UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПИРУЭТЫ «ОТХОДНОГО БИЗНЕСА»

Украина может превратиться в европейскую свалку - подобные опасения нередко звучат и поныне не только из уст «зеленых»...

Авторы: Лев Знаменский, Лидия Суржик

Украина может превратиться в европейскую свалку - подобные опасения нередко звучат и поныне не только из уст «зеленых».

А началось, как помните, с того, что в начале 90-х нашу общественность всколыхнули факты ввоза в Украину токсических отходов. В средствах массовой информации зачастили публикации о подбрасываемых нам опасных грузах, найти хозяина которых оказывалось делом безнадежным, а то и вовсе смахивающим на детективный сюжет. Нередко под видом товаров химической промышленности, ценного вторсырья на территорию Украины ввозились промышленные отходы, в том числе особо токсические. Был и вовсе курьезный случай, когда одна голландская фирма пыталась ввезти около миллиона тонн ила очистных сооружений, выдавая это за ценное компостное удобрение. Местные властные структуры Республики Крым дали было добро на его поставку. И только специалисты Минэкобезопасности, проведя тщательный анализ проб вещества и разобравшись, что почем, предотвратили эту сомнительную сделку. А ведь груженные чужеземными отходами корабли уже брали курс к берегам солнечного полуострова.

У «отходного бизнеса», глядящего в нашу сторону как на полигон устаревших технологий и экологически опасных производств, имелась и другая тактика. Говорите, у вас горы отработанных автомобильных шин, негде их перерабатывать? Бесплатно построим завод - обещают богатые заграничные доброжелатели. Только одна маленькая просьба: сжигайте вместе со своими и наши западные шины. Нужны мусоросжигательные заводы? Какие могут быть проблемы? Еще один приезжий бизнесмен предлагает построить в Украине сеть мусоросжигательных заводов в обмен на брикетированный мусор, который будет поставляться из-за рубежа для… полной загрузки производственных мощностей.

Отходов, конечно, у нас накопилось огромное количество, как промышленных, так и коммунально-бытовых. Их общий объем сегодня составляет примерно 25 млрд. т из них 4,7 млрд. т особо токсических. Они занимают громадные территории, в т.ч. плодородных земель, загрязняя и отравляя все вокруг. Особую опасность представляют отходы химических производств, пестициды, срок годности которых давно истек. Ежегодно в Украине собирается более 40 млн. куб. м твердых бытовых отходов. Только незначительная часть их утилизируется промышленным методом (в Украине всего четыре мусоросжигательных завода, хотя столько нужно только для Киева). За последние 10-15 лет не сооружено ни одного полигона по захоронению бытовых и промышленных отходов, ни единого мусоросжигательного завода. В наше рыночно-базарное время быстро увеличивается количество несанкционированных свалок. Кто-то подсчитал, что при таких темпах «мусоризации» страны к 2000 году на душу населения у нас припадет около двух кубометров отходов (в год), хотя нам эта цифра кажется даже заниженной. В связи с этим опасения «зеленых» по поводу безрадостной перспективы утонуть в собственных отходах - не кажутся художественным преувеличением.

И все-таки начнем с того, возможен ли сегодня несанкционированный ввоз на нашу территорию опасных и токсических веществ? Удалось ли остановить грязный поток отходов в Украину?

Экокордон:

даешь «анализ документов»!

Факты ввоза в Украину в 1992-1993 годах токсических отходов имели место в первую очередь из-за отсутствия в нашей стране на то время соответствующего законодательства, считают в Минэкобезопасности Украины. С апреля 1994 года было введено в действие постановление Кабинета министров «Об упорядочении ввоза в Украину и транзита через ее территорию отходов (вторичного сырья)». В соответствии с этим постановлением ввоз в Украину либо транзит через ее территорию запрещенных отходов, а также веществ и материалов, относящихся к категории опасных отходов, влечет за собой уголовную ответственность (лишение свободы сроком до трех лет). «После выхода этого постановления органами Минэкобезопасности не зафиксировано ни единого случая незаконного ввоза каких-либо отходов в Украину», - уверяют в Минэкобезопасности.

Еще одним заслоном на пути несанкционированного ввоза опасных отходов стало введение экологического контроля на границе. В соответствии с «Комплексною програмою розбудови державного кордону», утвержденной указом Президента Украины, для обустройства пунктов экоконтроля предусматривалось выделить из госбюджета 675 млн. крб. в 1993 году и 7,1 млрд. крб. в 1994 г. Но поскольку средства эти не выделены, то и постов экоконтроля тоже не было. В 1995 г. постановлением Кабмина Минэкобезопасности поручено создать экологический контроль в 61 пункте пропуска через государственную границу. Но опять-таки была выделена только половина необходимых средств. В следующем, 1996 году бюджетных денег для нужд экоконтроля на кордоне и вовсе не предусмотрено.

Дальше получилось как всегда. Посты экоконтроля создали, как того требовало постановление правительства, а средств на их содержание не дали. Но выход из положения нашли. В начале 1996 года вышло пресловутое 113-е постановление КМ, которым разрешалось взымать оплату за «выполнение работ, связанных с экологическим контролем в пунктах пропуска через государственную границу», утверждены размеры этих сборов. Попросту говоря, службу отпустили на вольные хлеба. При этом 80% из заработанных средств полагалось перечислять в государственный карман, а 20% направлять «для целевого использования на развитие материально-технической базы пунктов».

Это нововведение вызвало шквал нареканий против «непосильного оброка по содержанию ведомственных контрольных служб», «подмены функций государственного контроля предложением платных услуг», в том числе обращений коммерческих фирм и судоходных компаний в вышестоящие инстанции. Принцип оплаты из расчета за единицу веса срабатывал против тех, кто переправлял большие грузы, в частности против транзитных перевозок. Чем тяжелее груз, тем больше приходилось платить за «работы, связанные с предоставлением услуг во время осуществления экологического контроля». А право выбора услуг, сами понимаете, здесь не дано. В итоге это грозило тем, что значительная часть транзитных грузопотоков могла пойти в обход территории Украины.

Уже в апреле того же года замминистра охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины В.Васильченко собственноручно приостановил «взыскание сборов за выполнение работ, связанных с предоставлением услуг во время осуществления экологического контроля на железнодорожных и морских пунктах пропуска через государственную границу» в размерах, утвержденных 113-м постановлением. В июне этого года новым постановлением правительства тарифы изменены в сторону уменьшения и составляют ныне, как сообщили в Минэкобезопасности, не более 0,01-0,04 процента от себестоимости ввозимого груза. А это, мол, небольшие деньги.

Какие же виды экологического контроля применяются сегодня на границе? Прежде всего - радиационный. Проверяется также - соответствует ли груз тому, что записано в накладных. И третье - это проверка транспорта на экологичность. Экопосты на границе сейчас вооружены радиометрами, газоанализаторами и дымомерами. О токсикометрах остается только мечтать. Специфика же контроля на границе требует оперативных действий, в распоряжении экоинспектора подчас несколько минут. То есть сейчас определить на границе, является ли транспортируемое вещество токсическим, экологический контроль не в состоянии. В особо сомнительных случаях ставится отметка, чтобы провести растаможивание груза на месте, где есть лаборатории, оборудованные аппаратурой и контрольными приборами. На это уходит немало времени. Недавно в поле зрения экоконтроля попала турецкая фирма, ввозившая краску. Сомнение вызвал белый порошок на картонной таре. На то, чтобы определить вещество на токсичность, ушло больше 10 дней. Как оказалось, порошок не опасен - тара была из-под мела.

В Минэкобезопасности считают, что благодаря предпринятым мерам нормативно-правового характера, контролю за транскордонными перевозками грузов, представляющих потенциальную опасность для окружающей среды, поставлен надежный барьер потоку отходов на территорию Украины. Правда, одна брешь осталась, которая позволяет людям, не обремененным угрызениями совести, протаскивать в нашу страну лекарственные препараты с просроченным сроком годности по линии гуманитарной помощи. Кстати, отходов подобного рода, подлежащих утилизации, в Украине скопилось много. В настоящее время готовится постановление Верховной Рады о порядке ввоза в Украину лекарственных препаратов по линии гуманитарной помощи, где будет конкретно оговорена ответственность сторон. Да только, думается, кто ж у нас решится на такое?

Экологическому контролю подлежат также перевозки химических веществ и отходов (вторсырья) внутри страны, т.н. трансобластные перемещения грузов. Согласно Постановлению КМ №440 от 20. 06. 1995 г. выдача разрешений на транспортировку, использование, хранение и утилизацию отравляющих веществ, в т.ч. опасных отходов, эти разрешения должны согласовываться с другими органами и ведомствами, в частности Минздравом. Однако фактически система выдачи разрешений находится в руках Минэкобезопасности. Госэкоинспекции идут деньги за проведение «анализа документов» на выдачу разрешений. Процедура «анализа» примерно следующая: просмотрел инспектор три бумажки - и получайте разрешение. Но сначала уплатите за «работу, связанную с предоставлением услуг во время осуществления экологического контроля». И теперь, нередко, чтобы отправить небольшой груз на соседнее предприятие, например, с Донецкой в Луганскую область, нужно прежде смотаться в Киев за получением разрешения. И, конечно, уплатить за «работу, связанную с…».

СДОВ в сейфе начальника

Любопытный документ направила недавно в Генпрокуратуру экологическая ассоциация «Зелений світ». Приведем отрывок из него: «Анализ лишь малой части выданных «разрешений» свидетельствует, что они являются надежным прикрытием организованного в системе Минэкобезопасности «отходного бизнеса»… Так, например, разрешение №79 было выдано харьковской фирме ОАО «Виктория» на транспортировку отходов, содержащих ртуть, в г.Горловку с целью переработки их, согласно предложенной МЕЦ (Межведомственный экологический центр. - Авт.) «уникальной» технологии. На основании этого разрешения в начале 1997 г. ОАО «Виктория» транспортирует непригодные лекарства (соединения ртути (цианиды) и мышьяка, которые относятся к категории сильнодействующих отравляющих веществ), с ОАО «Киевоблфармация». Общеизвестно, что технологии их утилизации в Украине, да и в бывшем Союзе, не существовало. Названные отравляющие вещества хранились на «Киевоблфармации» с 1946 года.

…9 января 1997 г. ОАО «Киевоблфармация» передает МЕЦу 23,5 кг этих препаратов «для дальнейшей переработки и утилизации». ОАО «Виктория» осуществляет транспортировку этих веществ к месту обезвреживания. Место обезвреживания - КСП «Фирма «Алан», директор которой г-н Андрюшин в феврале отчитался «о проведенной работе по утилизации». Доложил об «обезвреживании и уничтожении соединений ртути и мышьяка» и директор МЕЦ г-н Крайнов в «Отчете о научно-исследовательской работе по идентификации, разработке технологии обезвреживания и уничтожения соединений ртути и мышьяка», утвержденном им 25.02.97 г. На самом деле по состоянию на 25.04.97 г. вышеназванные вещества хранились в сейфе КСП «Фирма «Алан». В объяснительной записке ее директор г-н Андрюшин откровенно признает, что он взялся за переработку этих веществ потому, что фирме нужны были деньги, однако, что делать с этими веществами, он не имеет никакого понятия, поскольку фирма специализируется на ремонте и купле-продаже ртутных ламп типа ДРЛ.

После того, как об этом случае стало известно в Минэкобезопасности и Госэкоинспекции, руководство КСП «Фирма «Алан» в пожарном порядке отправляет СДОВ из своего сейфа на дочернее предприятие Никитовского ртутного комбината, а г-н Крайнов в связи с этим готовит новую «технологию».

Сообщается и о других фактах обезвреживания непригодных химических веществ под видом «научно-исследовательских работ». В мае с.г. распоряжением Кабмина «Минсельхозпроду, Минэкобезопасности с привлечением специалистов Межведомственного экологического центра Минэкобезопасности и Национальной академии наук» вменялось уничтожить запрещенные и непригодные пестициды, скопившиеся на складе в с.Ольшаница Рокитнянского района Киевской области. Их обезвреживание предписывалось провести на ОАО «Краситель» (г.Рубежное, Луганской области). На проведение этих работ предусмотрены бюджетные средства в сумме 700 тыс. грн.

Да Бог с ними - деньгами, при желании они находятся (небось, в каждом избирательном округе сейчас готовится свой предвыборно-показательный объект). Вопрос в том, говорят в «Зеленому світі», что на ОАО «Краситель» сложилась крайне неблагополучная экологическая ситуация и к тому же, нет технологии переработки непригодных пестицидов. А поэтому они обеспокоены тем, не получится ли, что под видом «научно-исследовательских работ» непригодные пестициды окажутся в фильтрующих накопителях ОАО «Краситель»?

Упрекать «зеленых» в излишней подозрительности, к сожалению, не приходится. Вспомним хотя бы авантюру с отработанными ртутными лампами, за обезвреживание которых в Киеве с завидным энтузиазмом взялся некий центр «Экология», снискав благосклонность руководства Минэкобезопасности. Вскоре коммерсанты испарились, а полмиллиона ртутных ламп - отходы самого высокого класса опасности - валяются под открытым небом. Сейчас это дело рассматривается в суде.

- Меня удивляет, что «зеленые» подают искаженную информацию о якобы создании коммерческой структуры, которая будет делать «нечистые» деньги на отходах, - говорит начальник управления Минэкобезопасности Е.Маторин. - На самом деле министерство занимается тем, что на государственном уровне пытается внедрить нормальный механизм обращения с отходами, в первую очередь - опасными. Исходя из этих позиций, мы разработали государственную программу обращения с токсическими отходами в Украине. Мы предложили также создать Национальный центр обращения с опасными отходами. Действительно, центр должен быть создан на хозрасчетных началах, на базе межведомственного экологического центра. Имеется уже соответствующее постановление Кабмина.

Стратегия обращения с отходами у нас есть. Во-первых, принята программа использования отходов производства и потребления. Во-вторых, предусмотрено внедрение таких механизмов, которые бы сминимизировали потоки отходов на всех стадиях производства, стимулировали технологические решения, способствующие сокращению количества отходов. Проблему можно решить только при соответствующей государственной политике в отношении этой проблемы. К сожалению, закон «об отходах», о котором говорится уже давно, до сих пор не принят.

Наша стратегия в отношении отходов предусматривает комплекс мер: законодательных, технологических, административных. Предусмотрено в ближайшие годы строительство нескольких заводов по переработке отходов. Ведь отходы, не следует забывать, - материальные ресурсы. И если все эти меры заработают, тогда будет нормальный бизнес на вторичных ресурсах. Как это делается в мире.

…В июне этого года в Киеве проходило большое совещание по проблемам непригодных пестицидов в Украине (в рамках программы «Содействие устойчивому развитию в Украине»). Намечается выделение международного гранта на реализацию пилотной программы инвентаризации накопленных пестицидов. По мнению ученых, руководство рабочей группы по устойчивому развитию сельского хозяйства удивлялось некомпетентности привлеченных на совещание некоторых украинских специалистов. От тех, кто стремится поставить «отходный бизнес» на научно-технологическую основу, не было услышано ничего об имеющихся для этого технологиях. На совещании подчеркивалось, что для решения проблемы накопленных отходов необходимо привлекать научные и медицинские учреждения, то есть не только экологов, но и токсикологов, гигиенистов. Кстати, как вы наверное обратили внимание, упомянутый МЕЦ находится «под крышей» Национальной академии наук.

- Сейчас с экологией происходит что-то невообразимое. Ею занимаются непрофессионалы. Все вдруг стали экологами, раньше все разбирались в футболе, а теперь все спецы в экологии, - такой эмоциональный пассаж прозвучал на одном из заседаний президиума НАНУ.

За науку, конечно, обидно.

А контроль-то голый!..

Самое интересное в том, что как докопались дотошные «зеленые», над которыми любят подтрунивать в Минэкобезопасности, государственный экологический контроль осуществляется на не вполне законных основаниях.

Как известно, в декабре 1994 г. президентским указом на базе двух ведомств было организовано Министерство охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины. С этого времени новосозданное ведомство держит крен в сторону атомно-ядерных проблем. В сентябре 1995 г. постановлением КМ утверждено положение о Главной государственной инспекции по надзору за ядерной безопасностью Минэкобезопасности (Госатоминспекция). Положение же о другой контрольной службе, имеющейся в недрах министерства, - Госэкоинспекции, которым должны быть определены структура и функции этой организации, до сих пор не утверждено.

На выполнение предписания Генпрокуратуры Украины от 14 апреля 1995 года об устранении нарушений законодательства министр Ю.Костенко издал приказ, которым приостановил действие положений об экологических инспекциях по областям, в г.Киеве и г.Севастополе до утверждения новых. И обязал министерские подразделения в течение двух месяцев вынести на утверждение новые проекты соответствующих положений. Контроль за выполнением приказа оставил за собой. Но человек он занятой, а на подчиненных полагаться не всегда можно.

В феврале нынешнего года приказом министра было разрешено предоставление услуг подразделениям Госэкоинспекции. Для этого открываются специальные счета в банковских учреждениях.

Результаты бурной деятельности по оказанию платных экологических услуг долго ждать себя не заставили - с мест пошли нарекания. Например, управление экобезопасности в Донецкой области массово принуждало предприятия заказывать у них выполнение платных услуг. Скажите пожалуйста, как вы будете контролировать того, кто вам уже заплатил денежки?..

Сообразив, что делу можно придать большой размах, в Госэкоинспекции разработали положение о хозрасчетном подразделении при Госэкоинспекции. Таким образом, государственная структура постепенно приобретает черты коммерческой. Оно бы, может, и ничего - иметь такой подручный бизнес, да только ведь везде одни и те же лица. Лучше все же, надежнее, когда контроль - отдельно, коммерция - отдельно. Особенно если это касается отходов, тем более токсических.