Перспективы, которые открывают перед человечеством новейшие достижения в области биотехнологий, никого не оставляют равнодушными. Одни приходят в ужас при мысли о секретных лабораториях, в которых будут создаваться трансгенные мутанты или просто разрабатываться методы манипулирования не только существующим человечеством, но и его последующими поколениями. А другие с надеждой ждут того часа, когда при помощи методов генной инженерии можно будет вырастить «в пробирке» орган, идентичный вышедшему из строя, исцелить тяжело больных, предотвратить проявление страшных заболеваний, связанных с наследственностью. А решать гамлетовский вопрос, запрещать или же нет различные эксперименты над генетическим кодом человека и животных, приходится непосредственно правительствам. Правда, иногда этот вопрос выносится на общенациональный референдум. Так, например, поступила Швейцария.
Идея провести подобный референдум принадлежит общественной организации с длинным названием «Инициатива за защиту жизни и среды обитания от генетического манипулирования». Хотя в Швейцарии это движение известно просто как Инициатива за генетическую защиту. Согласно швейцарской Конституции, проведение референдума возможно в том случае, если на его необходимости будет настаивать не менее 100 000 граждан Швейцарии. Инициативная группа начала собирать подписи 12 мая 1992 года и к 25 октября 1993 года собрала
111 000 подписей. После этого начался период организационной подготовки к референдуму, который состоялся 7 июня 1997 года. Однако за это время отношение швейцарцев к этой проблеме изменилось коренным образом.
Так, если еще 2,5 года назад 62 процента опрошенных высказывались за наложение категорического запрета на эксперименты по генной инженерии и только 25 процентов высказывались в поддержку, то референдум показал, что количество противников сократилось до 33 процентов, тогда как количество сторонников возросло до 39. В целом большинством (2 против 1) было принято решение НЕ накладывать запрет на эксперименты над генами, но разработать надежную систему строгих ограничений.
При этом характерно, что против выведения трансгенных животных высказалось 82 процента голосовавших, а возможность манипулирования человеческими генами допускают 66 процентов. Правда, все это должно осуществляться под строгим контролем общественности и все результаты подобных научных экспериментов должны регулярно публиковаться в прессе, причем без всякой научной зауми, а с использованием простого, понятного всем языка.