Устойчивое развитие общества, в соответствии с концепцией, принятой мировым сообществом, — это развитие, при котором обеспечивается гармоничное взаимодействие общества и природы. Плюс удовлетворение потребностей нынешних поколений не должно ставить под угрозу возможности потомков удовлетворять свои потребности. Устойчивое развитие в Закарпатской области признано как стратегический ориентир. Но не много ли в этом провозглашении декларативного?
Устойчивое развитие нашей горной области можно обеспечить только на базе лесных ресурсов. А леса Карпат имеют не только региональное, но и международное значение. С одной стороны, они играют далеко не последнюю роль в формировании климата Средней Европы и режима бассейнов рек Тиса и Прут. С другой, их влияние на экономическое, социальное и культурное развитие нашего региона — наибольшее.
Известно, что за последние десятилетия в области вследствие неотрегулированных рубок главного пользования значительно понизилась лесистость. Имею в виду перерубки (вдвое-втрое больше расчетной лесосеки), повлекшие прореживание лесостанов, нарушение структуры зеленых насаждений, залеснение лесосек монокультурой ели и тому подобное. В драматическом положении оказалось зеленое богатство области после реструктуризации комплексных предприятий — лесокомбинатов и создания гослесхозов. Неизвестно, как последние «добились» права на рубки главного пользования, ведь именно они — одна из главных причин вакханалии в лесах Гослесфонда.
Все гослесхозы основное внимание уделяют рубкам главного пользования. Иностранные фирмы, допущенные к лесозаготовкам, осуществляют хищнические сплошные и концентрированные рубки, пользуясь мощной техникой, разрушают почву, препятствуют естественному возобновлению леса. Рубки же ухода проводятся не в полной мере или являются формальностью. Результат: очень низкое качество восстановления леса на вырубках, незалесненность значительных площадей вырубок или превалирования на них монокультур ели, даже в зоне насаждений бука (например, в Загатянском и некоторых других гослесхозах). При рубках главного пользования вырубаются и леса первой группы (в бассейнах речек, придолинные), в значительной степени выполняющие водоохранную и почвозащитную функции.
Природа уже дважды — в 1998 и 2001 годах — сурово наказала нас за грубое нарушение ее законов. Катастрофические наводнения нанесли народному хозяйству миллиардные (а не миллионные, как отмечалось в официальных отчетах) убытки и привели к человеческим жертвам. К сожалению, как Госкомитет лесного хозяйства, так и его областное управление не воспринимают всерьез эти предостережения природы, пытаясь дезориентировать население области: дескать, эти катаклизмы — результат непривычных метеорологических условий. Странным кажется и то, что некоторые ученые из Института горного лесоводства и Института экологии НАН Украины содействуют завуалированию истинных причин упомянутых выше наводнений, которыми являются сплошные и концентрированные рубки буковых и хвойных лесов в горных гослесхозах. Я уже неоднократно подчеркивал: кто хочет понять настоящие причины катастрофических наводнений в области, пусть ознакомится с тем, какой была экологическая ситуация в буковых первобытных лесах во времена не менее масштабных наводнений в Угольско-Тисовом и Широколужанском массивах Карпатского биосферного заповедника. Там не обнаружено каких бы то ни было (!) следов катастроф. В то же время в километре от вышеупомянутых массивов, в бассейне р.Теребли, есть следы разрушительного действия селевых потоков, развивающихся в верховьях реки, где провели сплошную вырубку лесов.
О подобных случаях пишет и профессор С.Поп в недавно вышедшей книге «Природні ресурси Закарпаття». В частности он отмечает: лесоводы пытаются замалчивать значительные упущения в своей деятельности, приведшие к изменениям ландшафтов, структуры почв, экологических функций лесов. Легче всего, констатирует ученый, все списать на губительное влияние глобальных процессов (потепление, изменение солнечной активности, период высокой водности и тому подобное). Автор «Природних ресурсів…» обращает внимание и на весьма интересный факт: максимальное суточное количество атмосферных осадков 25—30 декабря 1947 года составляло 346 мм (296 мм в 2001 году и 250 мм в 1998 году). Однако тогда водорегуляторные функции лесов Закарпатья смогли уменьшить скорость поверхностных стоков воды. Поэтому в 1947 году не было катастрофических наводнений такой силы, как в 1998-м и
2001-м.
Во всех семнадцати гослесхозах области наблюдается своеобразное соцсоревнование: кто своей повседневной деятельностью более всего нарушит природоохранное законодательство. Для примера возьму хотя бы наш Ужгородский гослесхоз, много лет возглавляемый заслуженным лесоводом господином Костивом. Интересно, за что Иван Васильевич стал заслуженным? Возможно, за то, что в течение десяти лет вырубил и вывез за границу дикие черешни, яворы, столетние дубы и некоторые другие породы (даже в урочище «Дубки» и в зеленой зоне с.Невицком), провел сплошные рубки буковых первобытных лесов в некоторых массивах бассейна речки Уж, даже над самым Ужом?..
В средствах массовой информации и на научных конференциях уже обосновывалась необходимость реструктуризации, своеобразной ремодернизации нынешних гослесхозов: возвращение к структурам, существовавшим в советские времена, а сейчас функционирующим и в европейских странах. То есть у лесов гослесфонда должно быть два хозяина — Гослесхоз, который бы выращивал, ухаживал за лесами и охранял их, и Министерство лесной промышленности, занимающееся вырубкой и переработкой древесины.
Еще в 80-е годы прошлого века научные сотрудники, специалисты, практики разработали стратегию рекреационно-туристического развития нашей области. В прошлом году сессия облсовета подтвердила: это направление — приоритетное и одобрила концепцию устойчивого развития нашей области. К сожалению, в этой концепции очень мало внимания уделено сбалансированному развитию лесного комплекса Закарпатья.
Отмечу также неэффективность, даже вредность самопроверок, которые уже более 12 лет практикуются Госкомитетом лесного хозяйства Украины и управлением лесного хозяйства нашей области. Несмотря на то что нынешнее руководство управления экологии и природных ресурсов Закарпатской области стало уделять больше внимания контролю за деятельностью гослесхозов, остается актуальным создание независимой государственной инспекции лесов. Именно она могла бы объективно оценить современное состояние зеленого богатства области, контролировать выполнение гослесхозами закона «Об охране природы Закарпатья», положений о ведении лесного хозяйства и лесоэксплуатации в горах.
Не сомневаюсь: со временем для развития национальной деревообрабатывающей промышленности будет не хватать древесины. Нам придется увеличивать объемы ее закупки за границей. Нам не станут отдавать ее за бесценок, как это делает сегодня наш Госкомитет лесного хозяйства. Кроме этого, следует помнить: леса Украинских Карпат играют исключительную роль в поддержке экологической стабильности многих стран Европы, влияют на планетарные климатические процессы. Позволю себе процитировать один из абзацев «Конвенции об охране окружающей среды Карпат», подписанной в мае нынешнего года правительствами Чехии, Венгрии, Польши, Румынии, Словакии и Украины: «…Карпатский регион является природным наследием выдающейся красоты и экологической ценности, важным центром биоразнообразия, главным водосбором больших рек, средой существования и приютом для многих видов растений и животных, которые находятся под угрозой исчезновения, и наибольшей в Европе территорией с нетронутыми первобытными лесами...»
«Международная конвенция об охране природы Карпат» принята, давно принят «Закон об охране природы Украины», а в жизни как в той басне: «...А Васька слушает да ест...»: потоки лесовозов днем и ночью вывозят за бесценок сырье-кругляк за границу. Экономика области от этого не процветает, а Карпаты продолжают лысеть. До каких пор это будет продолжаться? Пока склоны вершин не превратятся в каменистые пустыни?..