UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОКА НЕ РАЗБУШЕВАЛСЯ АИД…

«За последнее десятилетие не было заметных землетрясений, и это страшно, значит, напряжение где-то накапливается и его энергия не разряжается...

Автор: Николай Семена

«За последнее десятилетие не было заметных землетрясений, и это страшно, значит, напряжение где-то накапливается и его энергия не разряжается. Землетрясение неизбежно, весь вопрос в том - когда и каким оно будет?» - считает начальник сейсмостанции «Ялта» Борис Тенигин…

В конце прошлой недели старые очаги землетрясений вокруг Ялты вновь дали о себе знать. В пятницу сейсмографы зарегистрировали три землетрясения с разрывом в четыре минуты с энергией порядка трех баллов. Их ощущали жители Симеиза, Алупки, Оползневого, Оливы. Эпицентр расположен примерно за 30 километров от берега на траверзе мыса Сарыч. Толчки из того же центра исходили в ночь с субботы на воскресенье, а также в 8 часов 21 минуту утром уже силой в 6 баллов. Приборы сейсмостанции «Симферополь» за последние двое суток недели также зарегистрировали 12 толчков с эпицентрами в разных местах, в том числе за 50 километров от Симферополя, на сейсмостанции «Ялта» за последние восемь дней отмечено также несколько нарастающих сдвигов.

То, что Крым является тектоническим и довольно сейсмоактивным районом, известно давно. Периодически вопрос об угрозе землетрясений возникает в средствах массовой информации, однако активность землетрясений последнего периода, по мнению сейсмологов, говорит о нарастании тектонических процессов в толще земной коры этого региона. Поэтому проблема землетрясений, а если шире - проблема сейсмобезопасности населения региона (а вокруг Черного моря расположено более 20 густонаселенных государств), заслуживает более тщательного анализа…

«Голос» стихии…

Когда мы приехали на сейсмостанцию «Ялта», там царило оживление - научный сотрудник отдела сейсмологии Института геофизики АН Украины Валентина Князева анализировала сейсмограммы последних дней, инженер Галина Бушмакина проводила дополнительный телефонный опрос жителей, проживающих в районе Фороса, о замеченных ими признаках и картине стихии, личных впечатлениях о происшедшем. По своей силе последнее землетрясение не относилось к заметным, его эпицентр находился на значительной глубине и удалении, а поэтому впечатлений было не густо. Одна жительница увидела, что мир вдруг чуть покачнулся и банка упала на пол, другой крымчанин отметил, что «поехал» на столе термос, кто-то ощущал толчок из-под земли, у кого-то зашаталась люстра, но повреждений и разрушений или пострадавших, к счастью, нет. Большинство людей были заняты личными делами и даже не заметили происшедшего.

Мы живем на подвижных тектонических плитах, из которых складывается земная твердь, и нет ничего удивительного в том, что они сдвигаются относительно друг друга. Начальник ялтинской сейсмостанции Борис Тенигин рассказывает, что согласно статистическим данным в Крымском регионе разрушительные землетрясения происходят в среднем примерно раз в 70-100 лет, ощутимые - один раз в 2-3 года, на пороге ощутимости - до 10 в год, а вообще приборы регистрируют ежегодно примерно 100 толчков, не достигающих порога ощутимости. Причина землетрясений - сдвиг больших масс земной коры. Одна из научных версий утверждает, что тектонические процессы в земной коре под Черным морем приводят к постепенному повышению уровня Крыма, полуостров как бы все время выталкивается из воды. Скорость подъема - до 3-4 миллиметров в год. И поскольку плиты находятся в постоянном движении, в разных местах нарастают напряжения земной коры, которые должны постепенно разряжаться мелкими подвижками, как бы «скольжением» плит. Если этого не происходит - напряжение нарастает до такой силы, что происходят мощные толчки, эпицентры которых залегают на глубине от 10 до 50 километров, которые приводят к всевозможным катаклизмам - разрушениям, цунами и так далее.

«За последнее десятилетие в регионе не наблюдалось серьезных землетрясений, - говорит Борис Яковлевич, - а это свидетельствует, что опасность процессов нарастает, где-то происходит накопление напряжения, которое не разряжается и может вдруг проявиться землетрясением большой силы. Вообще землетрясение неизбежно, весь вопрос в том, где и когда оно будет, как это произойдет. Крым в сейсмическом отношении сильно отличается от Курил, где все время трясет и люди уже и технически, и психологически обучены действовать в случае землетрясения опасной силы. В Крыму же кажется, что все спокойно, жители почти поголовно, а отдыхающие - тем более, не умеют даже элементарно действовать при угрозе землетрясения, отчего велика возможность паники, что еще хуже, чем само землетрясение…» Здесь совершенно никто не знает, что нужно предпринять, нужна и возможна ли в принципе эвакуация людей с полуострова через узкий перешеек или есть ли иная возможность защиты?

Готовы ли сейсмологи предупредить людей, спрогнозировать стихию хотя бы приблизительно?

- Наша задача, - говорит Борис Тенигин, - регистрировать природное явление. Прогноз - это дело сейсмологов-аналитиков. Автоматическая сейсмограмма на нашей станции ведется практически с конца 1927 года, в сентябре этого года в Крыму, как известно, состоялось разрушительное землетрясение, что и послужило причиной организации сначала трех сейсмостанций (в Ялте, Феодосии, Симферополе), а потом еще нескольких. В последнее время сеть станций в Крыму в составе Института геофизики АН Украины составляла 13 учреждений, которые давали сейсмограммы высокого качества, несмотря на устаревшую аппаратуру. Достаточно сказать, что в мире большинство станций используют компьютерные сейсмографы, результаты записываются в электронную память, выдаются на мониторы, нам же об этом остается только мечтать. Мы используем фотографические сейсмографы еще 50-х годов, недавно станция была две недели отключена от электричества и сейсмограммы были прерваны, хотя такого не случалось даже в годы войны и оккупации Крыма фашистами. Из 13 станций сегодня осталось работать только 7, остальные пришлось закрыть из-за недостаточного финансирования. Сейчас у нас нет денег на оплату электроэнергии, закупку угля. Дежурные сейсмологи работают всего по два часа, некоторые - по два дня в неделю. Зарплата ученых составляет всего 100-140 гривен в месяц, и ту выплачивают по 30-40 процентов с задержкой в несколько месяцев. Таким образом, качество наблюдений и полнота их сейчас значительно упали - например, в районе Евпатории и Сак сейсмограммы вообще не ведутся.

- В случае угрозы землетрясения, - рассказывает Валентина Князева, - следовало бы устанавливать в районе эпицентра передвижные сейсмографы, чтобы уточнять течение процесса, однако мы их просто не имеем. Были два-три прибора, но они вышли из строя, а восстановить их невозможно…

- Поэтому вопрос о прогнозе землетрясений в таких условиях - очень проблематичный, - продолжает Борис Тенигин. - Мы можем только сказать, что тектонические процессы нарастают, землетрясение неизбежно, а когда произойдет разрядка - это одному Богу известно…

Из истории крымских землетрясений…

На ялтинской сейсмостанции хранится карта истории крымских землетрясений. Краевед

Н. Николаенко по трудам П. Палласа, П. Сумарокова, В. Кондараки, А. Маркевича, П. Двойченко, А. Полумба, Д. Мушкетова и других историков и сейсмологов попытался составить опись сейсмических катастроф и событий на полуострове. Видимо, первое из известных крымских землетрясений относится к 63 году до нашей эры. Говорят, что свидетельство о нем есть у Геродота. Описана и катастрофа 480 года нашей эры. Она произошла примерно в сентябре-октябре и продолжалась примерно 40 дней. Событие известно из дошедшей до нас надписи в Херсонесе, который потерпел большие разрушения. Известны землетрясения 1292 года, 1471 года.

Византийский историк Георгий Кедрин в книге «История» свидетельствует о землетрясении 1341 года, которое «достигло Крыма», сопровождалось большим потопом, «море выступило из своих берегов на 10 верст и причинило вред неописанный». П. Паллас описывает землетрясения 1790 и 1793 годов. О землетрясении 1802 года оставил подробные свидетельства П. Сумароков, наблюдавший его в Севастополе. Запись о нем, датированная 14 октября 1802 года, имеется и на упомянутой сейсмической карте. Сила землетрясения составляла 6 баллов. Большой паникой населения не только на Южном Берегу, но и в Симферополе сопровождалось ночное землетрясение 1838 года.

30 сентября 1869 года датируется сильное землетрясение с эпицентром возле Фороса, которое описал В. Кондараки. По его словам, колебания земли привели даже к разрушению весьма сейсмостойких генуэзских построек. От сильного гула и сотрясения земли население было объято паникой. По одним источникам землетрясение 13 июля 1875 года было несильным, по другим - его сила составляла до 7-8 баллов. Есть данные о январском землетрясении 1902 года. Документы таврического губернатора свидетельствуют о землетрясении 18 мая 1908 года, другие источники - о толчках силой 5-6 баллов 24 октября 1908 года. Воспоминания о землетрясении 26 декабря 1919 года свидетельствуют о большой разрушительной силе - был шторм необычайной силы, отмечаются разрушения в Ялтинском порту, повреждения телеграфной сети, под Ак-Мечетью погиб парусник.

Но самым памятным по силе и разрушениям, по обилию свидетелей было землетрясение июня и сентября 1927 года, которое, как известно, описано даже Ильфом и Петровым. Как свидетельствуют очевидцы, после июньских (26 и 29 июня) толчков весь транспорт из Крыма был переполнен испуганными туристами, которые сразу же сорвались с места и возвращались домой или уходили в степь полуострова. Несколько человек получили ушибы и ранения, погибших не было. Большие обвалы были в окрестностях Севастополя, в домах появились трещины, пострадали здания почты и одной из церквей. По сообщениям газет, общая сумма убытков превышала миллион рублей.

Землетрясение в ночь с 11 на 12 сентября 1927 года было значительно сильнее и вызвало настоящую катастрофу - были погибшие, раненые, огромные разрушения. В горах произошли огромные обвалы и оползни, следы которых, как, например, на горе Демерджи, в горах под Судаком, находят и сейчас. В течение 11 часов произошло 27 сильных толчков. Всего за несколько дней было зарегистрировано более 200 толчков. На море под Севастополем появились огромные столбы дыма и огонь. Земля как бы билась в лихорадке. То и дело возникала паника. Сильные разрушения наблюдались и в Симферополе, многие татарские деревни в предгорной и степной части Крыма были превращены в груды развалин. Землетрясение продолжалось несколько дней, даже 15 сентября еще ощущались его толчки.

Тогда Крым покинули все курортники и, по некоторым сведениям, почти 40 процентов постоянных жителей. Большинство воспоминаний об этих днях содержат слова о том, что пережитое ими просто «не поддается описанию».

Значительно слабее были землетрясения в августе 1949 года, в марте 1957-го, в августе 1972 года, а также в 1980-м, 1983-м, 1984-м и других годах…

Биопредвестники

Сергей Шарыгин - профессиональный герпетолог, он работает в Никитском ботаническом саду и занимается, кроме прочего, наблюдением за поведением животных - биопредвестников землетрясений. В его распоряжении небольшой полигон, на котором живут 80 ящериц. Очень редкая специальность - в мире биосейсмологов, наверное, порядка 10 человек. Есть полигоны в Алма-Ате, на Камчатке, в Гюмри (Армения) и в Крыму. Значение своей профессии он не преувеличивает: биопредвестники, говорит - это уже последний, дополнительный этап прогноза. Но и не преуменьшает - животные способны довольно точно «предсказывать» землетрясения. Правда, уже в последний момент, за который надо успеть что-то предпринять.

Сергей рассказывает, что землетрясение на прошлой неделе прошло для его подопечных незамеченным: эпицентр в море напротив Фороса - это очень далеко. Однако на местные землетрясения, особенно на подвижки в том очаге, который зарегистрирован под Ялтой с 1927 года, они отвечают активно. В ночь с 4 на 5 июля 1984 года они «ковром» устлали улицу, вели себя беспокойно. В 1990 году, говорят, перед землетрясением ящерицы облепили Генуэзскую крепость в Судаке, все туристы удивлялись, но только потом, после землетрясения, поняли, в чем дело.

По данным Сергея Шарыгина за последние 20 лет ощутимые землетрясения в Крыму происходили в 1980, 1983, 1984, 1990, 1996, 1997 годах и вот теперь в 1998 году. Он не берется сказать, это разгрузка или накопление напряжения в земной коре, не специалист. Однако в результативность предсказаний биопредвестников верит твердо. По его данным, за последние 15 лет ящерицы предсказали все средние и даже 8 слабых толчков в Крыму, но если эпицентр их находился не дальше 20-30 километров от берега.

Сергей Шарыгин находится в постоянном контакте с сейсмологами Института геофизики, обменивается с ними наблюдениями, научной информацией. До сих пор остается открытым вопрос о том, каким именно образом «гады ползучие» и другие животные могут предчувствовать землетрясения. Одна из гипотез предполагает, что им служит для этого «третий глаз» - париетальный орган, который потерян человеком в процессе этногенеза, но прекрасно сохранился у пресмыкающихся.

Концепция сейсмобезопасности

Мы беседуем с Николаем Георгиевым, гражданином Болгарии, который вырос в этой стране «в горах и на стройке», позже закончил Одесский университет, организовал в 1990 году в Ялте сначала лабораторию сейсмозащиты, потом в 1994 году АО «Научно-прикладной фонд сейсмической и экологической защиты Крыма», а сейчас по решению Академии наук Украины создает Международный центр сейсмозащиты, который, как полагают, может финансироваться Организацией Черноморского экономического сотрудничества. Инженер Георгиев проанализировал историю отношений Человечества и Подземного царства и пришел к выводу, что до сих пор люди защищались от землетрясений неэффективно. Каждый раз ученые имели дело с уравнением с бесчисленным количеством неизвестных, которое решить было невозможно. «Ползучий эмпиризм», как он его назвал, результатов не давал, человечество все время страдало от разбушевавшегося Аида. Более того, с годами сейсмоопасность, по его оценкам, нарастает. И в самом деле, если сравнить Ялту нынешнюю с Ялтой 1927 года, то становится ясно, что возросло количество строений, населения, приезжих, движение транспорта, а уровень защиты… остался прежним. Обучение не проводилось, здания во многих случаях имеют только статическую, а не динамическую сейсмозащиту, технологии прогнозирования землетрясений далеко не продвинулись. Таким образом, сегодня в Ялте опаснее, чем в 1927 году.

Георгиев вместе со своей коллегой Лилей Бакиевой провели частное исследование, разработали и испытали на практике во время землетрясения 1987 года в Болгарии методику защиты, основанную на однородности строительного материала и обеспечивающую за счет динамических конструкций ограничение разрушительных процессов в строениях во время землетрясений. Подробности этого изобретения авторы держат в секрете, однако испытания моделей 11-этажных и более высоких зданий на стендах, а также реальных зданий путем близких взрывов, имитирующих воздействие землетрясения на строительные конструкции, показали его высокую эффективность. Главное - здания выдерживали довольно сильные толчки, до 11 баллов. Эти испытания зафиксированы на видеопленку во время исследований, проведенных в Болгарии.

Сегодня Николай Георгиев ведет речь о новом поколении сейсмостойких зданий, которые защитили бы человека от этой страшной стихии. В рамках программы «Наука, образование, технология для сейсмобезопасности» он разрабатывает концепцию гарантированной сейсмобезопасности, которая позволила бы учесть как можно больше факторов стихии и предусмотреть все формы активной и пассивной защиты населения.

* * *

По большому счету прогноз типа «в период с такого-то по такое в районе таком-то возможно землетрясение силой до 6-8 баллов» никаким прогнозом не является. Людей из такой территории не эвакуируешь, удар может наступить и через секунду, и через пять дней или недель, и нет никакой уверенности, что он не застанет врасплох - ночью, например. Следовательно, мы совсем не защищены против стихии? Это и так, и не так. Так - потому, что действительно неизвестно, когда стихия ударит. А не так - потому, что при строгом и систематическом научном анализе можно предвидеть удар хотя бы приблизительно. Известен случай, когда все население китайской провинции Ляонин в феврале 1975 года было призвано наблюдать за биопредвестниками, и когда стихия разбушевалась и было разрушено 90 процентов зданий - сотни тысяч людей были спасены, ибо заблаговременно эвакуированы.