Украина находится на острие экологического кризиса и потому нуждается в оперативных антикризисных мерах. Их цель — выйти на уровень развитых стран мира не только по экономическому благосостоянию населения, но и по экологическим параметрам. На первом этапе важная часть основных мер по ослаблению техногенного давления на окружающую среду совпадает с потребностями экономического возрождения страны. Это прежде всего весомое (в несколько раз) уменьшение энергоемкости, материалоемкости, вредности, водоемкости производства, активное использование вторичных ресурсов, так называемых техногенных месторождений. Это также реальное внедрение комплекса природоохранных мер, присущих развитым странам. Но эти меры все-таки не стратегические, а оперативные, направленные на ликвидацию или, по крайней мере, минимизацию отставания Украины от передовых стран мира. Поскольку наша страна является лишь небольшой частью человеческого сообщества, стратегические основы ее становления целесообразно рассматривать в контексте развития человечества в целом.
Наростая, деятельность человеческой цивилизации все больше охватывает биотические и абиотические звенья окружающей среды, постепенно перерабатывая и деформируя ее под свои нужды. По предложению выдающегося советского геохимика А.Ферсмана это влияние человека на окружающую среду названо техногенезом, а части биосферы, атмосферы, гидросферы и литосферы, находящиеся под техногенным влиянием человеческой цивилизации, — «техносферой». Техногенное освоение значительной части планеты Земля, наряду с удовлетворением нужд человеческой цивилизации (освоение новых ресурсов, создание новых коммуникаций, источников энергии, средств быстрого передвижения и комфортного образа жизни и т.д.) все больше деформирует, угнетает, разрушает и истребляет ее биоту, загрязняет атмосферу и гидросферу, приводит к деградации ее почв, нарушает природную целостность и геохимическую естественность земной коры.
Человечеству необходимо в довольно краткий промежуток времени сконцентрировать гигантские усилия, дабы не оказаться над пропастью экологической катастрофы, а направить свое развитие в сторону создания ноосферы. Человечество уже пережило крупнейший в его истории неолитический кризис, грозивший ему полным уничтожением. Вымирание в то время (13—10 тыс. лет назад) было угрожающим. Человечество тогда мало чем отличалось от какого-либо биологического вида и полностью зависело от стабильности условий, существовавших в экологической нише, которую оно занимало. Неолитический кризис обусловливался значительной перестройкой ландшафтно-климатических условий на планете, связанных с окончанием обледенения. Благодаря изобретению земледелия и скотоводчества, созданию искусственного биохимического оборота веществ в природе человечество еще тогда положило начало цивилизации, щедротами которой мы пользуемся и сейчас. То есть, в ней еще тогда были заложены те разногласия между природой и человеком, которые привели нас к новому кризису. Сейчас мы столкнулись с принципиально новым характером трудностей, не преодолев которые, рискуем вычеркнуть себя из дальнейшей истории планеты. Стремительное наращивание искусственных технологий и производств, особенно в последние два столетия, и активное увеличение численности человечества привели к отчуждению человека от природы, агрессивному отношению к ней.
Понятно, что современное развитие технологий, существенное повышение эффективности и экологической безопасности производств, создание и внедрение в жизнь природоохранного законодательства, усиление заповедного дела, развитие экосети и т.п. — полезные и нужные вещи. Но они, смягчая остроту современного состояния, по сути, не касаются глубинных основ проблемы. Даже если будут выполнены вышеперечисленные и другие мероприятия, деструктивная основа нашей цивилизации касательно природы остается вследствие несоблюдения законов биосферы, их неполного знания и, следовательно, постоянного нарушения.
Поэтому, в отличие от стихийного выхода из неолитического кризиса, когда, прежде чем найти противодействие, человечество должно было пожертвовать значительной частью своих соплеменников, к следующим кризисным вызовам, порожденным совокупностью будущих природных и техногенных изменений, человечеству необходимо осознанно подготовиться, дабы выйти из испытаний достойно.
Но для этого нужен ряд взаимосогласованных усилий, начиная от международных координирующих организаций и правительств большинства стран и заканчивая каждым поселком, церковным приходом, школьным учреждением, учителем.
Несмотря на разнообразие партий, политических, экономических и других идеологий, необходимо создать единую приемлемую в каждой стране, для всего человечества идеологию относительно необходимости согласованного развития биосферы и человеческой цивилизации. Это должно стать общей основой существования и целенаправленного развития человечества на перспективу. Именно в таком ракурсе и нужно рассматривать декларацию устойчивого развития», предложенную на международной конференции в Рио-де-Жанейро. Естественно, реализация этой цели потребует гигантских согласованных усилий.
Разногласия цивилизационные, межгосударственные, конфессиональные, межнациональные постепенно будут сниматься глобализацией экономической, политической и культурной жизни. В этом смысле, несмотря на все потери, вызванные этим процессом (экономические, национальные, языковые и т.п.), его нужно считать и развивать как положительный с позиций возможностей возникновения, распространения и поддержки новых идей по дальнейшей экологизации жизни человечества.
Еще один важный фактор активизации экологических действий человечества и все более тесного его объединения — это диктат страха перед возможными катастрофическими природно-техногенными событиями вроде глобальных изменений климата. С нарастанием этих угроз страх будет толкать мировую общественность к как можно более системным комплексным выводам и как можно более обязательному выполнению согласованных решений всеми государствами.
Наряду с этими процессами будет продолжать свое ускоренное развитие наука. Биогенетики, расширяя фронт ДНК-знаний, наконец-то смогут менять биологические характеристики имеющихся видов организмов, создавать новые их типы, новые формы жизни.
Понятно, что путь в направлении овладения рычагами управления эволюцией человека и биосферы усеян многими очень опасными угрозами. Необходимо заблаговременно научиться их безошибочно выявлять и нейтрализовывать. Перефразировав удачное высказывание американского физика Мичио Кайку, можно спрогнозировать, что из пассивных наблюдателей и противников Природы мы можем превратиться в ее активных хореографов и соучастников в едином танцевальном ансамбле. Если это произойдет, термин «коэволюция» (совместное развитие) человечества и биосферы, использованный академиком Российской академии наук М.Моисеевым, получает совершенно иное наполнение.
Итак, в качестве базовой идеологии дальнейшего сосуществования и развития человечества и биосферы нужно взять принцип управляемой коэволюции. Этот принцип должен базироваться на глубоком знании законов, факторов и процессов экологической биологии, молекулярной биологии, генетики, биоинженерии, информационной и нанотехнологий, наук геологического и географического направлений. Принцип управляемой коэволюции относится к единой системе «человечество—природа». Управляемость будет означать также ускорение эволюции природы в соответствии с темпами развития человечества. Именно совместное управляемое развитие природы и человека служит основой постепенной перестройки стихийно созданной техносферы в ноосферу.
В связи с этим очень много значит создание специализированных комплексных эколого-ноосферных научных мозговых центров глобального и регионального характера для всестороннего анализа состояния природы, ее элементов и процессов, взаимодействия человеческой цивилизации с природой, изучения последствий этого взаимодействия, моделирования дальнейших тенденций, рисков и прогнозов будущих изменений. В этих центрах на основе комплексных исследований должны разрабатываться многосценарные варианты рисков, с одной стороны, и оптимальные варианты развития системы «человечество — природа» — с другой.
Зародыши отдельных частей таких центров время от времени возникают как разовые или периодически действующие образования комплексного или относительно узкого целевого предназначения. Вспомним хотя бы Римский клуб, Центр математического моделирования АН СССР во главе с академиком М.Моисеевым, Всемирную федерацию изучения будущего, Американский национальный центр по исследованию генома человека и т.п. В последние годы в разных странах на базе моделирующих суперсистем выполняются многосценарные исследования изменений климата и их последствий. Важным компонентом будущих мозговых центров могут стать программы наподобие GEOSS, GMS и т.п., основанные на использовании новейших космических технологий дистанционного мониторинга и многокомпонентного комплексного моделирования природно-техногенных процессов и изменений с применением сверхмощных компьютеров. С другой стороны, такими центрами становятся лаборатории по проблемам изучения ДНК, развития биоинженерии, нанотехнологий и т.п. В перспективе эти два направления соединятся с целью развития управляемой эволюции компонентов биосферы.
Реализация упомянутых и других задач требует эффективной координации и управления процессом экологизации общей деятельности человечества, а также ноосферизации усилий, направленных на возрождение и усовершенствование нашего общего для человечества и природы дома. Сначала это могут быть координационные советы, комиссии вроде Европейской комиссии в Европейском Союзе с выделением и подчинением отдельных звеньев суверенитета для коллективного управления. Но, в конце концов, реализация стратегии требует создания единого представительского и руководящего органа, который должен формироваться из наиболее научно подготовленных, профессионально опытных, высоконравственных людей.
Подготовка такой стратегии, ее постепенная, но все более интенсивная реализация, — безусловно, сложная задача для человечества. Но только по этому пути мы сможем перейти от предыстории нашей квазицивилизации к настоящей истории полноценной цивилизации человечества, которое станет коллективным умом ноосферы! Следует полагать, что именно такое развитие человечества соответствовало бы мечтам В.Вернадского, развивавшего идею ноосферы.