По данным Европейского экологического бюро, только в 1998 году в Европе скопилось 6 миллионов тонн устаревшей техники, и с тех пор этот показатель ежегодно увеличивался на 4 процента — в три раза быстрее, чем общий объем муниципального мусора. Пока еще речь идет не только о компьютерах, но и о старых телевизорах, холодильниках и стереосистемах. Однако именно компьютеры устаревают со столь устрашающей быстротой, что в ЕС эту проблему вынуждены решать уже в законодательном порядке, возложив ответственность за утилизацию устаревшей техники на ее производителей (или импортеров). Тем более что электронные устройства содержат весьма токсичные соединения, которые, попадая в окружающую среду, создают серьезную опасность для жизни людей.
Так, например, 22 процента ртути, добываемой ежегодно во всем мире, идет именно на нужды электронной промышленности и, в частности, содержится в мобильных телефонах. Кадмий, являющийся канцерогеном, используется практически во всех полупроводниковых устройствах. Свинец, особо токсичный по отношению к нервной системе, присутствует в аккумуляторах и экранах мониторов. По мере разложения защитных покрытий из электронных устройств в окружающую среду выделяется диоксин и другие высокотоксичные соединения. На данный момент лишь три европейские страны — Швейцария, Норвегия и Голландия — создали официальные консорциумы, регулирующие утилизацию всего этого электронного хлама. И вот в недрах ЕС зародилась идея введения подушевых квот на переработку электронного утиля — всего того, что когда-то имело штепсель или батарейку. Еврокомиссия предлагает установить такую квоту в размере 4 килограмм на душу населения в год, а Европарламент настаивает на 6 килограммах.
Предполагается, что этот законопроект примут лишь в следующем году. Собственно к утилизации электротехники европейские страны приступят с 2006 или даже 2008 года. По прогнозам расходы на утилизацию в масштабах всей Западной Европы составят 5,4—6,7 миллиарда долларов ежегодно.
Крупные производители достаточно благожелательно встретили эту инициативу и даже пообещали, что подобные расходы не слишком скажутся на розничных ценах — электротехника в результате подорожает максимум на пять процентов. Более того, некоторые крупные фирмы уже добровольно взялись за решение проблемы утилизации. Например, Fujitsu Siemens уже построила в Германии перерабатывающий завод общей площадью 8 тыс. квадратных метров, на котором в год перерабатывается 193 тыс. клавиатур, мониторов, принтеров и прочей устаревшей техники. 90 процентов всех материалов направляются на повторное использование, и завод даже получает прибыль.
И еще один момент делает этот проект в глазах европейского обывателя более привлекательным. Заводы по переработке, службы доставки, центры сборки потребуют огромного количества рабочих рук. А любой проект, который обещает создание в Западной Европе новых рабочих мест, заранее обречен на успех. Вот только как бы нас не захлестнуло цунами устаревшей техники, которая может хлынуть на нас с Запада под видом гуманитарной помощи.