UA / RU
Поддержать ZN.ua

РАВНЯЕТСЯ ОДНОМУ ЗАНЗИБАРУ

Речь идет об общей украинской территории, занятой мусорными свалками. Другими словами, мы спокойно можем завалить своими отходами целое государство, упомянутое в названии, пусть и небольшое - площадью 160 тыс...

Автор: Елена Мащенко

Речь идет об общей украинской территории, занятой мусорными свалками. Другими словами, мы спокойно можем завалить своими отходами целое государство, упомянутое в названии, пусть и небольшое - площадью 160 тыс. га. Согласно официальным данным, ежегодно из общего оборота плодородных украинских земель изымается 3,6 тыс. га именно для подобного использования... Хотя и эта немалая цифра представляется заниженной, ведь согласно справке о состоянии, заготовке и переработке вторичного сырья в Украине, подготовленной на рассмотрение Кабинета министров, еще год назад площадь земель, занятых отходами, составляла 130 тыс. га (см. «ЗН» от 27.06.97).

О сборе, хранении и утилизации отходов, а также всем спектре правовых, экономических, экологических и социальных проблем, с этим связанных, шел разговор на состоявшемся недавно в Киеве семинаре-совещании под несколько официозным названием: «Взаимодействие центральных и местных органов законодательной и исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики и проведения практических мероприятий в сфере обращения с отходами». По словам министра окружающей среды и ядерной безопасности Василия Шевчука, подобный форум в последний раз проходил в 1977 году. Действительно, в семинаре принимали участие представители практически всех областей Украины, администрации Президента, Верховной Рады, Кабмина, Минпромполитики, Министерства экономики, Министерства по чрезвычайным ситуациям, различных партийных и общественных экологических организаций. Ведущие специалисты в этой области разработали проекты «Программы обращения с непригодными к использованию пестицидами» и «Государственной программы обращения с токсичными отходами», которые находятся на рассмотрении в Верховной Раде. Еще существует «Программа использования отходов производства и потребления на период до 2005 года» и, наконец, Закон Украины «Об отходах», принятый Верховной Радой 5 марта 1998 года. То есть о государственной политике как таковой говорить уже можно. Отчего же положение с каждым днем становится все хуже?

В 1977 году утилизировалось до 15% отходов, сейчас же этот процент намного снизился. Можно ли объяснить это лишь отсутствием единого централизованного плана и переходом в новые условия, считающиеся рыночными?

- Когда в 1995 году произошла крупнейшая авария на очистных сооружениях в Харькове, - рассказывает Василий Шевчук, - туда вылетела правительственная комиссия. То, что мы увидели на берегах рек, куда сбрасывались неочищенные стоки, просто повергло нас в ужас. И я убежден, что в данном случае не нужно было ни специальных государственных программ, ни особого финансирования, а просто поддержание элементарного порядка на уровне местных властей. Необходима законодательная база, по которой наши инспекторы смогли бы заставить любое промышленное предприятие навести порядок на своей территории.

В прошлом году платежи за природоиспользование составили сумму 1,329 млрд. грн., которая поступила в бюджеты всех уровней. На проведение природоохранных мероприятий пошло менее 40 млн. грн. За шесть месяцев текущего года в местные бюджеты поступила лишь половина запланированной суммы, но и эти деньги зачастую используются не по назначению, а то и вовсе исчезают. Лишь в одной области Украины - Николаевской - сформирован специальный отдел охраны окружающей среды и ядерной безопасности. Проекты соответственных положений разработаны, утверждены, но дальше дело не идет. Понимаю, что не все зависит от местных бюджетов, поэтому Министерство финансов должно разработать четкие нормативы отчислений.

Особо острая ситуация сегодня с самими фондами охраны окружающей среды. Министерство финансов подготовило, а Министерство экономики одобрило проект постановления о ликвидации этих фондов вообще. Если это случится, Украина станет первой из всех стран СНГ, где подобная структура будет уничтожена. Я решительно выступаю против принятия подобного постановления. В связи с этим мне вспомнилась такая история. Когда-то проходило совместное заседание Политбюро ЦК КПСС и АН СССР, посвященное лишению звания академика Сахарова за антисоветскую деятельность. Кто-то поинтересовался, был ли такой прецедент в истории. Решили обратиться к старейшине, академику Капице. «Да, такой прецедент был, - сказал Капица. - Когда Гитлер пришел к власти, он лишил звания академика Эйнштейна».

Интересные данные привел Валерий Кухарь, председатель комиссии по ядерно-экологической безопасности при Президенте Украины. Оказывается, на сегодняшний день в Украине накопилось около 25 млрд. тонн отходов. И хотя, начиная с 1993 года, промышленность находится в упадке, количество отходов неуклонно растет. То же происходит и с энергоносителями: производство падает, а количество потребляемой энергии увеличивается. Мы тратим в 6-8 раз больше энергии на единицу продукта, чем во всем мире.

- Это хищническое расходование наших богатств, - считает Валерий Павлович. - Мы сами создаем искусственные кладбища, где похоронено, по оценкам различных экспертов, несколько тысяч тонн золота, вольфрама и других ценных элементов. С чего и как начинать работу? Во-первых, необходима инвентаризация и паспортизация отходов. Нужно научиться их считать, оценивать качество, определять токсичность или полезность. Без подобного экологического аудита все последующие шаги не имеют смысла. Во-вторых, нужно создавать пункты хранения отходов. Если раньше в США, Великобритании, Германии и других цивилизованных странах собирались создавать общегосударственные хранилища, то сейчас в тех же США каждый штат занимается этим самостоятельно. Причем очень активно развивается частный сектор переработки вторичного сырья. Таким образом, определились две тенденции подобной мировой практики: переработка мусора непосредственно производителем и образование частных или акционерных предприятий по переработке. Для всего этого необходимы экономические рычаги, прежде всего на региональных уровнях. Уменьшать налоги для предприятий, работающих экологически чисто, и наоборот. К сожалению, опыт Европы, где все отходы сортируются, сегодня не может быть у нас применен.

В общем, семинар-совещание указало на недостатки, «дало установку» регионам на самостоятельную работу, обратилось с рекомендациями к десятку министерств и ведомств, Верховной Раде и Кабинету министров. Хочется выразить надежду, что это не останется на уровне бумажных резолюций.