UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОБЪЕКТ «У» ПОТЕНЦИАЛЬНО ЯДЕРНООПАСЕН

Весь мир, не говоря уже об Украине, взбудоражен новостью о том, что в разрушенном четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции, т.е...

Авторы: Вадим Петров, Лидия Суржик

Весь мир, не говоря уже об Украине, взбудоражен новостью о том, что в разрушенном четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции, т.е. в объекте «Укрытие», называемом еще «саркофаг», зафиксировано резкое увеличение потока нейтронов. Слухи ходят самые невероятные, чем и опасны.

Итак, что же произошло? 12, 16 и 19 сентября стационарная информационно-исследовательская система «Финиш» (она представляет собой несколько десятков датчиков, установленных в объекте «Укрытие», сокращенно - объект «У») зафиксировала рост мощности нейтронного потока местами в 4-5 и даже в 10 раз.

Главный вопрос - почему? Что же произошло вдруг через десять лет после аварии?

Три версии были высказаны корреспондентам «ЗН» в один день!

Начальник отдела информации Чернобыльской атомной электростанции Валерий Идельсон сообщил, что ничего страшного, в принципе, не произошло. А увеличение нейтронного потока, возможно, и не было, это - неполадки в тех самых датчиках. Валерий Иосифович добавил, что генеральный директор ЧАЭС Сергей Парашин подписал приказ о создании специальной комиссии, которая изучит обстановку и вынесет свой вердикт где-то на следующей неделе. В состав комиссии включены работники станции и ученые.

Министр охраны окружающей природной среды Юрий Костенко на пресс-конференции сказал, что на данный момент нет точной информации, что же происходит в «Укрытии». «Сегодня невозможно однозначно ответить на вопрос, чем вызваны эти сигналы», - считает министр. Вполне возможно, там происходит цепная ядерная реакция. Причем датчики вполне исправны. В настоящее время в объекте «Укрытие» установлены две системы мониторинга - «Финиш» и другая, экспериментальная. И первая, и вторая системы показали увеличение нейтронного потока. Причем после роста этого потока увеличилась мощность альфа-излучения. Установить причину резкого повышения нейтронной активности достоверно нельзя, ибо нет четких и ясных данных о том, где, в каком месте сейчас сконцентрировано наибольшее количество отработанного ядерного топлива. По оценкам одних экспертов, количество такого топлива в четвертом энергоблоке - 5 процентов, по оценкам других - 95... Пока в «Укрытии» находится ядерное топливо, нельзя говорить о его экологической безопасности.

Директор Института ядерных исследований академик Иван Вишневский сообщил, что в «саркофаге» есть элементы альфа-распада. И нейтронный поток там был, есть и будет. А схему происходящего Иван Николаевич упрощенно описал так: «Прошли дожди, вода попала в четвертый энергоблок. Нейтроны, которые блуждают в воде, замедлили свою скорость. Реакция идет активнее, увеличивается поток нейтронов. Но рост этот не опасный. Это не цепная реакция. Для начала такой реакции необходимо, чтобы нейтронный поток составил десять в девятой степени. Основная причина происшедшего, на мой взгляд, - заполнение водой радиоактивных отходов и отработанного топлива. Физическая картина ясна».

Но почему именно сейчас зафиксировали увеличение потока нейтронов? Ведь дожди и сильные ливни шли и раньше, вода попадала в «Укрытие» все десять лет. Какую опасность от объекта «У» можно ожидать в перспективе? Не приведут ли радиохимические процессы, происходящие там, к тепловому взрыву? Подобно цепной реакции нарастает лавина вопросов.

25 сентября в президиуме Национальной академии наук Украины состоялось обсуждение вопроса о радиационно-экологическом состоянии объекта «Укрытие», в котором принимали участие крупнейшие ученые, ведущие работы на разрушенном энергоблоке. Вице-президент НАНУ академик Виктор Барьяхтар, который возглавляет научные исследования в «саркофаге», сообщил следующее:

- Начиная с 1986 года ведутся постоянные наблюдения за процессами, происходящими в объекте «Укрытие». Были запущены две системы контроля, система радиационной защиты. Все приборы и аппаратура работали и работают нормально.

В 1992 г. был создан межотраслевой научно-технологический центр «Укрытие», который совместно с российскими коллегами начал заниматься глубокими научными исследованиями в разрушенном энергоблоке. Стало ясно, что за истекшие после взрыва пять-шесть лет произошли очень серьезные изменения в состоянии топливосодержащих масс.

Возник вопрос: почему с такой скоростью идет распад? Откровенно говоря, никто пока объяснить не может, почему это происходит. Еще несколько лет назад поняли, что проблема «саркофага» настолько серьезная и в нем происходят такие необратимые изменения, что необходимо ставить вопрос об «Укрытии-2». Как вы помните, еще три года назад состоялся международный тендер. Но до сих пор окончательного ТЭО так и не сделано, никакие работы не проведены. А время не ждет.

Научные исследования комплексной экспедиции Института имени Курчатова, Института ядерных исследований НАНУ, МНТЦ «Укрытие» показали, что отработанное ядерное топливо внутри объекта «Укрытие» находится в самых разнообразных формах. Также внутри объекта находится большое количество водных растворов солей урана. За последние полтора года с этой водой произошли опасные изменения, а именно: в ней резко растет концентрация урана и сейчас она достигла сотен миллиграммов на литр (тогда как три года назад это были миллиграммы на литр).

Процессы, приводящие к изменению структуры топливосодержащих масс, и события, связанные с потоком нейтронов, дают нам основания говорить о том, что сейчас объект «Укрытие» представляет собой тройную опасность: радиоэкологическую, радиационную и ядерную. О последней мы, ученые, начали говорить с 1995-го, даже с 1993 года. Впервые о том, что «Укрытие» представляет такую опасность, украинская делегация официально доложила на недавней конференции

МАГАТЭ в Вене.

Что значит ядерноопасный объект? По классификации МАГАТЭ, это такой объект, в котором может усиливаться поток нейтронов. Вовсе не означает, что это цепная реакция, но в определенных условиях в какой-то промежуток времени может произойти усиление потока нейтронов, например, за счет попадания воды. Такие условия создались в четвертом блоке. Первая нейтронная вспышка была зафиксирована в январе этого года (а самая первая - еще в 1990 году, но тогда это точно еще не было идентифицировано). А теперь эти вспышки мы связываем с тем, что произошло попадание воды в топливосодержащие массы. Существует ли опасность возникновения самоподдерживающейся цепной реакции? Вероятность ее практически равна нулю, о ядерном взрыве не может быть и речи.

Тем не менее усиление нейтронного потока означает резкое ухудшение обстановки внутри «Укрытия». Но я не разделяю, вернее, мы - коллектив экспертов МНТЦ «Укрытие», точку зрения об опасности теплового взрыва.

Проведенные наблюдения, исследования, экспериментальные данные дают основания для четкого вывода: никакой опасности пока ни для жителей Чернобыля, ни для Киева и всего населения Украины не существует. Это во-первых. Но - и это второе - объект перешел в класс ядерноопасных. И третье: в будущем ситуация может усугубиться. Это не значит, что там пойдет цепная реакция, но может намного повыситься фон внутри «Укрытия». Поэтому нужно принимать срочные меры по его стабилизации. Состояние радиоактивной воды, несомненно, будет ухудшаться. Ее удаление - это сейчас проблема номер один. Необходимо построить небольшое производство по откачке и переработке воды, притом делать это нужно срочно. И, главное, без паники, потому что каждый доллар, вложенный за счет массового стресса, обойдется нам в десять раз дороже.

По мнению доктора физико-математических наук Александра Борового из Российского научного центра «Курчатовский институт», возглавляющего ныне отделение МНТУ «Укрытие», ядерный взрыв невозможен в открытой системе. Население может быть спокойно.

Химики, рассматривая проблему «со своей колокольни», ставят вопрос: а не возникнет ли угроза химического взрыва? Ведь идет непрерывный радиолиз воды, выделяется водород, присутствует кислород. Но этот аспект проблемы подлежит еще наблюдению и изучению, пока же даже датчиков на водород на объекте «У» нет...

К окончательным выводам относительно процессов, происходящих в разрушенном реакторе, ученые еще не пришли. Специальная комиссия продолжает работу. О ее результатах и состоянии «Саркофага» ученые и руководство МНТУ «Укрытие» обещали регулярно информировать через средства массовой информации.

А пока нет окончательных выводов, наверное, трудно согласиться с претенциозными публикациями в некоторых газетах типа того, что Киев устраивает ядерный шантаж миру в корыстных целях, с тем, чтобы выбить деньги на поддержание ЧАЭС в эксплуатации. Зарубежные средства массовой информации усмотрели в происшествии с нейтронными потоками и последовавшем за этим заявлением министра экобезопасности Украины Ю.Костенко в первую очередь политическую подоплеку. Тем более, что, во-первых, на днях прошла 40-я сессия Генеральной конференции МАГАТЭ, где обсуждались вопросы финансирования закрытия ЧАЭС. Во-вторых, эта проблема серьезно обсуждается в Европейской комиссии. (Кстати, комиссар ЕС Ханс Ван ден Брук в ходе своего недавнего визита в Украину затрагивал проблему закрытия ЧАЭС). В-третьих, 11 октября в Париже должны начаться переговоры по вопросу предоставления нашей стране реальных денег, готовится соглашение. Возможно, уже с января следующего года откроют финансирование.

Кстати, когда верстался номер, мы получили заявление пресс-центра Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины. В нем идет речь о том, что 25 и 26 сентября некоторые средства массовой информации Российской Федерации, в частности телеканал ОРТ и газета «Известия», распространили искаженную информацию о ситуации на 4-м блоке ЧАЭС (объект «Укрытие») со ссылкой на цитату министра экобезопасности Украины Ю.Костенко. Пресс-центр Минэкобезопасности уполномочен заявить, что несуществующая «цитата» из выступления министра (газета «Известия», 26 сентября) и общий ход этих сообщений не отвечают действительности и искажают информацию, которая была предоставлена журналистам на пресс-конференции. «Сообщения российских средств массовой информации, в том числе тех, представители которых вообще не присутствовали на пресс-конференции 24 сентября, искусственно создали сенсационный антураж вокруг ситуации на разрушенном 4-м блоке ЧАЭС. Особенное возмущение вызывает тот факт, что названные средства массовой информации... перешли к безосновательным обвинениям Украины в шантаже стран «Большой семерки» перед началом очередного раунда переговоров относительно финансирования закрытия ЧАЭС» - отмечается в заявлении.

Как бы там ни было, но всколыхнувшее всех происшествие с нейтронным потоком еще раз напомнило миру о Чернобыле, ставшем для него печальным символом Украины, о таящем реальную угрозу «Саркофаге». В эти и без того мрачные от ненастья дни к вихрям магнитных бурь добавились волны массового стресса от «что-то опять произошло в Чернобыле». Несколько дней кряду не умолкали телефоны в Академии наук, обращались послы различных стран.

Но несомненно одно: с потенциально ядерноопасным объектом надо что-то срочно решать. Ибо никто не может достоверно сказать, какие сюрпризы от него можно ожидать завтра.