Что имеем — не храним, потерявши — плачем. Эти слова очень метко передают ситуацию, сложившуюся на знаменитой на весь мир, сейчас единственной в Закарпатье соляной шахте в Солотвино. Так и хочется сказать: «А ведь специалисты предупреждали». Сейчас они констатируют: если не принять радикальных мер, то шахту затопит максимум через два-три года. Но значительно раньше, уже в следующем году, прекратит свое существование размещенная здесь уникальная аллергологическая больница.
О негативных тенденциях еще в апреле 2008 года предупреждали академик Академии горных наук Украины Иван Зозуля и исполнительский директор Академии горных наук Украины, член-корреспондент Анатолий Гайдин.
— Ситуация с шахтой катастрофическая, — утверждает бывший главный инженер шахты Виталий Шенишнюк. — В начале февраля с.г. резко увеличился водоприток в шахту №8 — до 280 кубов в час. Сейчас он немного уменьшился, но затоплена насосная станция, находящаяся на нижнем горизонте. Поэтому воду не откачивают, она идет в шахту. Если не осуществить быстрых радикальных действий по снижению воды в шахте и в урочище Черный мочар, шахта будет обречена. А Закарпатье потеряет последнюю аллергологическую больницу.
— Абсолютно чистая соль, постоянно стабильная температура воздуха — 22 градуса. А воздух в 50 раз чище, чем в любой операционной. За полувековое существование больницы накоплен неоценимый опыт лечения больных. При этом лечение в подземных больницах маленьких детей дает 95-процентный результат. Будет очень обидно, если шахту закроют, — считает врач Украинской аллергологической больницы Ярослав Чонка.
По мнению старшего научного сотрудника ОАО «Горхимпром» Василия Дякива, к нынешнему катастрофическому положению в Солотвино привели экономическое состояние государства и отношение правительства к экологической безопасности горных выработок. Для любой соляной шахты вода — это катастрофа.
По его словам, лучший выход из ситуации — строительство новой шахты, которая была бы рассчитана исключительно на лечение. Но на это надо минимум 2 млрд. грн. Кроме того, процесс займет около пяти—десяти лет. Поэтому институт разработал проект по понижению водопритоков, ведущих к шахте, что позволит продолжить ее возраст. А параллельно надо работать над тем, чтобы в другом месте спроектировать такую же аллергологическую больницу. Но все упирается в финансирование и понимание проблемы. К сожалению, кроме врачей, бьющих тревогу по поводу потери больницы, похоже, это больше никого не волнует. А если время будет потеряно, на шахте можно ставить точку.
Чтобы хоть как-то привлечь внимание к шахте в Солотвино, его жители и медики аллергологической больницы собрали народное вече и призвали объявить их поселок зоной техногенного экологического бедствия.