UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОТКУДА ДУЮТ ЧЕРНОБЫЛЬСКИЕ ВЕТРЫ,

ли Долго ли быть городу-курорту Ворзелю в зоне? Мое внимание привлекла статья Бориса Хандроса «Сло...

Автор: Юрий Соломатин

ли Долго ли быть городу-курорту Ворзелю в зоне?

Мое внимание привлекла статья Бориса Хандроса «Слово о Ворзеле» («ЗН», №32 1996 г.), в которой идет речь о современной трагической истории уникального города-курорта, расположенного в предместьях Киева, но... в 4-й зоне радиоактивного загрязнения (усиленного радиоэкологического контроля) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г.

По мнению автора статьи и главного действующего лица публикации, директора самого крупного и известного санатория «Победа» А.Бростовского, возрождение города-курорта обусловлено исключительно будущим закрытием ЧАЭС.

На вопрос автора статьи: «Почему же Ворзель все еще в зоне?», директор санатория «Победа» уверенно отвечает: «Пока работает ЧАЭС и дуют, всегда будут дуть неуправляемые ветры, Ворзель останется в зоне. И тут никакого обмана». К сожалению, это ошибочное мнение, типичное для рядового гражданина, в устах уважаемого представителя санаторно-курортной службы уже получает некоторый вес, а тиражированное в популярном издании, приобретает характер хотя и неумышленной, но фактической дезинформации.

Итак, разберемся документально, какие «ветры» повлияли на отнесение города-курорта Ворзель к 4-й зоне радиоактивного загрязнения? При этом надо ответить на один сакраментальный вопрос: «Возможны ли в Украине двойные стандарты в области радиационной защиты населения?» К сожалению, двойные стандарты в законах Украины, связанные с чернобыльской катастрофой, расцвели пышным цветом. Покажем это на самом простом примере - определении количества населенных пунктов, отнесенных к 4-й зоне усиленного радиоэкологического контроля.

Прежде всего, мой внутренний голос специалиста подсказывает: «Стоп! Скажи людям, а сколько же они «хватали» этой «клятой радиации» в доаварийный период? Какова она, эта радиационная «печка», от которой мы теперь должны танцевать, оценивая последствия Чернобыля?

По данным Национального центра радиационной медицины АМН Украины, годовая доза облучения в доаварийный период от всех источников облучения (естественных и техногенных) составляла 0,52 бэр, в т.ч. до 70% за счет естественного радиоактивного газа радона.

Следует отметить, что вся радиация стала «клятой» лишь после 1986 года, в связи с событиями на Чернобыльской АЭС. Вместе с тем многие ученые и сейчас утверждают, что радиация, солнечная и ионизирующая, явилась одним из благотворных и решающих факторов зарождения и эволюции живого на Земле. По самым скромным оценкам, уровень ионизирующей радиации на момент зарождения живого на Земле был в два-три раза выше современного.

Существовавшая в советские времена 35-бэрная концепция радиационной защиты населения была жестоко раскритикована демократическими силами и квалифицирована как антигуманная. Взамен была предложена более гумання 7-бэрная концепция, утвержденная на сессии Верховной Рады Украины в феврале 1991 г.

Славная советская наука в области радиационной защиты населения, раскритиковання и затаврованная как пособница тоталитарного имперского режима, в последний раз пыталась сказать свое слово на I Всесоюзном съезде радиобиологов, состоявшемся в июле 1991 года. Съезд ученых был превращен в политическое ристалище. Большинством в несколько голосов участники съезда (... а их было около 500) отдали предпочтение 7-бэрной концепции. Казалось бы, вопрос решен, со стороны ученого мира получено одобрение в таком важном вопросе.

Но ученые знают, что в ситуации «fifty-fifty» (50% на 50%), которая была зафиксирована на съезде, такие вопросы (голосованием) принципиально не решаются! А если решение большинством в один (!) голос и принято, то это паллиативное решение, лишь сеющее семена раздора... Ведь завтра и запросто большинство, и в один голос может быть получено с другой стороны!

Итак, 7-бэрная концепция радиационной защиты в июле 1991 г. была принята учеными СССР как паллиатив. И это надо помнить! Но именно от нее следует «танцевать», рассматривая вопросы радиационной защиты населения.

В переводе на общедоступный язык 7-бэрную концепцию можно сформулировать так.

Среднестатистический житель за 70 лет своей жизни получает за счет естественных и техногенных источников облучения дозу в 35 бэр (70 лет х 0,52 бэр/год). То, что предлагала в качестве допустимого советская наука, прислуживавшая имперскому, тоталитарному режиму, - в случае аварийной ситуации считать допустимым получение дополнительной дозы за 70 лет жизни еще 35 бэр (0,5 бэр/год), - это неприемлемо, это - плохо!

Приемлемо и хорошо, если мы этот предел уменьшили до 7 бэр за 70 лет (0,1 бэр в год), т.е. до величины дозы, которую среднестатистический человек получает за всю жизнь от естественного гамма-фона, или до 20% от той дозы, которую этот же человек получает за всю свою жизнь от всех естественных и техногенных источников облучения.

Таким образом, если «хватаем» до 0,1 бэр в год дополнительной дозы (за счет чернобыльского загрязнения), то «любимый город может спасть спокойно». Это - очень жесткое требование - на уровне мировых стандартов, это - «хорошо».

Итак, ответ на вопрос: «Что такое - хорошо..?», закреплен в Национальной концепции радиационной защиты населения от последствий чернобыльской катастрофы, принятой в феврале 1991 г., послужившей основой для разработки двух законов Украины, связанных с чернобыльской катастрофой. И вот тут начинаются чудеса!

Статья I Закона Украины «О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы» гласит: «К территориям, подвергшимся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, в пределах Украины относятся территории, на которых возникло стойкое загрязнение окружающей среды радиоактивными веществами сверхдоаварийного уровня, что с учетом природно-климатической и комплексной экологической характеристики конкретных территорий может привести к облучению населения свыше 1,0 мЗв (0,1 бэр) в год, и которое требует принятия мер по радиационной защите населения...»

Статья 3 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы» гласит: «Условием проживания и трудовой деятельности населения без ограничений по радиационному фактору является получение дополнительной за счет загрязнения территории радиоактивными изотопами дозы, не превышающей уровня облучения 1,0 мЗв (0,1 бэр) в год».

Казалось бы, все ясно! Однако вся ясность исчезает полностью после прочтения статьи 2 упомянутого Закона Украины «О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы», где идет речь о зонировании радиоактивно загрязненных территорий. Этой статьей закона насильственно вводится так называемая 4-я зона - усиленного радиоэкологического контроля, в которой годовая доза аварийного облучения составляет величины менее 1,0 мЗв (0,1 бэр)! А это - 1288 населенных пунктов, в т.ч. г. Ворзель, в которых проживает 1,7 млн. населения!

Откуда «растут ноги» у 4-й зоны - это разговор особый. Пока же подчеркнем еще раз - выделение этой зоны, предоставление проживающему в ней населению льгот и компенсаций - это нонсенс, абсурд! Один мой знакомый ученый, специалист в области дозиметрии, эту ситуацию охарактеризовал так: «Такое могут позволить себе лишь очень богатые нефтедолларовые страны!»

Во всяком случае, экономическая удавка 4-й зоны, наброшенная на бюджет нефтедолларового Союза, благополучно была унаследована независимой, но купонокарбованцевой Украиной и продолжает ее додушивать... Уже с гривней.

Даже в условиях кричаще паллиативных законов, связанных с чернобыльской катастрофой, можно было кое-что подправить. Прежде всего, пересмотром перечней населенных пунктов, отнесенных к разным зонам радиоактивного загрязнения.

Предпоследний раз такой пересмотр был проведен с учетом данных дозиметрической паспортизации населенных пунктов, проведенной в 1991-1992 годах, а новые перечни населенных пунктов (... уточнение проводилось практически только в отношении 4-й зоны) были утверждены распоряжением Кабинета министров Украины от 12 января 1993 г.

№ 17р.

Последняя попытка привести перечни населенных пунктов, относящихся к зонам радиоактивного загрязнения, в соответствии с изменившейся к лучшему радиационной обстановки, была предпринята при подготовке постановления Кабинета министров Украины от 29 августа 1994 г.

№ 600. Этим постановлением фактически ликвидировалась 4-я зона радиоактивного загрязнения. Какую бурю протестов это вызвало - ...все помнят. Депутатское чернобыльское и региональное лобби стеной встало на «защиту пострадавших».

В итоге правительство было вынуждено приостановить действие этого постановления на неопределенный срок. Якобы до уточнения новой Концепции радиационной защиты населения Украины, которая, к слову будь сказано, должна была быть вынесена и рассмотрена на 3-й, весенней (1995 г.) сессии Верховного Совета Украины, потом - перенесена на осень, на 4-ю сессию. А теперь - уже на 5-ю, зимнюю сессию (1996-1997 гг.). Все это как-то наивно и нелепо, как будто можно остановить радиоактивный распад и естественные процессы, приводящие к изменению радиационной обстановки в лучшую сторону.

В процессе неоднократных уточнений чернобыльских законов были предложения о ликвидации 4-й зоны, как анахронизма, но под давлением чернобыльского лобби она была сохранена, а ее нижняя граница - «скорректирована»: в законах, вместо так называемого 90% показателя плотности загрязнения почв радиоцезием величиной 1 Ки/кв. км был введен, наконец-то, как и для других зон, дозовый критерий - 0,05 бэр/год, т.е. величиной 10% от дочернобыльского уровня облучения за счет естественных и техногенных источников и вдвое меньше величины 0,1 бэр, предусмотренной действующей концепцией как допустимым дополнительным уровнем облучения.

В этом случае в 4-й зоне все-таки остается 650 населенных пунктов, в которых проживает около 0,5 млн. населения, а 638 населенных пунктов - 1,2 млн. чел. (в т.ч. г.Ворзель) - из этой зоны должно быть выведено.

По официальным данным о результатах дозиметрической паспортизации населенных пунктов Украины, подвергшихся радиоактивному загрязнению после чернобыльской аварии (сборник № 5, сводные данные 1991 - 95 гг.), в г. Ворзель плотность загрязнения почв радиоцезием составляет 0,78 кюри/кв.км, усредненный уровень загрязнения молока из частных подсобных хозяйств - до 3 Бк/литр, т.е. на пороге чувствительности современной многоканальной гамма-спектрометрической аппаратуры, а среднегодовая дополнительная суммарная доза облучения составляет 0,14 мЗв (0,014 бэр), т.е. в три раза ниже границы так называемой 4-й зоны и в семь раз ниже международно признанной границы безопасного проживания. Так о чем шумим, братцы, и откуда «ветры» дуют?

Пересмотр отнесения населенных пунктов к разным зонам радиоактивного загрязнения рано или поздно придется делать. Соответствующие документы и проекты решений подготовлены и представлены для рассмотрения в Кабинет министров и Верховную Раду Украины. Это будет, конечно, прежде всего политическое решение. Но перед этим надо провести огромную подготовительную и разъяснительную работу. А двойных стандартов в области радиационной защиты допускать нельзя.

Правда всегда одна на всех. И сказать надо о ней честно и вовремя.