UA / RU
Поддержать ZN.ua

Политэкономия экологии

Скандальная неизбежность была уготовлена внеочередной сессии Запорожского облсовета задолго до начала...

Автор: Владимир Писковый

Скандальная неизбежность была уготовлена внеочередной сессии Запорожского облсовета задолго до начала. Состоявшаяся неделей раньше сессия городского совета лишь подтвердила это предположение. Городским депутатам предложили принять обращение к облсовету о переносе сроков выполнения программы выхода из экологического кризиса. С такой просьбой к городским властям якобы обратились 14 промпредприятий, заявивших о невозможности выполнения мероприятий по улучшению экологической ситуации. По причине, разумеется, уже глобального кризиса.

Попытки ознакомиться с этим документом, увы, оказались безрезультатными. Более того, по словам депутатов, и они его не видели. Может, обращения как такового вообще не существует? Иначе с какой бы стати городской голова Запорожья Евгений Карташов в письме председателю облсовета Александру Нефедову ссылался на мнение уже девяти руководителей промышленных предприятий? Впрочем, официальных подтверждений и этого ходатайства тоже обнаружить не удалось. Единственным легитимным документом остается обнародованное в начале ноября открытое письмо представителей шести предприятий президенту, премьеру, некоторым руководителям органов центральной исполнительной власти, а также председателям обладминистрации, облсовета и городскому голове.

Невольно вспоминается бытовавшая в советские времена практика веерной рассылки жалоб — в местком, партком и прочие инстанции. А если учесть, что среди адресантов коллективного послания к высшим должностным лицам государства — второй зампред правления ОАО и первый зам гендиректора, то ситуация и вовсе смахивает на анекдот: «Знаешь, Витя, Саша слышал от Васи, что Женя хочет у тебя денег занять. — А что же он сам не обратится? — Так, говорит, это ниже его достоинства».

Ставшая камнем преткновения программа охраны окружающей среды, которую областной совет утвердил еще в апреле 2002 года, безусловно, далеко не идеальная. Да только дело в том, что практически все мероприятия, которые промышленники называют невыполнимыми, предложили сами предприятия-загрязнители. Потом с их же подачи облсо­вет сроки выполнения природоох­ранных планов переносил. Неудивительно, что за пять лет дейст­вия программы состояние окружающей среды в Запорожье лучше не стало.

Медики по-прежнему отмечают ухудшение показателей здоровья населения, рост смертности, заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, онкопатологий. Согласно проведенным исследованиям, в основном по причине загрязнения окружающей среды. Особую тревогу вызывает здоровье детей. Врачи говорят уже не об акселерации, а о ретардации — отставании в физическом развитии. Как следствие, для Запорожья характерен процесс старения населения. Например, в 1989 году доля жителей областного центра в возрасте до 20 лет составляла 28,6%, сейчас — 20. Соответственно с 14,9 до 20,3% увеличилась часть горожан старше 60 лет.

В прошлом году областной совет решил покончить с экологическими отсрочками. Пред­приятиям-загрязнителям предъявили штрафные санкции на несколько сотен тысяч, а то и миллионы гривен с перспективой их приумножения в нынешнем году. По словам Е.Карташова, штрафы, которые предприятия будут вынуждены заплатить в случае невыполнения программы, составят более 50 млн. грн. Такие перспективы, да еще и в условиях кризиса, промышленники считают неприемлемыми.

Городской голова Запорожья убежден, что просьбу промышленников необходимо удовлетворить. Однако вопреки всем его стараниям, обращение к облсове­ту сессия не приняла. Карташову пришлось ограничиться персональным обращением к председателю облсовета и предложить депутатам поставить подписи в индивидуальном порядке. Гово­рят, таких нашлось человек 17, хотя аппарат исполкома убеждал и агитировал изо всех сил…

Реакция не заставила себя ждать. Едва закончилась городская сессия, как на официальном сайте облсовета появилось интервью А.Нефедова: «Те предприятия, которые нормально работали в относительно длительный бла­гополучный экономический период, получили прибыли и сверх­прибыли. Сегодня, в условиях кризиса, нужно вложить эти средства в экологическую безопас­ность города и области. Если кто-то пытается спекулировать на ситуации с кризисом, жаловаться на спад производства и прочее, то предупреждаем — у вас ничего не получится! Экологические целевые программы были приняты на сессиях облсовета еще пять лет назад, но до сих пор мы слышим от производственников отговорки и ссылки на массу проблем, которые им постоянно мешают выполнять положения этих программ. На данном этапе, по графику, должна проводиться разработка проектно-сметной документации — это, кстати, не очень большие деньги. Затем придет вре­мя приобретать дорогостоящее обо­рудование. Если кризис к этому времени не пойдет на спад, мы с пониманием отнесемся только к тем предприятиям, которые все это время не прекращали работу над внедрением природоохранных мероприятий. Однако депутаты свою позицию не изменят — сроки графиков переноситься не будут!»

По просьбе корреспондента «ЗН» наметившееся противостояние прокомментировал председатель облгосадминистрации Александр Старух.

— Если в следующем году мы действительно будем иметь 4—6% падения уровня ВВП, то цепляться за то, что написано в программе, абсурдно, — заявил Александр Васильевич, оценив позицию городского головы как абсолютно правильную. — У нас 70% от экологических сборов уходит в государственный бюджет, а 30 — в местный. Мы можем оштрафовать и на миллиард, но деньги у штрафников уйдут, а тут их не добавится.

Как утверждают в горсовете, с 2004 года Запорожье не получило из государственного экофонда ни копейки. Из 3 млн. грн. штрафов, взысканных с предприятий-загрязнителей в этом году, городу досталось всего 50 тыс.

Правда, нелишне учесть, что предназначение штрафных санкций отнюдь не сводится к наполнению бюджета. Поэтому позиция чиновников в отношении экологических проблем, скорее, продиктована сугубо прагматическими соображениями.

По итогам десяти месяцев социально-экономическая ситуация в регионе относительно благополучная. Прирост объема промышленного производства по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 5,1% (это в 2,3 раза больше, чем в среднем по стране), доходы местных бюджетов увеличились на 37%. Тем не менее тревожные симптомы влияния кризиса дают о себе знать. В октябре промышленное производство сократилось почти на четверть, более 80 тыс. человек работают по сокращенным графикам или находятся в вынужденных отпусках. Обеспеченность расходов Пенсионного фонда собственными средствами уменьшилась в области более чем на 11%. Стремительно растут долги по заработной плате. Неизбежные последствия предположить несложно: возникнут проблемы с наполнением местных бюджетов, порождая трудности с финансиро­ванием защищенных отраслей. Яс­но ведь, что за такую динамику вышестоящее начальство спасибо не скажет. Это же не экология, за которую журить не принято.

В подготовленном обладминистрацией проекте плана региональных антикризисных мероприятий предложения об экологической преференции не было. Этот пункт появился лишь за день до внеочередной сессии в списке согласованных предложений, представленных по результатам заседаний постоянных комиссий облсовета.

После бурных дебатов план антикризисных мероприятий так и не был принят. В работе сессии объявили перерыв. Возможно, ком­промиссное решение примут на втором пленарном заседании. Вот только аргументов для этого у промышленников маловато. Ведь, несмотря на спад производства, санэпидстанция продолжает фиксировать превышение выбросов предельно допустимых кон­центраций двуокиси азота, фенола, пыли, сероводорода в 1,2—1,6 раза. Да и прошлогодние штрафы на сумму порядка 30 млн. грн. заводы платить явно не собираются, отчаянно оспаривая их в судах.