UA / RU
Поддержать ZN.ua

Подземные хранилища для СО2

Хельмут Котт с гордостью приглашает нас в деревянную туристическую лодку, которую сконструировал собственноручно...

Автор: Дарья Аверченко

Хельмут Котт с гордостью приглашает нас в деревянную туристическую лодку, которую сконструировал собственноручно.

«Не рычит, не пахнет бензином, совершенно безопасна для окружающей среды и вместе с тем идет по Шпрее с ветерком, за день может проходить до 200 км. А все благодаря солнечным батареям!» — рассказывает конструктор, постукивая по крыше лодки, покрытой зеркальными пластинами.

Господин Котт проводит экологические экскурсии по каналам Берлина. Почти каждый день на своей лодке он принимает группы со всех уголков мира, которые приехали перенять экологический опыт его страны. Наша команда международных наблюдателей — не исключение. На лодке собрались представители министерств и ведомств охраны окружающей среды Австралии, Алжира, Египта, Камбоджи, России, журналисты из Бразилии, Пакистана, США и Украины. Для всех Германия — страна сказочных достижений, способная удивить даже самых опытных специалистов в области охраны природы и энергосберегающих технологий.

По берегам стайками проносятся велосипедисты. Для них спроектированы специальные дорожки. Передвигаться по городу на велосипеде — самый популярный способ экономить на горючем и оберегать окружающую среду. Наш гид показывает высотки, отапливаемые исключительно энергией солнца. Но жемчужиной экскурсии становится здание рейхстага, перестроенное в соответствии с правительственной концепцией энергосбережения. В центре стеклянного купола расположен конус, покрытый 360 зеркалами. Он обеспечивает подачу дневного света в зал пленарных заседаний. В его конструкции скрыто устройство вторичного использования тепла. Благодаря ему остаточная энергия отработанного воздуха из зала заседаний используется для отопления здания. Фотогальваническая установка в южной части крыши рейхстага, площадью 300 квадратных метров, служит источником экологически чистой энергии.

Ядро экологической концепции — блочные теплоэлектростанции «парламентского квартала». Топливом для них является биодизель, получаемый из рапса.

Тепло, образующееся во время производства электроэнергии, используется по принципу «энергия—тепло—холод» для обогрева и охлаждения парламентских зданий. Такая технология позволяет теплоэлектростанции покрывать порядка 50% годовой потребности зданий в электроэнергии и 100% потребности в тепле и холоде.

«Наша экологическая политика направлена на защиту глобального климата, — рассказывает Томас Майстер, глава департамента международной энергетической политики министерства охраны окружающей среды и ядерной безопасности. — На собственном примере Германия доказывает: сегодня возможно сохранить обычный климат на планете, построив экологически сознательное общество. Так, наша страна уже сейчас полностью выполняет свои обязательства по уменьшению выбросов газов, вызывающих парниковый эффект. В рамках Киотского протокола Германия на 18,5% (по сравнению с 1990 г.) уменьшила выбросы газов в атмосферу. Ныне она почти вплотную приблизилась к цели, поставленной в Киото, — снизить выбросы к 2012 году на 21%. В целом выбросы в мире должны быть уменьшены на 5,2%.

Германские ученые не перестают экспериментировать. В городке Яншвальде на территории крупной угольной теплоэлектростанции разместилась лаборатория Бранденбургского технического университета и шведской компании Vattenfall. В небольшом ангаре проводят эксперимент под названием «кислородно-топливное сгорание». Такой процесс будет проверен на экспериментальном заводе в 30 мегаватт в июле с.г., с прицелом на еще более мощную электростанцию (250 мегаватт), которую построят в течение следующих десяти лет.

Компания считает технологию возможным спасением климата от вредной углеродной эмиссии угольных электростанций. Цель — преобразование СО2 в жидкое состояние и захоронение его в подземные пещеры на глубину 600—700 метров.

Однако многие немцы не поддерживают захоронение CO2, утверждая, что сама идея заманить углекислый газ в западню на несколько тысяч лет лишена смысла.

Сегодня Германия получает только четвертую часть электроэнергии из угля, осуществив мучительный переход от горной промышленности в 1980—90-х годах на импортируемые газ и нефть. Тогда местная добыча каменного угля преимущественно стала невыгодной. Изменения привели к значительным сокращениям федеральных угольных субсидий и уступкам вытесненным горнякам. Эксперты считают, что Германия едва ли вернется к заброшенным шахтам, несмотря на то, что нынешние высокие цены на энергию возвратили прибыльность глубоко сокрытому углю.

На брифинге, посвященном энергетическому будущему Германии, Ханс Йозеф Упал, член парламента и лидер партии зеленых по вопросам энергетических проблем, заявил, что Германия не нуждается в захоронении углекислого газа. Ветер и солнечная энергия должны стать крупнейшими источниками национального электроснабжения. Однако технологии захоронения CO2 можно продавать другим странам, которые не столь активно тратят время и средства на поиск альтернативных источников энергии.

В министерстве иностранных дел в Берлине мы спросили, действительно ли Германия полагается на захоронение газов как на спасение климата. Представители дипломатического ведомства ответили искренне: «Главная задача проекта — помочь развивающимся странам вести собственную борьбу с изменением климата».

Автор благодарит за организацию поездки Ecologic Institute for International and European Environmental Policy.