UA / RU
Поддержать ZN.ua

О ПОЛЬЗЕ «ЗООЛОГИКОВ»

— Вовка, ты кем хочешь стать? — спросила как-то у молодого человека лет шести от роду его сестра. — Буду зоологиком, — уверенно ответил тот...

Автор: Надежда Гоцуенко
На плечах у директора Николаевского зоопарка Владимира Топчия — «воротничок», которому позавидовала бы любая модница
Николаевский зоопарк

— Вовка, ты кем хочешь стать? — спросила как-то у молодого человека лет шести от роду его сестра.

— Буду зоологиком, — уверенно ответил тот.

А потом пятиклассник Вова Топчий пришел в кружок юннатов при Николаевском зоопарке. Надо сказать, что Николаевский зоопарк — один из старейших в Украине. Он был основан еще в 1901 году городским головой Николаем Леонтовичем, сначала — как частная коллекция, хорошо известная не только в России, но и в Европе. Это нынче благодарные николаевцы-энтузиасты, историки, кропотливо, по крупицам восстанавливая образ Леонтовича, донесли до нас информацию об этом очень образованном дворянине, который, будучи городским головой, великодушно открыл доступ к своей знаменитой коллекции рыб, птиц и змей всем желающим. А в смутном 17-м пришедшие к власти большевики отлучили Леонтовича от управления городом. И не только он был вынужден передать свое любимое детище в руки новым хозяевам. Правда, последние «великодушно» разрешили ему оставаться директором коллекции. Что, впрочем, не спасло основателя зоопарка от предстоящих репрессий…

Удивления достоин и такой факт истории Николаевского зоопарка: когда нашу землю оккупировали фашисты, здесь не бросили зверей на произвол судьбы и не застрелили, чтоб не достались никому. Единственный из зоопарков СССР на оккупированной территории, Николаевский, продолжал работать. Как утверждают знающие люди, во многом благодаря стараниям его тогдашнего директора — Федора Ничикова, которого не только не тронули немцы, но и (что тоже удивительно) наши репрессивные органы впоследствии так и не обвинили его в коллаборационизме.

Впоследствии в Николаевском зоопарке происходило еще много интересных событий, которые невозможно перечислить в рамках газеты. Самым знаковым, пожалуй, можно считать строительство в 1976 г. новой его территории площадью 18 гектаров буквально «с нуля», что для истории зоопарков СССР было достаточно революционно.

Но все это будет позже. А пока был старый центр города с его обязательными атрибутами — памятником Ленину и монументальным обкомом партии. Во все это великолепие как-то не вписывался старенький зоопарк, расположенный по соседству. Но именно он, как магнит, манил к себе маленького Володю Топчия и его ровесников. Вход в зоопарк был расположен прямо в доме Леонтовича. Посетители шли через анфиладу комнат с высокими потолками, с печным отоплением. В старинных комнатах располагались попугаи, обезьяны, рыбы, пресмыкающиеся и земноводные. Как вспоминает Владимир Топчий, красивый аквариум со скаляриями снаружи был облицован большими перламутровыми морскими раковинами. И ему очень хотелось выковырять одну из них. Но, ясное дело, юннату не подобало совершать такой поступок. А подобало слушаться строгого руководителя кружка юннатов Татьяну Демьяновну Грушенко. Тогда, в 1965 г, получив из ее рук членский билет кружковца, Владимир Топчий и представить себе не мог, что в будущем они будут работать вместе, в одном кабинете.

Но и это тоже будет позже. Сначала юному натуралисту предстояло окончить школу, выпить горькую чашу провала на заветный биофак и пойти трудиться на местный завод. По дороге на работу он страстно мечтал: вот свернет за угол, а родимого предприятия… не окажется на месте, и тогда он быстренько — в зоопарк! Однажды, проходя мимо любимого заведения, он приметил объявление «Требуется биолог». Надо было обладать изрядной долей наглости, чтобы обыкновенному рабочему парню, пусть даже и бывшему натуралисту, откликнуться на такое приглашение. Но Топчий все-таки решил предложить свои услуги. И услышал в ответ, что вообще-то зоопарку нужен экскурсовод, а место биолога — это согласно штатному расписанию. Словом, если есть желание, то оклад — аж 68 рублей (к слову, на заводе платили 170). Но нашего «зоологика» сопоставление этих двух цифр не смутило. Уже через три дня он с энтузиазмом водил экскурсии. Потом был лектором, научным сотрудником, заведующим отделом, заместителем директора, а нынешней осенью Владимир Топчий стал директором Николаевского зоопарка. Естественно, параллельно пришлось много учиться — за плечами диплом биолога-охотоведа, два года аспирантуры.

В постоянных хлопотах о летающих и ползающих, прыгающих и плавающих, усатых, хвостатых и пернатых проходят дни, недели, месяцы, годы. Незаметно пролетели 24 года пребывания Николаевского зоопарка на новой территории, а в минувшем году был отмечен его столетний юбилей. В жизни зверей, птиц, рыб и людей, за ними ухаживающих, происходило немало интересного. Старожилы еще помнят, как в 1955 году привезли индийскую слониху Мэри, которая, говорят, была подарена Никите Хрущеву премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру. А история лошади Пржевальского? Это животное имеет большую научную, моральную да и материальную ценность. Один такой жеребец по имени Гордый прожил 21 год. На протяжении долгих лет он был основным производителем в табуне. Специалисты утверждают, что в его жилах текла кровь последней дикой лошади Пржевальского, которую звали Орлица-3. В результате кропотливой работы в Николаевском зоопарке было получено 23 жеребенка, некоторые из них со своим потомством нынче пребывают во многих европейских зоопарках. Сам же жеребец Гордый, прожив положенный ему срок, умер. Но зоологи считают, что даже череп этого жеребца представляет собой ценность и отношение к нему у сотрудников зоопарка едва ли не благовейное. Что говорить, если даже казалось бы обыкновенные птицы и те не перестают годами удивлять научных сотрудников. Владимир Топчий может без конца рассказывать, как в течение нескольких лет серый гусь был влюблен в белую гусыню и даже воспитывал общих с нею гусят, напропалую «изменяя» при этом своей серой «половине». Или как гусь-белошей разбил семью горных гусей, но не стал от этого счастливее. В общем — те еще гуси…

Коллекция зоопарка находится в постоянном движении, и ею нужно заниматься каждый день, — рассказывает Владимир Топчий. — Нынче она насчитывает 370 видов животных, порядка 2,7 тысячи особей. Это крупнейшая коллекция в Украине. Около 80 видов, занесенных в Международную Красную книгу. Более 50 видов животных среди украинских зоопарков представлены только у нас. По результатам работы наш зоопарк первым среди зоопарков Украины в 1993 году был принят в Европейскую ассоциацию зоопарков и аквариумов. Мы принимаем участие в 18 европейских программах разведения редких видов (ЕЕР). Николаевский зоопарк входит в Евро-Азиатскую региональную ассоциацию зоопарков и аквариумов, в Международную систему учета животных, имеет свой сайт в Интернете. Наши специалисты ведут научно-производственную работу по изучению биологии животных в неволе. Благодаря этому в нашем зоопарке систематически размножается 120 видов. С 1988 года существует единственный подобный музей в зоопарках Украины — Музей истории зоопарка. Перед входом стоит скульптура — бегущий Маугли и черная пантера Багира. Она стала нашей эмблемой, символом единства человека и природы. Зимой минувшего года мы торжественно подняли флаг зоопарка, что является подтверждением нашей уверенности в будущем.

Конечно же, зоопарк в разные годы знавал не только подъемы, но и падения, не только успехи, но и неудачи. Но его, по убеждению Владимира Топчия, всегда хранила любовь, любовь к животным. Только она помогала, когда Владимир с женой выхаживали дома редкую дальневосточную куницу, которую надо было кормить каждые два часа, включая и ночное время, а она лишь через месяц открыла глазенки. Только любовью к братьям нашим меньшим можно объяснить существование персонала на нищенскую зарплату (средняя — 165 грн.), стремление этого явно некоммерческого заведения бороться за сносную жизнь своих подопечных не только в рамках коммунального финансирования, но и пытаться зарабатывать деньги самим. А почти безнадежные попытки найти спонсоров? Спасибо, что иногда редкие КСП, расщедрившись, бросят кто сена, кто немного зеленой массы. Да вот недавно народный депутат Кузьмук пообещал помочь «пробить» вопрос, чтобы Николаевскому зоопарку был присвоен статус национального.

Вы никогда не задумывались над тем, почему наши отечественные зоопарки столь разительно отличаются друг от друга? Ведь, по существу, каждый из них — словно двуликий Янус. С одной стороны — это милые зверюшки в клетках, умиляющие посетителей, особенно малышей. А с другой — нехватка средств на их содержание, проблемы с кормлением, болезнями, кормами, прочие бытовые неурядицы. Какая из двух сторон окажется превалирующей? От чего или от кого это зависит? Почему одни зоопарки хоть и не без трудностей, но научились выживать, а другие едва существуют? Думается, все дело в личностях. В тех самых «зоологиках» по жизни. Разных людей — Леонтовича, Ничикова, того же нынешнего директора зоопарка Топчия, множество других, оставшихся «за кадром», беззаветно любящих животный мир и щедро дарящих свою любовь окружающим, быть может, кто-то назовет чудаками. Но они не чудаки, они настоящие «зоологики». Это о них и им подобных сказал Берестов:

Пусть будущие поколенья

Не скажут с болью сожаленья:

Жил-был смешной пушной зверек,

А мир его не уберег.