UA / RU
Поддержать ZN.ua

Предупрежден — значит, спасен

Каждый год нашу планету сотрясают как минимум два масштабных стихийных бедствия. Мир до сих пор не может прийти в себя после трагедии в Новом Орлеане...

Автор: Алина Бажал

Каждый год нашу планету сотрясают как минимум два масштабных стихийных бедствия. Мир до сих пор не может прийти в себя после трагедии в Новом Орлеане. А в прошлом году от стихийных бедствий пострадали 146 миллионов человек, 250 тысяч погибли. И большинство из них ­— вследствие разрушительного цунами в Индийском океане.
Но вот что интересно. В декабре 2004 года в распоряжении сейсмологов Тихоокеанского региона была самая точная информация о надвигающемся на Юго-Восточную Азию цунами. Но предупредить людей в зоне приближающегося бедствия они не смогли. Результат — сотни тысяч жертв.
А вот на Кубе смертность из-за ураганов гораздо ниже, чем в соседних странах. В прошлом году во время урагана «Иван» с побережья было эвакуировано 2 млн. человек, не погиб ни один. А все потому, что местные СМИ за 72 часа до бедствия получают предупреждения от метеорологов и оповещают местных жителей всеми возможными способами. Государственные органы постоянно поддерживают связь с подверженными риску районами. Ну, а люди времени не теряют: где укрыться и что с собой взять, им известно из обязательного курса поведения во время ураганов, который читается в каждой школе. А сама эвакуация отрепетирована на ежегодной учебной тренировке.
Два этих примера заставляют задуматься о том, какую роль могут сыграть в кризисных ситуациях коммуникационные технологии. По словам Маркку Нискала, генерального секретаря Международной федерации Красного Креста и Красного Полумесяца, точная и своевременная информация может стать единственной формой подготовленности к катастрофе, которую могут себе позволить люди, подверженные риску.
Украинцы также могут подписаться под этими словами. Никогда не забудется чернобыльская трагедия и то, к чему привело утаивание от людей правдивых сведений о катастрофе и ее последствиях. Даже если делалось это из благих побуждений — дабы не сеять панику.
Хотя новейшие глобальные катастрофы, к счастью, обошли территорию нашей страны стороной, у нас существуют свои зоны риска. Только на протяжении 2004 года в Украине возникло 317 чрезвычайных ситуаций, сопровождавшихся человеческими жертвами. Это не только плоды разрушительного действия стихии, но и результаты непродуманной человеческой деятельности. Вспомним трагедию на шахте «Краснолиманская», унесшую десятки человеческих жизней, взрывы боеприпасов на военном складе в Новобогдановке. И хотя по результатам статистики количество чрезвычайных ситуаций в нашей стране уменьшается, количество жертв — растет.
Насколько готовы наши спасательные службы к вызовам стихии? Своевременно ли поступает к ним информация о грозящей опасности? Успевают ли они заблаговременно предупредить людей, эвакуировать, обеспечить всем необходимым? Насколько скоординированы усилия разных служб?
К сожалению, в нашей стране пока нет универсальной государственной службы спасения, которая вела бы систематический мониторинг зон риска, координировала работу различных спасательных подразделений, взаимодействовала с местным населением. Помощь людям приходит с разных сторон — от пожарных, военных, «скорой помощи», гуманитарных организаций. В частности, от общества Красного Креста Украины. Благодаря его усилиям вовремя получили гуманитарную и медицинскую помощь пострадавшие от паводков на Закарпатье, Волыни и Ривненщине, бурь в Тернопольской, Ивано-Франковской, Винницкой, Одесской, Хмельницкой областях, аварий на шахтах Луганщины и Донетчины.
На днях в национальных обществах Красного Креста и Красного Полумесяца по всему миру, в том числе и в нашей стране, состоялась презентация Доклада о глобальных катастрофах 2005 года. Основная его тема — роль информации при бедствиях. Этой же проблеме было посвящено заседание круглого стола в Киеве. На нем присутствовали представители Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Международного комитета Красного Креста, Общества Красного Креста Украины, Организации Объединенных Наций, министерств по чрезвычайным ситуациям, здравоохранения и охраны окружающей среды, международных неправительственных организаций и фондов. Украинцы получили возможность научиться чему-то у зарубежных коллег, взглянуть на наши проблемы их глазами, да и своим опытом поделиться.
Джо Лаури, представитель федерации в г. Киеве, коротко резюмировал уроки доклада о глобальных катастрофах. Его главный вывод: самое простое средство для спасения жизни людей — информирование о происходящем. Не зря говорят: предупрежден — значит, вооружен.
Это, конечно, не значит, что нужно воспитывать в массах хроническую паранойю. Однако через средства массовой информации люди должны получать правдивые сведения о состоянии окружающей среды в месте их проживания, возможных опасностях и средствах их избежания.
По мнению Фрэнсиса О’Доннелла, резидента-координатора ООН в нашей стране, украинцы уже сейчас должны обратить внимание на некоторые тревожные тенденции. Это, например, и до сих пор не решенный вопрос со строительством надежного укрытия над четвертым энергоблоком ЧАЭС, и небрежное обращение с токсическими, ядерными отходами, и даже слишком поспешная масштабная застройка без учета особенностей местности, экономия на качественных стройматериалах, сомнительная прочность новых зданий. Жители зон риска должны знать правду об опасностях, грозящих их здоровью и жизни. Ни государственные, ни бизнес-интересы не могут быть оправданием замалчиванию.
Если же беды не избежать, эффективное информационное взаимодействие между гуманитарными организациями, спасательными службами, СМИ и пострадавшим населением поможет рационально спланировать операции по спасению и оказать именно ту помощь, которая необходима. Показательный факт: после цунами в Индийском океане дороги, аэропорты и склады были забиты ненужной гуманитарной помощью, а на улицах Индии лежали кучи ношенной одежды, от которой пострадавшие рыбаки отказывались. А все потому, что, прежде чем отправлять эти вещи, людей даже не потрудились спросить, в чем они на самом деле нуждаются.
Катастрофы уходят с экранов и страниц прессы, забываются, но их последствия продолжают напоминать о себе. Так, по прошествии почти двадцати лет пострадавшие вследствие чернобыльской катастрофы все еще нуждаются в помощи.
За пятнадцать лет своего существования Чернобыльская программа Красного Креста оказала поддержку трем миллионам человек. Более чем 90 тыс. пациентов была оказана социальная и психологическая помощь. 914 тыс. человек были осмотрены передвижными диагностическими лабораториями, треть из них направили в медицинские учреждения для уточнения диагноза и лечения.
Однако на Западе чернобыльская катастрофа переходит в разряд «забытых», оттесненная другими масштабными бедствиями. Это грозит сокращением финансирования программы. Так, для проведения мероприятий в 2006 году было получено только 25% необходимых средств. Поэтому, отметил координатор Чернобыльской программы Николай Нагорный, очень важно вернуть интерес СМИ и доноров к трем пострадавшим странам — Украине, Беларуси и России.