесов на планете, а их распределение определяет климат планеты. Поэтому человек, пребывающий в условиях деградирующей среды, деградирует сам и ускоряет процесс деградации окружающей среды.

Выше было отмечено, что технические решения способны повышать качество энергии в арифметической прогрессии. По этой причине технический прогресс не идет ни в какое сравнение о тем прогрессом, который имеет место в биосфере. Не случайно идея запрячь лошадь позволила человеку повысить производительность труда в 100 раз. Изобретение трактора увеличило производительность труда лишь в 50 раз, и при этом он не дает человеку тех продуктов, которые дает лошадь. Он загрязняет окружающую среду, сжигает, говоря словами Дмитрия Менделеева, ассигнации (нефть, представляющая собой энергию достаточно высокого качества), а лошадь производит удобрения, очень быстро усваиваемые растениями.

Исходя из того, что технические решения не могут повышать качество энергии в геометрической прогрессии, следует вывод, что НИКАКОЕ из них не в состоянии компенсировать те потери, которые происходят в связи с потерей биологического и экологического разнообразия, вызываемого не только бесхозяйственностью, но и научно-техническим прогрессом. Здесь хочется подчеркнуть, что даже экономически выгодное решение проблемы преобразования лучистой энергии Солнца в электрическую не в состоянии будет спасти человечество от деградации, если оно будет осуществлено в ущерб биологическому разнообразию. Тезис о том, что доступ человечества к неисчерпаемым источникам энергии позволит решить все его проблемы, ложен по своей сути.

Учитывая все это, в 1980 г. была провозглашена Всемирная стратегия охраны природы, разработанная Международным союзом охраны природы и природных ресурсов (МСОП) при поддержке Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и содействии Всемирного фонда охраны дикой природы, направленная на «управление использованием человечеством биосферы, экосистем и видов, составляющих ее, таким образом, чтобы они могли приносить устойчивую пользу настоящему поколению и в то же время сохранили свой потенциал, чтобы соответствовать нуждам и стремлениям будущих поколений» (ст. ХХIX). В ней подчеркивается, что сохранение биологического разнообразия не только поддерживает качество среды, но и представляет собой страхование, за счет которого можно менять пути развития производственных процессов. Например, за счет него уже существуют научно обоснованные и технически разработанные возможности для перехода на новый путь производства пищевых продуктов. В.Толстогузов еще в 1986 г. писал: «В течение последних 10—15 лет в результате развития науки и техники в области производства продовольствия возник качественно новый метод производства пищи. Он заключается в прямой переработке белка и других пищевых веществ природного происхождения в пищевые продукты массового потребления». Опыт использования видового разнообразия с целью решения важных проблем представляет собой эксперимент, начатый по инициативе Института зоологии им. И.Шмальгаузена НАН Украины.

После чернобыльской катастрофы вокруг ЧАЭС образовалась большая зона отчуждения, которая была отдана природе на излечение. Мысль разумная. И если мы не знаем, что делать с огромными площадями, подвергшимися радиационному загрязнению, то лучше довериться природе, чем совершать одну ошибку за другой, тратить средства и людей и не добиваться эффекта. Правда, чтобы процессы шли быстрее, природе надо помогать: подавать ей «строительный материал» для возрождающейся экосистемы. В противном случае не избежать нежелательных последствий.

Природа формирует экосистему по определенным правилам. На первом этапе идет бурный прирост растительной массы, которая из-за отсутствия достаточного количества ее потребителей накапливается в виде мертвого опада, а он может в любой момент загореться, и тогда радионуклиды поднимутся в воздух и начнут перемещаться на культурные поля и населенные пункты, источники водообеспечения. Поэтому в экосистему требовалось ввести мощные разрушители растительной продукции. В качестве таковых было решено использовать лошадь Пржевальского или восточного тарпана. Лошади быстро освоили территорию и чувствуют себя здесь полновластными хозяевами, множат свою численность. Кажется парадоксальным, но руки безграмотных чиновников дотянулись и сюда, начав ставить палки в колеса уникальному эксперименту.

Особо хочется остановиться на провозглашенной идее устойчивого развития, которая только через двенадцать лет стала главным результатом конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Правда, после этого она приобрела (себе на беду) необычайную популярность. В срочном порядке начали писать учебники, внедрять лекционные курсы в программы вузов, составлять планы устойчивого развития для отдельных населенных пунктов. В Украине, естественно, на передние рубежи вышла столица. В ней устойчивое развитие осуществляется в «отдельно взятом» районе.

Результат оказался таким, что устойчивое развитие из «биосферы, экосистем и видов» переместилось в социальную сферу. Но это уже было. Стивэн Коэн, проанализировавший наследие Николая Бухарина, пришел к выводу, что тот не обнаружил «противоречия между революционным марксизмом и точкой зрения, что социальная гармония будет преобладать в течение определенных исторических периодов, на том основании, что в досоциалистических обществах равновесие восстанавливалось всегда временно и становилось все менее и менее прочным. Все возрастающие глубокие нарушения равновесия будут происходить вплоть до наступления революции. Другими словами, преобладание гармонии и наличие гомеостазиса исторически ограничены; только коммунизм способен создать условия для прочного социального равновесия». Но коммунистическая устойчивость есть состояние вечной стройки: «Мы наш, мы новый мир построим». Потому так много было в стране «великих строек коммунизма» и каждая из них стремилась заменить естественное разнообразие изобретениями человека. К сожалению, это понимание устойчивости оказалось перенесенным и в нашу сегодняшнюю жизнь. Программа устойчивого развития Киева есть превращение его в вечную строительную площадку. А когда же жить? История повторяется и ничему не учит. Ведь всякая социальная утопия есть мечта об устойчивом развитии, начиная от платоновского идеального государства и кончая коммунизмом, который мы так и не успели построить.

Из всего, что существует на Земле, устойчиво развивается только биосфера. Она существует уже почти четыре миллиарда лет. Государства, города и другие творения рук человеческих не вечны. Причиной тому, если опять вспомнить Бухарина, является «поистине гигантское, вавилонское столпотворение влияний и взаимных воздействий», которое представляет «общественная жизнь». Другими словами, она есть беспорядок, обусловленный тем, что пытается себя реализовать вне биосферных процессов, как нечто независимое и самодостаточное во Вселенной, а это имеет своим следствием обесценивание высококачественной энергии и рост энтропии. Поэтому только последовательное приближение человеческой деятельности к тому, что существует вечно, способно дать человеку устойчивую точку опоры. В Рио-де-Жанейро это назвали эколого-экономической политикой.

Особо следует подчеркнуть
роль биотического разнообразия в формировании человеческой психики, качество которой зависит от функционирования подсознательного, через посредство которого осуществляется связь человека со Вселенной, Вселенским разумом, Богом. Эта связь проявляет себя в виде упорядоченной картины мира, налаженность в которой обеспечивают круговороты. Поломка этих циклов порождает кошмары (Гойя назвал их «сном разума»), свидетельствующие о психическом неблагополучии. Смена объектов, с которыми вступает в контакты наше подсознательное, неизбежно влечет за собой смену эмоций. Они, если доверять Аристотелю, а «не разум — начало и руководитель добродетели... Сначала должен возникнуть какой-то неосмысленный порыв к прекрасному, а затем уже разум произносит приговор и судит».

Легко понять, сколь разительно отличаются чувства, возникающие у нас, если в поле нашего зрения вместо разнотравного цветущего луга попадает выжженная земля или объект «Укрытие». Даже проживание выше шестого этажа сопровождается ростом бесплодия и числа самоабортов, психических заболеваний и разводов. Наша психика просто не выдерживает, когда она один на один остается с техническими достижениями. Поэтому в квартире рекомендуют держать растения и животных. Они частично удовлетворяют голод нашего подсознательного в носителях высококачественной энергии, представляют собой крупинки той соли жизни, в которой испытывает потребность человеческий организм.

Проблема, о которой шла речь, этим не исчерпывается. Но и рассмотренного вполне достаточно, чтобы понять: безумное уничтожение биотического разнообразия лишает человечество нормальной жизни, превращая его в бездуховную машину, о которых так много писали фантасты; делает окружающую среду все менее привлекательной для жизни, увеличивает рост катастрофических событий; исключает осуществление давней мечты человека — достижения устойчивого развития. Все вроде бы просто, но как трудно дается это понимание, не говоря уже о практической стороне дела.