UA / RU
Поддержать ZN.ua

«СЕЗОН ТИШИНЫ» СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОТРАССЫ НА УЧАСТКЕ ОДЕССА — РЕНИ НАЧАЛОСЬ СО СКАНДАЛА

Маленький участок трассы, ставший причиной нынешнего конфликта между дорожниками и экологами, доставлял массу неприятностей на протяжении многих лет...

Автор: Нина Перстнёва
Каравайки — редчайшие птицы Европы — в Красной книге Украины

Маленький участок трассы, ставший причиной нынешнего конфликта между дорожниками и экологами, доставлял массу неприятностей на протяжении многих лет. Его построили вдоль русла Днестра таким бездумным образом, что отрезали реку от прилиманных плавней. В итоге до сих пор страдают плавни, лишившиеся живительной влаги, а заодно и сельское хозяйство — от наводнения во время паводков. Но с тех пор как появились границы между бывшими братскими республиками, этот восьмикилометровый участочек трассы Одесса — Рени превратился в межгосударственную проблему. Соединяя областной центр с южными районами Одесщины, он проходит по территории Молдавии. Можете себе представить, что испытывают наши автомобилисты, дважды пересекая границу и таможню? И во что им обходится такая езда? А области и стране в целом?

В прошлом году машины, везшие опоры в пострадавшие от обледенения северные районы области, простояли на границе много часов. Этот факт, как говорят чиновники, стал последней каплей, переполнившей чашу добрососедского терпения. Президент Украины после посещения в конце декабря Одесской области сразу же по возращении в столицу поручил Минтрансу обеспечить строительство восьмикилометрового участка трассы Одесса — Рени в обход Молдавии. Срок — до 1 июля 2001 г. Однако дело в том, что новая дорога должна пройти через Днестровские плавни — природный заповедник, охраняемый международными конвенциями. А если учесть, что это болото, то можно представить, в какую кругленькую сумму обойдется строительство. Но в том-то вся и беда, что данные вопросы для дорожников, бросившихся исполнять президентское поручение, равно как и для чиновников, являются третьестепенными.

Строительство дороги они начали, не имея результатов геологических изысканий, технико-экономического обоснования, оценки воздействия на окружающую среду, то есть без готового рабочего проекта и результатов экологической экспертизы. Иначе как пренебрежением к природоохранному законодательству данный факт расценить нельзя — в последние годы, к сожалению, такое отношение становится нормой.

Как только стало известно о строительстве трассы через Днестровские плавни, этот объект оказался под пристальным вниманием экологов. Еще не имея на руках рабочего проекта, чтобы подвергнуть его общественной экспертизе, они вдруг узнали: в начале и в конце будущей трассы уже орудует большегрузная техника. На участке в районе с.Удобное снят слой чернозема, скальпированы склоны с уникальной растительностью, возле с. Маяки засыпается жерствой ценнейший заливной луг. Экологи подняли шум. Подключились и молдавские экологические организации. Заместитель губернатора области дал команду приостановить работы.

Это было 8 мая, но уже после праздников руководитель фонда «Природное наследие» Иван Русев решил выехать на место и посмотреть, как выполняются обещания. И увидел все ту же безрадостную картину — грузовики продолжали засыпать пойменный луг. Чтобы преградить им дорогу, он поставил на спуске к лугу свои «Жигули», и это сработало. На следующий день машины уже встречала группа пикетчиков — члены ряда общественных организаций. Так продолжалось несколько дней.

15 мая районная инспекция Управления экологии и природных ресурсов в Одесской области направила предписание заказчику строительства — Администрации автомобильных дорог в Одесской области с требованием прекратить работы до получения положительной экологической экспертизы. Правда, сами дорожники с такой постановкой вопроса никак соглашаться не хотели. И бросились в управление за разрешением на проведение экспериментальных работ, но им отказали на том основании, что данные работы — не что иное, как строительство и без государственной экологической экспертизы вестись не могут. К тому же в дельте Днестра наступил «сезон тишины» — период массового воспроизводства редких водно-болотных птиц, занесенных в Красную книгу, нерест промысловой рыбы, размножение лягушек, ужей, черепах, который длится до конца июля. А посему не только хозяйственная деятельность, но и доступ людей в этот репродуктивный период в дельту Днестра ограничен. Об этом и чиновникам, и дорожникам напомнили ученые Одесского национального университета.

О том, что представляет собой дельта Днестра — уникальная экосистема, экологи пытались втолковать чиновникам. О том, что это — тростниковые заросли, плавневый лес, пойменные луга и озера, пресноводные ветланды с многочисленными каналами, благодаря которым выживает растительный и животный мир. Что именно здесь кормится и отдыхают во время миграций десятки тысяч птиц — около трехсот видов. В их числе такие редкие, как каравайка, колпица и желтая цапля, занесенные в Красную книгу. Кстати, дорожники, когда вторглись своими машинами в птичьи владения, могли наблюдать красивое зрелище — стаю цаплей, опустившихся на землю неподалеку от них. Потом экологи шутили: они устроили пикет на 51-м км, а цапли на 60-м.

Словом, дельта Днестра — богатейшая экосистема, провозглашенная украинским парламентом как водно-болотные угодья, имеющие международное значение. Они охраняются Рамсарской конвенцией и рядом других. А центральная ее часть (7,6 тыс. га) — заповедное урочище «Днестровские плавни», через которые и должна пройти трасса. Кстати, остальная часть дельты Днестра рассматривается как национальный природный парк Украины. Как полагают экологи, в ближайшее время Президент страны должен подписать указ о его создании. И его поручение строить дорогу через заповедные плавни не означает строить грубо, бездумно и без оглядки на природу.

Более того, экологи ведь в принципе не выступали против строительства трассы. Напротив, они считали, что с помощью этого объекта можно будет возродить весь плавневый массив дельты Днестра, пострадавший из-за все того же участка трассы Одесса — Рени (точнее Ростов — Рени), построенного в конце 70-х. Эта дорога перекрыла 26 естественных протоков, соединяющих реку с плавнями. В итоге 80 % ценных лугов превратились в сплошные тростниковые массивы, что привело к резкому сокращению численности редких видов птиц. Остался небольшой участок луга, и теперь дорожники намеревались его засыпать.

— Мы направили ряд своих предложений о том, как не навредить природе, — говорит эксперт по водно-болотным угодьям, кандидат биологических наук Иван Русев. — Мы согласны, что можно пожертвовать частью плавней, но оживить огромную экосистему. Но для этого необходимо построить несколько водопропускных сооружений, мостов, обустроить специальные экологические коридоры для животных. Мы не знаем, учтены ли наши условия проектантами. Судя по тому, что строители стали засыпать луг, где должна была пройти эстакада, вряд ли учтены.

У дорожников сегодня одна головная боль — сжатые сроки. Это и есть их главный аргумент в споре с экологами. Дело в том, что поручение Президента «обеспечить строительство дороги» к 1 июля они восприняли как беспрекословное «построить» и бросились в срочном порядке его выполнять. При этом они ссылаются на кабминовский документ, якобы разрешающий им вести работы. Хотя это всего лишь бумага за подписью бывшего вице-премьера Еханурова, где сказано — «учитывая изложенные обстоятельства, согласится». Но вопрос с чем?

Обстоятельства, о которых идет речь, изложены в письме председателя Укравтодора г-на Герасимчука, датированном 5 мая с. г.: «Учитывая, что с мая по сентябрь уровень воды Днестровских плавней минимальный и позволяет выполнять строительные работы с минимальным влиянием на окружающую среду, и в связи со сжатыми сроками строительства просим разрешить разработку рабочей документации и открытие финансирование строительства до утверждения проектно-сметной документации на стадии «Проект». Заметьте, разрешить ввиду того, что это самый благоприятный для природы период. Хотя на самом деле самый вредный — ведь это период «сезона тишины».

Что касается сроков строительства, то имеется еще один документ, на который ссылаются дорожники. Это решение Кабмина, принятое в сентябре прошлого года, то есть еще до поездки Леонида Кучмы в Одессу. В нем говорится: Минтрансу совместно с Одесской облгосадминистрацией разработать проект, а Минфину внести предложения по финансированию строительства в проекты госбюджетов на 2002-2005 годы. Да и сами дорожники в письме на имя премьер-министра сообщали, что срок сооружения подобных объектов в таких сложных условиях 30-36 месяцев. Но вопрос не только в сроках, а и в деньгах. В этом году они попросили выделить им 2 млн. грн. И около 500 тыс. уже получили. Ориентировочная же стоимость объекта 75 млн. грн. Ранее называлась сумма в 100 млн. Что будет в итоге, учитывая чрезвычайную степень сложности объекта, можно только гадать. В связи с этим возникает вопрос — а стоит ли тратить такие деньги?

Нет сомнения, что данный объект является стратегически важным для Украины. Но то, что ему нет альтернативы, не совсем верно. Украина, как видно из некоторых документов, не теряет надежды получить в свою собственность восьмикилометровый участок трассы Одесса — Рени в районе молдавского с. Паланка, давно являющийся предметом торга между двумя государствами. И ведет переговорный процесс по урегулированию данной проблемы. Как известно, Украина должна была передать Молдавии часть своей территории в районе с.Джурджулешты под строительство нефтетерминала, а Молдавия отдать в собственность Украины участок трассы в районе с. Паланка. Украинская сторона согласилась выполнить свои обещания, молдавская — нет.

Естественно, общественность сегодня вновь поднимает эту проблему и требует от политиков не только возвращения к рассмотрению данного вопроса, но и конкретных результатов. Если стороны договорятся, отпадет необходимость в строительстве новой дороги. Поэтому экологические организации Украины и Молдавии направили свое обращение к президентам двух стран, где указывают на неотложность решения вопроса делимитации границы между двумя государствами в интересах народов и природы двух стран.

В общем, пока усилия экологов увенчались тем, что дорожники приостановили работы. Однако надолго ли? Власти уверяют, что до окончания «сезона тишины».