В прошлом году зарегистрировано 445 нападений морских пиратов — вдвое больше, чем в 2002-м. Всего же за последние десять лет количество таких нападений утроилось.
Однако мотивация морских пиратов изменилась. Если несколько лет назад наиболее лакомой добычей считались суда, перевозящие наиболее ценные грузы, то сейчас пираты все чаще охотятся на нефтяные танкеры. Интерес пиратов понятен — 60 процентов нефтяных перевозок в мире осуществляется именно морским путем, количество танкеров оценивается в 4 тысячи, а ситуация на нефтяном рынке сейчас напряженная.
Сообщения разнообразных спецслужб о предотвращении попыток захвата нефтяных танкеров в последние годы появлялись в мировой прессе достаточно регулярно. Октябрь же 2002 года запомнится нападением на французский танкер. Правда, этот случай считают не слишком характерным. Ведь чаще всего пираты выбирают танкеры тех стран, которые не в состоянии обеспечить должную охрану своим судам. Без разницы, танкер какой страны подвергнется нападению — в случае удачи скачок цен на нефть на мировых рынках скажется и на главных целях террористов. Да плюс еще загрязнение моря в связи с утечкой нефти.
Учитывая все вышеперечисленное, сотрудники Института анализа глобальной безопасности Гэл Люфт и Эн Корин опубликовали в Foreign Affairs статью, где обосновывают необходимость международной кооперации по обузданию морского пиратства. Необходимо создать единую сеть, позволяющую отслеживать появление подозрительных судов в национальных и международных водах, идентифицировать их и, в случае необходимости, задерживать. Для этого в особо «узких» местах, через которые проходит большинство путей международного морского сообщения, ввести патрулирование международными военно-морскими силами. Это касается, в первую очередь, Гибралтарского, Малаккского, Баб-эль-Мандебского, Босфорского проливов, а также Суэцкого канала. Кроме того, необходимо создание стратегических нефтяных резервов как национального масштаба (по примеру США), так и международного — их использование позволит нивелировать скачок цен на нефть в случае перебоев с поставками. Рекомендован также постепенный отказ от морской транспортировки нефти за счет строительства новых, над- или подводных трубопроводов. Хотя наиболее эффективным средством борьбы с пиратствующими террористами авторы исследования считают скорейший отказ от использования нефти в качестве основного источника энергии и переход на альтернативные.