UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пищевая безопасность США: что пожелать Украине?

— Американцам есть чему у нас поучиться! — гордо подытожила наша группа из четырех специалистов и журналиста после трех недель пребывания в США...

Автор: Дарья Аверченко
На мясокомбинате в Колорадо-спрингс (штат Колорадо)

— Американцам есть чему у нас поучиться! — гордо подытожила наша группа из четырех специалистов и журналиста после трех недель пребывания в США. Мы ознакомились с тамошней системой безопасности пищевых продуктов и пришли к выводу, что она — не идеальна. Скандал со шпинатом, зараженным коли-бактерией, более месяца обсуждали ведущие американские СМИ. Каждый день извещали о количестве новых жертв, госпитализированных с диагнозом «колибактериоз». В каждом штате мы расспрашивали государственные службы по контролю за пищевыми продуктами о расследовании опасного недуга. Для определения географии полей с зараженным шпинатом им понадобилось несколько недель. А все их действия по профилактике массовой заболеваемости свелись к предупреждению по телевидению: «Воздержитесь от употребления шпината».

Пищевой терроризм просто под носом

— В Украине такой случай не циркулировал бы в массмедиа более двух дней, — говорит Алла Григоренко, зам.директора департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава Украины. — Именно столько необходимо нашей государственной санэпидслужбе, чтобы определить, с каким возбудителем инфекции мы имеем дело, откуда он взялся, и оперативно отреагировать на его распространение. Уже в первые часы эпидемических осложнений районные санстанции сообщают в Минздрав: диагноз, число пострадавших, их возраст, пол, место работы и проживания, данные о происхождении продукции, результаты первых лабораторных исследований. Расследование вспышек пищевых отравлений и острых кишечных инфекций входит в обязанности любого врача-эпидемиолога или врача по гигиене питания Государственной санэпидслужбы Украины. Мы уполномочены не только запретить продажу опасных продуктов, но конфисковать и уничтожить их.

Американские специалисты искренне изумились и все как один выразили желание посетить Украину. Хотели тщательнее изучить систему пищевой безопасности, оставшуюся нам еще от Союза. Самым большим положительным отличием нашей системы от американской оказалось широкое влияние государства на всю национальную систему безопасности. Именно на государственном уровне, на основе исследований отечественных ученых у нас утверждаются показатели безопасности продуктов. В США пользуются международными требованиями, нормативами Кодекса алиментариуса, установленными для всех стран, входящих в ВТО. Таких стран 150, а нормы одинаковы.

Если сравнить международные нормативы с украинскими, то ряд показателей безопасности будут совпадать. Но среди наших случаются и значительно более жесткие.

По словам журналистки Марлен Лукас, специалиста по аграрной тематике еженедельника The Gazette (штат Айова), мы узнали, что случаи халатности в производственном процессе случаются как минимум десять раз в год. В деле со шпинатом получилось так, что на поля Калифорнии попали ирригационные воды. Но работники ферм по-прежнему паковали загрязненные листья в пакеты, сразу отправлявшиеся на полки супермаркетов.

Еще одну брешь в пищевой безопасности США мы обнаружили на мясокомбинате в провинции штата Айова. На наш вопрос, проходят ли работники медицинский осмотр, менеджер Деймон Ричардс пожал плечами.

— Разве вы не боитесь, что на производстве будет работать человек, больной туберкулезом? — спросили мы.

— Такому человеку не стоит устраиваться к нам на работу, — удивленно ответил нам Деймон.

Действительно, основной критерий трудоустройства — осилит ли новичок тот или иной кусок работы. С таким подходом в Америке безопасно поесть можно разве что в китайских и мексиканских ресторанах: еда там хорошо прожарена и проперчена, запивать ее предлагают крепкими напитками.

Легкомысленность американцев в некоторых аспектах удивляет. Для предотвращения актов терроризма в аэропортах при посадке в самолет они изымают бутылки с минералкой и даже детским питанием. Но рядом, в супермаркетах, работают открытые кулинарии с самообслуживанием. Как объяснила нам менеджер супермаркета Whole Foods в Денвере Люси Ларсен горячие продукты, выставленные для посетителей, работники магазина проверяют один раз в конце дня. Казалось, наши специалисты напугали девушку до смерти, когда объяснили, что это самое слабое звено в системе пищевой безопасности.

Ветеринарная служба, санстанция или национальный центр по вопросам качества продовольствия?

Безусловно, нельзя однозначно судить о пищевой безопасности Штатов. Нам, скажем, необходимо позаимствовать активную и разветвленную сеть ассоциаций. В Америке они созданы не только для решения экономических вопросов. Ассоциации фермеров, производителей молочной продукции, пекарей лоббируют интересы своих членов, разрабатывают новые санитарные правила. Они формируют общественное мнение, активны в общественной деятельности.

Кроме того, из положительного опыта, который стоит перенять, — обучение персонала на производстве. Новички изучают не только специфику своей специальности, но и сдают тест на знание санитарно-гигиенических правил. Похожая система существовала и на советских предприятиях, частично существует и сегодня. Тем не менее в Украине система обучения персонала требует определенных изменений.

Самым поучительным примером для нас из поездки в Штаты оказалось четкое распределение функций между инспекциями по пищевому контролю. Департамент сельского хозяйства проводит мониторинг сырой продукции. Управление США по контролю за продуктами и лекарственными средствами исследует готовую продукцию.

В Украине государственная санитарная служба конкурирует со службой ветеринарной медицины.

— В нашей стране традиционно сложилась система контроля, в которой служба ветеринарной медицины проверяла здоровье животных, соблюдение требований во время забоя и осуществляла ветеринарно-санитарную экспертизу туш забитой живности, — рассказывает Алла Григоренко. — В дальнейшем, когда продукция могла быть загрязнена только человеком, надзор осуществлялся государственной санслужбой. Этот контроль был и остается частью системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора, охватывает все факторы окружающей среды (вода, почва, воздух, все пищевые продукты и т.д.) в их взаимосвязи с заболеваниями населения.

Ныне создается ситуация, когда одна и та же продукция контролируется по одинаковым показателям сразу двумя ведомствами. Это вызывает нарекания производителей и приводит к подорожанию продукции.

Образцом неурегулированности отечественного законодательства является принятый недавно в первом чтении закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О ветеринарной медицине», одновременно подвергшийся сопротивлению производителей и вызвавший удивление у специалистов государственной санслужбы. По сути, указанный законопроект противоречит действующему Закону Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов», который был принят в 2005 году в качестве приоритетного по вступлению Украины в ВТО.

— Крайне отрицательно этот закон скажется на малом, среднем бизнесе и простых гражданах, — считает Наталья Янко, участник программы международных посетителей, главный государственный санитарный врач Волынской области. — Уже сегодня статьей 5 Закона Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» предусмотрено размежевание полномочий между государственной санэпидслужбой и службой ветеринарной медицины. Поэтому непонятно предложенное ветеринарами новое распределение полномочий между контролирующими службами, вновь возвращающее системы контроля и надзора к дублированию функций.

На вопрос, работают ли ветеринары на молокозаводе в городе Литл-Рок (штат Арканзас), менеджер Черб Колман ответил:

— Что им тут делать! Роль ветеринарного врача завершается выдачей справки о состоянии здоровья животного, чье молоко идет на переработку. Готовую продукцию, а также условия производства контролирует общественная инспекция FSIS вместе с управлением здравоохранения штата. Каждое звено — это узкоспециализированные работники.

Украинские санитарные врачи считают: сегодня отсутствуют объективные основания для внедрения альтернативной системы надзора за продукцией животного происхождения. Говорят, в Украине достаточно системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора с его 800 санстанциями и лабораторными структурными подразделениями. А работает там около 60 тысяч специалистов.

— В качестве положительного примера можно привести систему контроля безопасности пищевых продуктов в Польше, являющейся членом ВТО и ЕС, — говорит Наталья Янко. — Они максимально сохранили санэпидслужбу — практически в таком же виде, как и в Украине, устранили дублирование функций контролирующими службами. У них нет обязательной сертификации продуктов. Сегодня в Украине предлагают разрушить существующую систему и создать что-то новое. А поэтому принятию законов, обладающих регуляторным влиянием, должны предшествовать общественное обсуждение, исследование выгод и затрат бизнеса, государства и граждан.

Однако сами ветеринары не драматизируют ситуацию. Еще один участник программы международных посетителей, зам. декана факультета ветеринарной медицины Днепропетровского государственного аграрного университета Дмитрий Масюк объясняет, что санслужбы преуменьшают значение ветеринаров. Сегодня лаборатории ветеринарной медицины оснащены не хуже лабораторий санстанций и аккредитированы они по европейским стандартам. Но проблема даже не в том, кто будет мониторить продукты, а окажется ли работа служб эффективной и будут ли доверять им украинцы?

— Процесс, происходящий ныне, — это переходный этап. Когда мы приблизимся к вступлению в Европейский Союз, мы начнем искать способы, как гармонизировать деятельность служб, — утверждает Дмитрий Масюк. — Лично я вижу выход в организации национального центра по вопросам качества продуктов питания — альтернативного агентства, где будут работать медики различных специальностей. Этот центр должен носить общественный статус. Мы уже работаем над таким проектом в Национальном аграрном университете. Там создан учебно-научный институт ветеринарной медицины и качества и безопасности продукции аграрно-промышленного комплекса. Также функционирует Украинская лаборатория качества и безопасности продукции АПК, которая уже к концу этого года будет аккредитирована иностранными специалистами по европейской системе. Такие лаборатории имеются не только в столице, но и в регионах. Например, при Днепропетровском государственном аграрном университете создается центр качества и биобезопасности ресурсов АП. Это, кстати, воплощенный у нас американский опыт: в США такие независимые центры существуют при многих университетах. Один из них мы посетили в Айова-сити. Специалисты университетской лаборатории проводят анализ продукции во всем штате, и их независимому мониторингу американцы доверяют более всего.