UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сказки на дровах

Все сказки связаны с лесом. Там до сих пор происходят невероятные чудеса! Новый председатель Хотин...

Автор: Светлана Исаченко

Все сказки связаны с лесом. Там до сих пор происходят невероятные чудеса! Новый председатель Хотинской райгосадминистрации Виктор Гончар решил разгадать тайну современных повествований о сказочной нищете буковинских гослесхозов. В частности, Хотинского лесного хозяйства, которое, имея в своем распоряжении бесчисленные природные богатства, кажется беднее церковной мыши. Вплоть до того, что государство каждый год вынуждено выделять ему немалые народные средства для поддержания. В прошлом году предприятие получило из государственного бюджета 1 млн. 13,1 тыс. грн. на ведение лесного хозяйства и 1 млн. 650 тыс. — на строительство лесных дорог. В этом году запланирована еще большая сумма.

Наделенный полномочиями государственного контроля за состоянием финансовой дисциплины, выполнением контрактов и обязательств перед бюджетом размещенных на его территории государственных предприятий районный орган исполнительной власти проанализировал прошлогоднюю финансово-хозяйственную деятельность ГП «Хотинский лесхоз» и пришел в ужас от увиденного. Имея отрицательную рентабельность, 153,8 тыс. грн. долга перед Государственным бюджетом по уплате налогов и обязательных платежей, а также 2997,6 тыс. грн. дебиторско-кредиторской задолженности, стабильно ежегодно почти на четверть миллиона гривен ухудшая свои финансовые результаты, предприятие щедро кредитует частные фирмы, разрабатывающие и скупающие у него лес, да к тому же продает древесину по цене на 20% ниже стоимости ее заготовки.

Райгосадминистрация обратилась в областное управление лесного хозяйства с просьбой рассмотреть полученную ее экономистами информацию и принять срочные меры относительно улучшения ситуации на ГП «Хотинский лесхоз». Что тут началось! Вся лесная рать встала на защиту своих коллег из Хотина: под угрозой вывода из «тени» оказались немалые суммы, а главное — под корень рубился миф о бедных лесовиках. Директор лесхоза Иван Качан, депутат областного совета, на недавней сессии представительского органа власти заявил о рейдерской атаке на вверенное ему предприятие, которым он неизменно руководит более десяти лет, со стороны отдельных политических сил, по его мнению, под видом проверки финансово-хозяйственной деятельности лесхоза пытающихся сместить его с управленческого кресла (а заодно и его родственников от должностей заместителя директора и главного финансиста). Сессия направила соответствующее обращение в Верховную Раду, Кабмин и президенту, создав специальную комиссию с целью разобраться по сути в ситуации с хотинским лесом.

Ситуация весьма плачевна. Жаль, что облсовет заинтересовался ею только теперь, после тревожного «звонка» райгосадминистрации. Прошлый год предприятие закончило с убытками почти в
800 тыс. грн., хотя в годовом отчете указано всего 196 тыс. Остальное скрыто в фонде стоимости основных средств. Как уверяет Иван Качан, лесхоз никак не может быть прибыльным, поскольку в его лесосечном фонде только 25% деловой древесины. А на дровах, дескать, особо не разбогатеешь. Возможно, комиссия облсовета во время контрольного перерасчета внесет коррективы в сортиментную структуру отведенного в рубку леса, — такие пропорции вызывают большие сомнения не только у специалистов, давно призывающих проверить достоверность данных лесоотвода. Тем более что Хотинский лесхоз, как никакой другой на Буковине, «сидит» на ценных породах дуба, бука, ясеня, черешни.

Казалось бы, за таким малым, как кот наплакал, количеством деловой древесины руководство лесхоза должно было вести особо жесткий контроль и установить выгодные для предприятия условия реализации. Сейчас ее продают в основном всю вместе с верхнего склада, хотя следовало бы с нижнего, где есть специалисты и технические возможности рационального раскряживания хлыстов и выбора высококачественных сортиментов. Реализация через торги, а не как теперь — через прямые сомнительные контракты, фансырья и пыловника ценных пород, бесспорно, существенным образом улучшили бы финансовое состояние лесхоза. Как и экономия на транспортных затратах. Замена высокозатратных ЗИЛов на современные тягачи позволила бы экономить 30 грн. только на топливно-смазочных материалах при заготовке одного кубометра лесопродукции. Сколько выиграло бы предприятие от снижения административных затрат, идущих на содержание водителей для каждого из четырех заместителей директора, а также на использование руководителями лесхоза служебного транспорта для поездок в выходные и в рабочие дни в личных целях, просчитать трудно: документально, ясное дело, эти поездки нигде не зафиксированы.

К сожалению, такое впечатление, что хозяев лесхоза больше беспокоит экономия средств своим бизнесам-партнерам. В прошлом году, как свидетельствуют документы, одной из частных фирм лесхоз продал 21 тыс. м3 древесины за
3 млн. 864 тыс. грн., тогда как ее себестоимость — 5 млн. 754 тис. грн. Дельту, надо понимать, покрыли за счет трудового коллектива лесохозяйственного предприятия.

Естественно, есть смысл в объяснениях его руководителей, что цену на продукцию лесозаготовок диктует рынок, и лучше реализовать древесину пусть и по ценам чуть ли не вдвое ниже себестоимости, чем ждать, пока она сгниет на складе. Это если бы действительно был свободный и прозрачный рынок лесосырья. Но ни для кого не секрет, что все решают кулуарные договоренности. Возможно, директор убыточного лесхоза господин Качан не знал, что завод по производству ДСП из с. Брошнев на соседней Франковщине был готов выкупить у буковинских лесоводов всю дровяную древесину по цене, которая бы принесла хотинчанам не убытки, а рентабельность. Но это — личные проблемы директора.

В конце концов, имея такое невероятное количество дров, следовало бы запустить (своими силами или с привлечением инвестиций — есть желающие) Новоселицкий деревоперерабатывающий цех, принадлежащий лесхозу и давно простаивающий без работы, для переработки технической древесины, к примеру, на топливные брикеты, пользующиеся большим спросом. Похоже, кому-то выгоднее торговать дровами по более чем странным контрактам, чем перерабатывать их с выгодой для государственного лесохозяйственного предприятия.

Не меньше вопросов с привлечением на условиях подряда фирм для разработки лесосек. Вообще сегодня ни одно предприятие системы Госкомлесхоза страны, ведущее промышленное лесное хозяйство, не в состоянии без посторонней помощи заготовить выделенный ему государством лес. Хотинское — не исключение. Тем не менее критерием при заключении договоров с лесозаготовительными фирмами является отнюдь не самое низкое ценовое предложение. Кому-то за заготовку одного кубометра древесины платят 57 грн., кому-то — 40. Если пересчитать разницу в этих тарифах со всех разработанных в прошлом году лесосек, получится немалая сумма — 121,6 тыс. грн., разумеется, в «минус» сказочно бедному лесхозу.

Несмотря на свою «нищету», Хотинский лесхоз налево и направо разбрасывает не только древесину, но и недвижимость неслыханной красоты и стоимости. Всем бывшим и нынешним руководителям Буковины известен так называемый фазанный домик в урочище Холодный Яр, где устраивали приемы высоких гостей. Похоже, теперь не будут устраивать. Двухэтажный охотничий домик, находившийся на балансе лесхоза, вместе с 25 сотками земли и двумя зарыбленными карпом озерами пошел под приватизацию как жилой. Кто и на каких условиях должен быть его счастливым хозяином, также, наверное, выяснит комиссия облсовета.

Начальник областного управления лесного хозяйства Василий Воробчук искренне признается, что ситуация в Хотинском лесхозе ему хорошо известна.

— Я первым как руководитель управления отреагировал на неудовлетворительное состояние Хотинского лесхоза еще несколько месяцев назад, — говорит Василий Дмитриевич. — В результате лесхоз был разделен на два отдельных хозяйства — Сокирянское и Хотинское — для большей управленческой мобильности. Надеюсь, это положительно скажется на его финансовых показателях.