UA / RU
Поддержать ZN.ua

О ЧЕМ ПОВЕДАЛ «БУНТ ЩИТОВИДКИ»

Если действительно идеи носятся в воздухе, то замысел создания Института медицинской экологии витал в смоге Днепропетровска еще в восьмидесятые...

Автор: Наталия Абросимова

Если действительно идеи носятся в воздухе, то замысел создания Института медицинской экологии витал в смоге Днепропетровска еще в восьмидесятые. 17 октября 1994 года - официальная дата учреждения ИМЭ. Почему именно здесь основан этот уникальный институт?

Не утомляя читателя полным перечнем заболеваний жителей Днепропетровска, проанализируем лишь ряд сведений о недугах, прямо выводящих на связь болезни с неблагоприятной экологией. Таковая просто прослеживается, например, по графе «рак легких». Достаточно сравнить лишь два района: Ленинский и Жовтневый, техногенный и менее насыщенный промышленными предприятиями.

- Налицо более высокая заболеваемость в Ленинском районе, - комментирует сводку директор Института медицинской экологии, заведующий кафедрой Днепропетровской государственной медицинской академии, член-корреспондент НАН Украины, профессор Лев Викторович Гербильский. - Легочные заболевания - один из важных критериев, по которому судят об экологии того или иного региона. Местность, где сконцентрированы крупные металлургические предприятия, задымлена, запылена, загазована... От рака легких в прошлом году в Ленинском районе умерло на 60% больше, чем в Жовтневом.

О том, что наша окружающая среда стала крайне неблагоприятной, свидетельствуют виды патологии, которые вчера еще не фиксировались. Например, среди ребятишек дошкольного возраста в нашем регионе увеличение щитовидной железы (гиперплазия) не было характерным. Сейчас, к сожалению, картина иная. За четыре года мы обследовали более 5000 дошкольников из Днепропетровска и области, причем тех, кого считали практически здоровыми. Выяснилось: у половины увеличена щитовидная железа.

Гиперплазия чаще всего указывает на уже имеющуюся или вероятную в перспективе недостаточность щитовидной железы, следовательно необходимы немедленные мероприятия по предотвращению вредного влияния «больной» экологии на детей, все население. Но экологию мгновенно «вылечить» невозможно, поэтому важно также искать и находить механизмы адаптации человека, проживающего в неблагоприятной окружающей среде.

В области, безусловно, принимаются меры по улучшению экологической обстановки. В 1994 году были изысканы средства для строительства 117 природоохранных объектов с общим объемом капиталовложений 2,7 млрд. крб. Введены в действие природоохранные мощности на производственных объединениях «Азот» и «Днепровагонмаш» в Днепродзержинске, на металлургическом комбинате «Криворожсталь», Днепропетровском лакокрасочном заводе, Никопольском заводе ферросплавов и ряде других предприятий.

В результате принятых мер и спада производства в 1994 году по сравнению с 1993 годом уменьшились выбросы вредных веществ на 212 тыс. тонн, снизился сброс загрязненных сточных вод на 83 млн. куб. м. В рамках программы по оздоровлению Днепра проводятся также мероприятия по предотвращению загрязнения и расчистке других рек. Облисполком выделил, в частности, 1,4 млрд. крб. на расчистку Каменки в Марганце.

Но «бунт щитовидки», однако, продолжается...

Как свидетельствуют результаты ряда исследований, число детей с гиперплазией щитовидки в Днепропетровске нынче достигает 100000... Если бы у наших медиков, ученых была необходимая диагностическая ультразвуковая аппаратура, можно бы прогнозировать риск заболеваний щитовидной железы, своевременно предупреждать те или иные ухудшения состояния здоровья, но...

Вынуждены лишь констатировать печальные факты, - продолжает Лев Викторович. - Поэтому важнейшей задачей считаем разработку рекомендаций по уменьшению вредного влияния экологических факторов на состояние щитовидной железы для населения Днепропетровска, всей Украины.

Медицинская экология - термин, уже привычный для заинтересованного читателя. Взаимоотношениями человека с окружающей средой занимаются многие ученые-светила, солидные институты, общественность (кстати, Л.Гербильский возглавляет научный совет экологической организации «Зелений свiт»). В Киеве есть Институт экологии человека, в Черновцах - Институт медико-экологических проблем... Да и в Днепропетровске все начиналось не с «нуля». Созданию ИМЭ предшествовала огромная работа, которая и привела, наконец, к четкой формулировке: нужен институт, способный органично сочетать фундаментальные исследования с практическими действиями.

Инициативу руководства ДГМА, прежде всего ректора Л.Новицкой-Усенко и проректора по научной работе профессора А.Люлько, поддержали городские власти, особенно мэр Днепропетровска Н.Швец и его заместитель В.Павлов. Инициатива была подкреплена серьезнейшими выводами ученых, посвятивших проблеме оздоровления среды обитания человека многие годы жизни. Так, Л.Гербильский ознакомился с методами научных исследований и практических мероприятий в области медицинской экологии, проводимых странами Западной Европы. В частности, поработал в лабораториях факультета медицинской экологии, созданного в Свободном университете Берлина с целью подготовки специалистов данного профиля.

С точки зрения Л.Гербильского, медико-экологическим исследованиям в нашей стране стали уделять должное внимание с началом разработки и внедрения системы экологического мониторинга (СЭМ), головным исполнителем которого является Институт проблем природопользования и экологии НАН Украины, а соисполнителями - 14 организаций, НИИ и вузов Днепропетровска.

Общую координацию работ осуществляет Приднепровский научный центр НАН Украины. СЭМ призвана обеспечить глобальный контроль за состоянием природной среды и здоровья людей, прогнозировать их изменения - и на этой основе осуществлять мероприятия по их оздоровлению. В программе СЭМ, кроме медиков, участвуют геологи, специалисты в различных областях науки и техники... Выполнение медицинского блока СЭМ (руководитель - член-корреспондент УЭАН, профессор Э.Деркачев) позволило получить обширный, очень важный материал о связи показателей здоровья населения с окружающей средой. Один из разделов блока - именно тот, о котором мы рассказали выше, т.е. «бунт щитовидки».

В рамках системы экологического мониторинга, других программ ученые ДГМА проводят фундаментальные исследования в различных областях медицинской экологии. Исследования профессоров П.Бачинского, Т. Богомаз, Е. Дуки (о связи содержания тяжелых металлов в организме детей с показателями их здоровья), профессора В.Мамчура (перспективы разработки лечебно-профилактических лекарственных комплексов природного происхождения, повышающих защитные функции организма в условиях Днепропетровска) и многие другие имеют большое практическое значение.

- Лев Викторович, все это следует понимать так: создается фундамент науки - медицинской экологии?

- Очень многое есть для того, чтобы создать эту науку, но - многого еще нет. Нет теории медицинской экологии, соответствующих учебника, монографии, руководства... Наш институт должен заложить основы новой фундаментальной науки. Основы ее изложения вскоре выйдут брошюрой. А нужно создать науку со всеми элементами, от учебника - до журнала медицинской экологии. Конечно же, мы лишь в начале пути.

Одной из важнейших технических задач ИМЭ является создание концепции управления качеством адаптаций населения, проживающего в условиях высокой техногенной нагрузки. А стратегия?

«Здоровый человек в здоровой среде» - таков девиз Института медицинской экологии ДГМА. В нем и заложена основная стратегическая цель деятельности: теоретически и практически содействуя оздоровлению человека и среды обитания одновременно, добиться высокой экологической культуры общества, того уровня цивилизации, которому свойственна гармония всего сущего на Земле.

Сегодня эта цель кажется чуть ли не фантастикой, ибо человек и окружающая среда являются антагонистами, и порой приходится, работая с населением, начинать с азов типа «здоровье - это в том числе и способность адаптироваться, побеждая таким образом неблагоприятные условия окружающей среды».

- Адаптация - дело очень индивидуальное, - напоминает Лев Викторович. - Невозможно всем порекомендовать одну и ту же диету, один и тот же препарат... Нужно обследоваться у специалистов, подобрать соответствующий комплекс профилактических мер, нужные лекарства... Сочетая фундаментальные и практические аспекты деятельности, мы должны максимально снизить риск для здоровья населения зон экологического бедствия.

- Не поздно ли мы хватились?

- Полагаю, что ситуация не безвыходная. Мы сумели одолеть синдром экологической беззаботности, обусловленный постулатом «Мы не должны ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача». Находясь в состоянии экологической озабоченности, для которого характерен девиз «Нельзя ждать милостей от природы после всего, что с ней сделали», важно осознать: третий этап развития взаимоотношений с природой - либо экологическая катастрофа, либо кропотливая работа по созданию экологической культуры. Наш институт готов сделать свой вклад в эту работу.

- Появятся брошюры, затем пособия и книги, журналы... Множество советов по адаптации - и все... не по средствам основной массе населения.

- Полагаю, сейчас в Днепропетровске есть по крайней мере с десяток тысяч человек, уже сейчас готовых вкладывать средства в здоровье, а не в тряпки, развлечения и так далее. Будет, уверен, гораздо больше - и весьма скоро. Да и не все, что касается взаимоотношений с медицинской экологией, так уж дорого.

Собственно, здоровью денежного эквивалента нет (хотя микстуры, сорбенты и все такое прочее имеют цены). Но к пониманию этого еще нужно прийти. Нужно объединить всех, кто стремится помочь человеку быть оптимально здоровым в сегодняшней нездоровой среде, одновременно вылечить как человека, так и экологию.