Этот уникальный обелиск стоит у развилки дорог, на берегу озера в селе Кулешовка Недригайловского района Сумской области.
В 1839 году местные крестьяне наткнулись на огромные кости, вымытые из земли дождевыми водами. Весть о находке, облетевшая окрестности, дошла до здешнего землевладельца - обер-камергера графа Ю.Головкина. Он распорядился откопать загадочные останки. На место раскопок прибыл профессор медицины Харьковского университета Иван Иосифович Калениченко. Он-то определил, что найдены кости мамонта.
По проекту и под руководством украинского натуралиста был отлит из чугуна, доставлен из Харькова на лошадях и установлен в 1841 году в Кулешовке этот трехметровый памятник с мамонтовым барельефом, прекрасно сохранившийся и до наших дней. «На сем месте, - гласит отлитая на четырехграннике надпись, - в 1839 году открыт остов предпотопного мамонта».
Несмотря на то, что завершить раскопки помешали грунтовые воды, за десять дней работ удалось извлечь на поверхность столько костей, что их хватило бы на два полных скелета. Уже тогда было установлено, что кости принадлежат животным, убитым древними охотниками: многие из находок были раздроблены. Рассказывая об этом позже на страницах петербургской газеты «Северная пчела», И.Калениченко высказал предположение, что первобытный человек, видимо, добывал из мамонтовых костей мозг. Проверить справедливость этой догадки можно и сегодня: кости ископаемых исполинов, переданные Харьковскому университету, и поныне хранятся в его зоологическом музее.
Разные бывают памятники животным. Одни поставлены в похвалу собратьям нашим меньшим, другие нам самим в назидание и в укоризну. Говорят, в Англии и Германии установлены памятники последнему волку. А сколько раз благодарное человечество увековечивало в камне и металле своего давнего четвероногого друга - собаку!.. Вспоминая сейчас о скромном чугунном памятном знаке, установленном на месте кулешовской находки, приходишь к мысли, что на костях мамонта чуть ли не в буквальном смысле построена вся человеческая цивилизация. Уже сам по себе являясь памятником детства человеческого, мамонт давно просится на пьедестал, перед которым всем нам следовало бы преклонить колени.